Жанна Александровна Сизова
Фестиваль педагогического мастерства «Педагогическая мастерская дошкольного образования». Опыт работы в форме мастер-класса
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Пластилиновая живопись»
1. Презентация педагогического опыта.
Обоснование выбора технологии.
Пластилиновая живопись – один из новых видов декоративно-прикладного творчества, который еще не получил широкого распространения в ДОО. В этой технологии заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста.
Публикация «Фестиваль педагогического мастерства „Педагогическая мастерская дошкольного образования“, Опыт работы в форме мастер-класса» размещена в разделах
План беседы с присутствующими на мастер-классе.
Сейчас в магазинах представлен большой выбор пластилина. Он может быть разный по твердости и эластичности. Если его использовать в качестве красок, то смешивая разные его цвета, можно добиться множества оттенков. Но делать это нужно правильно. Смешивание пластилина для получения разнообразных оттенков похоже чем-то на смешивание масляных красок, только вместо кистей мы используем свои пальцы. При смешивании пластилина не рекомендуется брать более 2-3 цветов. Добавляя пластилин черного цвета к любому оттенку можно получить более насыщенный и густой тон. И наоборот, смешивая белый с цветным пластилином, получаем пастельные тона, например: голубой, розовый, бежевый.
Рисунки пластилином дают большой простор для творчества и мыслей художника. Поверхность пластилиновых полотен может быть разнообразной : гладкой, как стекло, или фактурной, рельефной, напоминающей картину написанную маслом. Шероховатость поверхности пластилиновой картины достигается за счет нанесения на нее точек, линий или штрихов. Существуют разные техники рисования пластилином. Каждый художник выбирает для себя способ, который ему наиболее удобен, в этом заключается неповторимый почерк и индивидуальность художника. Вот некоторые из приемов рисования пластилином:
1. Классический стиль. Пластилин смешиваем, наносим мазки пальцами, добиваясь плавного перехода одного цвета к другому.
2. В стиле импрессионизма. Наносим густые мазки пальцами на картон. Картина получится выпуклой и рельефной, цвет ложится по ощущению, настроению, предпочтению.
3. В декораторском стиле. Здесь рисование пластилином становится чем-то средним между аппликацией и рисованием. Заключается этот способ в том, что художник наносит на поверхность полотна детали и части рисунка, вылепленные заранее. Или рисунок накладывается на картон отдельными участками, сверху выкладываются детали в виде рельефа, затем добавляются объемные детали, жгутики, шарики и т. д.
Для пластилиновой живописи можно использовать специальные инструменты, например, стеки. Для получения тонких линий и нитей художники используют медицинские или кулинарные шприцы. Можно вытащить из шприца поршень и иглу, и заполнить его пластилином. Затем вставить поршень на место и нагреть шприц в горячей воде. С помощью шприцов получаются грациозные изящные линии.
Что дает ребенку пластилиновая живопись?
Дети обожают возиться с пластилином, а пластилиновая живопись станет для них новым способом выражать свои мысли, фантазии, станет хорошим фундаментом для дальнейшего развития его творческого потенциала.
На примере смешивания пластилиновых красок, им хорошо виден процесс превращения одного цвета в другой. В отличие от красок, это превращение происходит медленнее, и ребенок может наблюдать за процессом, в результате формируется интерес к изобразительной деятельности.
Разминающие движения пальцами, кистями рук и усилие самой руки дают ребенку возможность укрепить мелкие мышцы обеих рук. Руки становятся более ловкими и сильными, что способствует их интеллектуальному и речевому развитию, а значит и успешному обучению в школе.
У ребенка расширяется кругозор: он лучше начинает понимать, в чем отличие живописи от графики, плоскостного изображения от рельефного, как строится само изображение, как оно меняется в пространстве. Ненавязчиво знакомится с законами перспективы, законами изобразительного искусства.
В эмоциональном плане ребенок получает радость и удовольствие от процесса рисования пластилином, удовлетворение от полученного результата. Процесс рисования, способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению, успокаивает нервную систему, что немало важно для возбудимых и гиперактивных детей.
Значение пластилиновой живописи.
Заниматься с детьми пластилином можно начинать с 3 лет.
Пластилин можно применять в различных занятиях: в живописи, графике, прикладном творчестве, скульптуре и др. видах изобразительного творчества. Эти возможности можно использовать для изучения предметных занятий в интеграции с прикладными видами творчества, комбинировать с различными по фактуре материалами – это способствует развитию тактильности и формирует у детей представления об окружающем мире, способствует освобождению мышления.
При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей. Создаваемые детьми коллективные композиции могут быть использованы для оформления дошкольного учреждения, поделки применены в качестве пособия, оборудования для занятий.
Имитационная игра.
Тема: Пластилиновая живопись. Весенний пейзаж.
Цель: ознакомление детей с новой техникой изображения «пластилиновая живопись» в весеннем пейзаже.
