Бочарова Юлия
Формирование представлений об отечественных (народных) традициях и праздниках у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование представлений об отечественных (народных) традициях и праздниках у дошкольников
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поиском путей повышения качества и эффективности воспитания. Предпочтение в процессе поиска новых средств и методов организации воспитания отдается тем, которые многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации личности, интересны детям и органично вписываются в современный учебно- воспитательный процесс. Одним из таких средств воспитания является народная культура. Она имеет познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую и другие воспитательные функции, может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирование системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.
Публикация «Формирование представлений об отечественных (народных) традициях и праздниках у дошкольников» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Отторжение подрастающего поколения от человеческой культуры - одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Приобщая ребенка к культуре своего народа, мы можем обеспечить ему духовное и нравственно-патриотическое воспитание.
Поэтому цель проектной работы: описание опыта работы с воспитанниками дошкольной образовательной организации по формированию представлений об отечественных (народных) традициях и праздниках.
Задачи проектной работы:
• Провести анализ литературных источников по теме;
• Описать создание условий для организации работы по формированию представлений об отечественных (народных) традициях и праздниках у детей старшего дошкольного возраста;
• Определить содержание работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными традициями и праздниками;
• Раскрыть формы и методы ознакомления детей дошкольного возраста с народными традициями и праздниками.
Содержание работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными традициями и праздниками
Гипотеза: формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, в специально организованной деятельности и на мероприятиях, организованных в детском саду.
Цель: создание условий для формирования у детей основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей через знакомство с культурой и традициями русского народа.
Задачи:
- знакомить дошкольников с народными праздниками и народными играми, привлекать детей и родителей к участию в них;
- расширять первоначальные знания о русском народном творчестве (пословицы, поговорки, загадки, учить использовать их в активной речи;
-продолжать знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством;
- знакомить детей с русским народным бытом;
-формировать духовно- нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей;
-расширять сотрудничество с родителями (привлекать в воспитательно-образовательный процесс).
Содержание работы по формированию представлений об отечественных (народных) традициях и праздниках у детей старшего дошкольного возраста может включать следующие темы:
• Моя семья. Наши корни – рассматривание семейных фотографий, составление семейного древа.
• Путешествие в прошлое России - знакомство с легендами и былинами, народными героями, с древнерусской архитектурой.
• Русский народный костюм - знакомство с историей и элементами костюма, с головными уборами.
• Родной дом - знакомство с крестьянской избой и домашней утварью.
• Праздники на Руси - знакомство с традициями проведения праздников (Новый год, Рождество, Масленица, Пасха).
• Новый год и Рождество на Руси - традиции празднования Нового года; колядки, заклички, зимние игры-забавы.
• Русские народные сказки, пословицы, поговорки - знакомство с духовной жизнью и народным искусством (песни, былины, приметы, пословицы, поэзия, проза, загадки).
• Масленица - знакомство с праздником, традицией проведения.
• Забытые детские игры - знакомство с народными играми, разучивание считалок, слов к играм.
• Секреты русской кухни - знакомство с национальными блюдами.
• Пасха - знакомство с праздником Пасхи, обрядами, традициями.
• Народное творчество - знакомство с народным прикладным искусством и декоративной росписью.
Создание условий для организации работы по формированию представлений об отечественных (народных) традициях и праздниках у детей старшего дошкольного возраста
Для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурно-историческими традициями необходимо создать соответствующую развивающую среду, которая поможет вводить детей в мир национального быта и уклада жизни русского народа. Это художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания); иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья, «Народный календарь»; предметы старины; русские игрушки; наборы для детского творчества; разные виды кукольного театра; предметы народного декоративно-прикладного искусства; различные макеты; куклы в национальных костюмах; дидактические игры по теме; атрибуты для народных подвижных игр. Уголок может быть оформлен предметами декоративно-прикладного народного творчества : дымковской игрушкой, подносами, расписанными под хохлому, гжельской росписью.
Формы ознакомления детей дошкольного возраста с народными традициями и праздниками
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого - педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.
Таким образом, в содержание работы по формированию представлений о народных традициях и праздниках можно включить следующие формы работы :
• Моя семья. Наши корни. Формы работы : рассматривание семейных фотографий, рассказы детей о семье и ее традициях, изготовление семейного древа совместно с родителями.
