Елена Свинцова
Проект по самообразованию «Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы разработки Сроки реализации
Изучение литературы по данной теме Сентябрь
Разработать картотеку дидактических игр Ноябрь
Создание центра «Занимательная математика» В течении года
Изготовление и проведение дидактических игр В течении года
Ознакомление родителей с занимательными и развивающими играми по математике на родительском собрании Декабрь
Консультация для родителей «Как и чему мы учим детей» Март
Участие в системе методической работы
Публикация «Проект по самообразованию „Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Обобщение педагогического опыта В течении года
Оформление письменных консультаций в родительском уголке. В течении года
Оформление письменных консультаций для педагогов В течении года
Оформление выставки : «математические игры и упражнения для дошкольника» Апрель
Отчет на педагогическом совете Май
Паспорт проекта
Вид проекта : информационный.
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы, родители.
Актуальность:
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Очень важно, что игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, на сколько эти игры будут содержательными и полезными.
Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Используя разнообразные дидактические игры, благодаря обучающей задаче, ребенок непреднамеренно усваивает определенную «порцию» познавательного содержания.
В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр. В отличие от существующих они позволяют формировать у детей принципиально новые знания. Игры, содержание которых ориентировано на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат оперировать обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления. Особое значение имеют дидактические игры при формировании представлений о пространственных отношениях, форме, величине. Большая часть программных задач из этих разделов решается с помощью дидактических игр.
Таким образом, дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении ребенка – дошкольник.
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
1. Развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием.
2. Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей.
3. Формировать приемы логического мышления (сравнение, обобщения, классификации).
4. Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
5. Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.
Принципы:
1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.
2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.
3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.
Основные методы и формы обучения детей :
1. Образовательная деятельность
2. Игровые образовательные ситуации.
3. Трудовая деятельность
4. Дидактические игры.
Формы и методы работы с родителями:
Консультации;
Родительское собрание;
Привлечение к изготовлению и приобретению игр и пособий для уголка математики;
Презентация развивающей среды.
Ожидаемые результаты:
У детей повышается самооценка, развиваются различные навыки;
План реализации проекта :
Этап Первый – подготовительный: накопление материала, разработка содержания проекта.
Этап Основной:
Изучение литературы по данной теме
Разработать картотеку дидактических игр
Создание центра «Занимательная математика»
Изготовление и проведение дидактических игр
Ознакомление родителей с занимательными и развивающими играми по математике на родительском собрании
Консультация для родителей «Как и чему мы учим детей»
Участие в системе методической работы
Обобщение педагогического опыта
Оформление письменных консультаций в родительском уголке.
Оформление письменных консультаций для педагогов
Оформление выставки : «Математические игры и упражнения для дошкольника»
Отчет на педагогическом совете
Этап Заключительный: подведение итогов.