Задачи:
1. Уточнить знания детей об изменениях природы в различные времена года.
2. Учить определять доминирующие цвета, влияющие на восприятие картины через ее колорит.
3. Дать представление об особенностях построения и исполнения рисунка в пейзаже.
4. Показать возможности выполнения пейзажа в технике «пластилиновая живопись».
Материалы:
Для детей: подкладной лист, картон, кусочки цветного пластилина, карандаш, стек, тряпочка для рук.
Для педагога : подкладной лист, картон, кусочки цветного пластилина, карандаш, стек, тряпочка для рук. Коробки с разными видами пластилина, две баночки с краской, кисть.
Изобразительный ряд : подборка иллюстраций художников с изображением пейзажа по временам года, подборка детских работ с изображением осеннего пейзажа.
Музыкальный ряд: подборка музыки с весенними звуками природы.
Ход:
1. Организационный момент. Знакомство с детьми.
Педагог приглашает детей побывать в кабинете «мастерской у художника», оформленном детскими работами и иллюстрациями художников.
Вводная беседа:
- Что означает слово мастерская? (Ответы детей.)
- Чем занимаются художники в мастерской? (Пишут картины, разрабатывают эскизы, собирают различные иллюстрации, экспонаты, это зависит от желания художника, от его творческих задумок.)
- Чем художник может рисовать? (Разными изобразительными материалами : красками, кистями, карандашами, мелками и др.)
- Что художник может нарисовать? (Все, что ему интересно, природу, животных, людей и др., мир, вокруг нас и не только.)
2. Сообщение темы.
- А вы хотите стать художниками?
Предлагает детям занять рабочие места.
- Что мы с вами сегодня будем изображать?
Педагог предлагает детям узнать самим, зачитывает стихотворение – загадку.
Если видишь на картине Нарисована река
Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется Пейзаж.
Идет обсуждение по понятию слова пейзаж.
- Посмотрите на эту картину, что на ней изображено? (Пейзаж.) Какой пейзаж? (Природный.)
- Какое время года? (Осень, весна.) Тогда как назовем пейзаж? (Осенний, весенний пейзаж.)
- Каких красок больше холодных или теплых? Почему? (Погода холодная, теплая, и т. д.)
- Какое настроение вызывает эта картина у каждого из вас? Почему? (Грусть, радость.)
- Послушайте отрывок из стихотворения М. Пляцковского
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
К какой картине подходят эти строки?
3. Изучение нового материала.
1). Теплые и холодные цвета.
- Каждый воспринимает эту картину в зависимости от того какое у него настроение. Может воспринять как радостно, так и грустно. Художник обобщает мнения разных людей и в своих картинах передает все многообразие природы. Показывает различное настроение красками теплого и холодного колорита. Осень – грустная пора, в природе все увядает, какого колорита больше? (Холодного.) А вот весна, здесь какого колорита больше? (Теплого.)
2). Знакомство с техникой «Пластилиновая живопись».
- У нас с вами сегодня необычные краски: пластилиновые. Посмотрите, чем они отличаются? (Пластилин тугой, эластичный, мягкий, не разводится водой, можно взять в руки, можно помять, что-нибудь слепить, пачкается меньше красок.) А в чем сходство? (Похожи цветом, могут смешиваться, при смешивании получаются такие же цвета.)
- Прежде чем начать писать картину пластилиновыми красками, сделаем на картоне набросок карандашом. Но прежде поиграем с вами в горы!
Физкультминутка:
- Покажите, какие высокие горы мы видим вдалеке? (Поднимаем руки, соединяем над головой) А теперь - низкие горы (присаживаемся.) Рисуем горы руками то в одну, то в другую сторону.
3). Практическая работа.
- Продолжаем занятие. Там далеко-далеко на горизонте, что мы видим? (Земля сходится с небом в одну линию.) Нарисуем эту линию карандашом, это и есть линия горизонта. Вверху небо, внизу – земля. Добавим внизу еще линий, это холмы. У нас получилось несколько планов.
Педагог показывает планы на образце. Объясняет, что рисовать пластилином необходимо сверху, с дальнего плана, постепенно продвигаясь вниз к ближнему плану. Затем показывает, как надо смешивать пластилин и наносить его на картон. Уточняет, как размазывать пластилин, в каком направлении, и т. д.
4). Итог занятия:
Идет обсуждение работ.
-Настроение и состояние природы в картинах передается через средства художественной выразительности: разнообразное сочетание красок в живописи. Посмотрите, у каждого из вас получился пейзаж. В каждом пейзаже есть настроение: грусть или радость. Каждый пейзаж передает какое-то состояние природы: холодная или теплая весна, спокойная или ветреная погода, др.
Педагог объясняет детям, как можно оформить работы и как их сохранить в будущем.
Рефлексия.
Обмен мнениями, впечатлениями педагогов. Просмотр работ, представленных педагогом на мастер-классе.