Ольга Жукова
Формирование представлений о народных традициях у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : Формирование представлений о народных традициях у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода.
[/b]
«Воспитание, лишенное народных корней – бессильно»
К. Д. Ушинский
Одной из насущных проблем современности является формирование представлений об отечественных традициях у дошкольников, которое создает условия для полного учета природных задатков, формирования национального состава психики и характера, способа мышления ребенка.
Публикация «Формирование представлений о народных традициях у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода» размещена в разделах
По утверждению А. И. Арнольдова, Н. П. Денисюка, Л. А. Ибрагимовой, А. И. Лазарева, Р. М. Римбурга, В. М. Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Интерес к прошлому, своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. Народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, — народ без будущего.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, о котором мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают традиции наших предков.
Проблемой формирования представлений у старших дошкольников об отечественных традициях, занимались различные исследователи, педагоги: М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева.
Формирование представлений у дошкольников о народных традициях начинается в младенческом возрасте. В первые годы жизни ребенка закладывают основы таких качеств, которые невидимо, но глубоко и прочно связывают его со своими историческими корнями, влияют на формирование памяти родословной, любви к своим родителям, отчего дома. В детские годы зарождается национальное самосознание личности, чувства преданности Родине.. Все начинается с восприятия ребенком материнского фольклора (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки).
Дошкольный возраст является сенситивным для формирования представлений об отечественных традициях. В первую очередь это обеспечивается высокой восприимчивостью детей, их эмоциональностью и склонностью к подражанию. Эффективность процесса формирования представлений об отечественных традициях у детей можно повысить при наличии интереса к ним. Эти представления не являются статичными, они видоизменяются, обогащаются на протяжении всей жизни. К концу дошкольного возраста через представление уже четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель уровня его духовно - национального развития.
Представление о народных традициях способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Русские народные традиции — одна из составных частей культурного наследия русского народа. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. Русские народные традиции — одна из составных частей культурного наследия русского народа
Понятие «традиция», имеет несколько специализированное содержание. По мнению С. А. Токарева, «традиция» – это явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса.
Приобщая детей дошкольного возраста к народным традициям, используем наиболее эффективную форму – полихудожественный подход, где “поли” – много, “художеств” – искусств, т. е. много искусств. Одновременное восприятие нескольких видов искусств (синтез искусств: живопись, музыка и поэзия, взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркие эмоционально – эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа. Восприятие произведений искусства сочетается с собственной творческой деятельностью детей: танцевальная импровизация, пропевание мелодий, театрализация и др.
Отечественные представление ребенка формируются в повседневной жизни и деятельности, обогащаются за счет фольклора, народных обычаев и традиций, декоративно - прикладного искусства, наблюдение или участия в семейных обрядах. Вне семейной среды целенаправленное образование этнопсихологических представлений детей происходит в дошкольном учебном заведении на занятиях, в процессе подготовки и непосредственного участия в праздниках, развлечениях, которые стимулируют познавательную активность ребенка, развивают у него стремление к получению новых знаний. Таким образом, обеспечивается подготовка ребенка к усвоению основ духовной и материальной культуры своего народа, осознание его отечественных ценностей.
Развитие интереса дошкольников к родному краю, его истории и современности, жизни во всех ее аспектах должно происходить на основе сочетания когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Как убеждает В. В. Макаев, эмоциональный компонент, учитывая специфику данного возраста, является ведущим, поскольку на протяжении дошкольного детства эмоции длительное время остаются генетическими формами регуляции поведения и формирования интеллектуальной сферы.
Приобщение детей к отечественным традициям основано на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.
Наше исследование проходило на базе МБДОУ № 57 г. Белгорода.
Работу начали с проведения диагностики с детьми по выявлению представлений о народных традициях и анкетирования родителей. В результате на констатирующем этапе получили следующее:
Дети не имеют представления об особенностях устройства жилища и быта наших предков, знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны. Дети называют членов своей семьи, определяют родственные отношения, но не все знают свою родословную. Мало знают о труде своих дедушек и бабушек, и ничего не знают о прадедедушках, прабабушках. Как они жили и чем занимались. Дети, практически не знакомы с культурными традициями своего народа. У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам. Многие из детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости.
Дети незнакомы с предметами быта старины, но им интересно узнать о прошлом, о промыслах, традициях русского народа. Не всегда используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества (потешки, частушки, пословицы, поговорки и т. д.).
Единицы детей смогли вспомнить и назвать народные праздники. Два ребенка имеют представление о русских традициях, знают русские народные праздники, называют предметы быта, игрушки русского народа. Очень большой опыт передают им бабушки.
Уровень развития знаний об отечественных традициях детей экспериментальной группы можно охарактеризовать как средний и такой, что требует дополнительных занятий по развитию знаний.
Для повышения уровня детей был разработан комплекс занятий с использованием полихудожественного подхода по формированию представлений об отечественных традициях у старших дошкольников.
Цель комплекса – повысить уровень знаний об отечественных традициях в условиях дошкольного образовательного учреждения, на основе использования полихудожественного подхода.
В результате проделанной работы провели повторную диагностику с детьми, где получили следующее: дети многое узнали о жизни близких им людей, убедились, как важно ценить историю, гордиться своими предками, почитать и уважать старших, рассказывают о традициях семьи. Ведь знания народных обычаев укрепляют родовые и семейные связи, что помогает отрегулировать взаимоотношения между разными поколениями. Дети стали проявлять устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение
Анкетирование родителей показало, что для большинства из них (70%) характерно положительное отношение к традициям, желание узнать больше, помочь детскому саду по мере возможности в приобщении детей к традициям народа. Вместе с тем ответы родителей показали недостаточную информированность семей о традициях народа, отсутствие национальных семейных праздничных традиций. Все это свидетельствует об определенной утрате преемственности поколений к культуре своего народа.
Специфика воспитания детей старшего дошкольного возраста обусловлена основными приобретениями ребенка и дидактической направленностью процесса взаимодействия со взрослым. Базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.
Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться с образом жизни представителей разных народов. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
Таким образом, представление об отечественных традициях дошкольников является чувственно - наглядными образами о родном доме, городе (селе, регионе, стране; об обычаях, традициях, обрядах семьи и этноса в целом; быте; искусстве, которые доступны восприятию и пониманию ребенка в старшем дошкольном возрасте.
Список использованной литературы.
1. Бакланова Т. И. и др. Народная художественная культура в дошкольных учреждениях. Сб. программ. Уч. -метод. пособие. (3-7 лет) М. : ИРОТ. – 2009. – с. 198- 211
2. Белкина В. Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998. – 276 с.
3. Горячева, И. А. Педагогическое наследие К. Д. Ушинского / И. А. Горячева // Образование. - 2004. - № 4. - С. 3 - 20.
4. Горбунова О. Г. Воспитание основ толерантности у дошкольников (из опыта работы детского сада) // Дошколёнок. ру: Сайт для воспитателей детских садов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: html/.http://dohcolonoc.ru/cons/5496-vospitanie-osnov-tolerantnosti-u-doshkolnikov.html, свободный. – Загл. с экрана.
5. Васютенкова И. В. Современные проблемы поликультурного образования / И. В. Васютенкова // Образование в эпоху перемен : сб. науч. трудов ; под ред. А. А. Макареня, Н. Н. Суртаевой, С. В. Кривых. – СПб. : ГНУ ИОВ РАО, 2006.