• Путешествие в прошлое России. Формы работы : цикл познавательных занятий «Как жили люди на Руси», «Богатыри земли русской»; презентация «Русское зодчество».
• Русский народный костюм. Формы работы : беседа «Народный костюм», рассматривание иллюстраций, рисование элементов народного костюма.
• Родной дом. Формы работы : презентация «Устройство русской избы», цикл познавательных занятий «Старинные русские обычаи».
• Секреты русской кухни. Формы работы : познавательное занятие «Блюда русской народной кухни»; рассказы детей о традициях народной кухни в семье.
• Праздники на Руси. Формы работы : проведение народных развлечений и праздников, изготовление костюмов совместно с родителями.
• Новый год и Рождество на Руси. Формы работы : проведение Колядок, изготовление костюмов совместно с родителями, разучивание зимних игр-забав.
• Русские народные сказки, пословицы, поговорки. Формы работы : чтение русских народных сказок, былин и легенд; театрализованная деятельность; рисование на темы сказок; заучивание считалок, пословиц и поговорок.
• Забытые детские игры. Формы работы : разучивание народных подвижных игр и слов к ним: «Золотые ворота», «Горелки», «Гори, гори ясно!», «Плетень», «Ручеек», «На горе-то калина», «Каравай», «Капуста», «Мячик кверху», «Салки», «Лапта», «Пчелы», «Колечко»; выполнение творческих заданий (изготовление масок к играм).
• Народное творчество. Формы работы : беседы «Дымковская сказочная страна», «Знакомьтесь, русская матрёшка!», «Сине-голубое чудо»; выполнение творческих работ (народные промыслы, роспись); знакомство с русскими музыкальными инструментами (трещотка, свистулька, ложки, балалайка); разучивание и исполнение попевок, потешек, закличек, колядок, хороводов, игр с пением; инсценирование песен; игра на шумовых народных инструментах.
Формы сотрудничества с родителями по формированию представлений о традициях у воспитанников
Особое внимание должно уделяться укреплению связей с родителями. В уголках для родителей можно размещать материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др. Совместное участие в творческих мероприятиях поможет объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.
Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу. Родители, принимая участие в проведении игр и русских народных праздников, в изготовлении костюмов к ним, в украшении групп к Пасхе, Рождеству, Новому году, Масленице, и активно обсуждая вопросы воспитания на родительских собраниях, станут активными участниками педагогического процесса.
Таким образом, в содержание работы с родителями можно включить следующие формы сотрудничества :
• Индивидуальные беседы;
• Консультации: «История одной вещи», «Народная игрушка», «Русские народные сказки в воспитании детей»;
• Информационные памятки : «Народные праздники», «Русская кухня»;
• Анкетирование: «Семейные традиции», «Семейные игры»;
• Участие в праздниках и развлечениях.
Анализ литературы по изучаемой теме и опыт проведенной работы подтвердили, что формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, осуществляться через различные виды деятельности в системе образовательного процесса, и предполагает использование различный видов и форм взаимодействия с детьми.
Также необходимо учитывать следующие принципы: принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности - изучаемый материал должен быть с постепенным усложнением; принцип доступности - предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников; принцип научности и достоверности - содержание сведений должно быть основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений детей; принцип наглядности и занимательности - образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик; принцип исторической последовательности обобщающих факторов; принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.
Вывод: приобщая детей к истокам национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера, ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее.
Литература
1. Антонова Г. А., Ельцова О. М., Николаева Н. Н. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к праздничной культуре русского народа, ООО Изд. «Детство – Пресс», 2012
2. Безматерных Т. В., Пономарева Л. А. Знакомство дошкольников с традициями русского народа // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. —№1.—С. 7-9
3. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М. : Сфера, 2009
4. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. М. : Учитель, 2014
5. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. М. : Мозаика-Синтез, 2008
6. Сертакова Н. М., Кулдашова Н. В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. В. : Учитель, 2016
7. Степанов Н. П. Народные праздники на Святой Руси. М. : Российский паритет,1992
8. Хлынова Л. А., Мещерякова С. В., Шевченко С. Ф. Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. Уфа: июль, 2012
9. Шорыгина Т. А. Наша Родина - Россия. М. : Сфера, 2016