МААМ-картинки

Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста по средствам народных сказок

надя рогач
Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста по средствам народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста по средствам народных сказок

Слайд. №2

Актуальность.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: доброте, милосердии, справедливости. По наблюдениям за деятельностью воспитанников своей группы, заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, замкнуты, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Для решения данной проблемы я выбрала русские народные сказки, которые прочно вошли в детский быт ребенка, они близки его мышлению и представлениям.

Публикация «Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста по средствам народных сказок» размещена в разделах

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей.

Слайд№3.

Цель.

Целью моей работы является воспитание нравственных качеств у детей старшей группы посредством русских народных сказок.

Слайд. 4

Задачи.

1. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.

2. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, умение давать оценку поведению своему и других.

3. Воспитывать бережное отношение к книге и доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Слайд. № 5

1. Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, способствующей воспитанию нравственных качеств у детей старшей группы посредством русских народных сказок. (Уголок книжный) Перед началом работы, была поставлена задача: создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды.

Мы создали естественную комфортабельную, многофункциональную, доступную, безопасную, рационально организованную обстановку, с разнообразными книгами, играми, дидактическими материалами.

В группе есть уголок книги, в котором мы разместили разные книги со сказками.

Приобрели настольные игры, направленные на активизацию опыта детей по сказке: “Узнай сказку”, “Сказки на кубиках”, “Лото”, “Сказочное домино”; а также игры направленные на развитие связной речи: “Мои любимые сказки”, “Что сначала, что потом”, “Расскажи сказку”.

Слайд №6

2. Разработка и организация системы работы по воспитанию нравственных качеств у детей старшей группы посредством русских народных сказок.

Сказки помогут показать:

• как дружба помогает победить зло (Зимовье зверей)

• как добрые и миролюбивые побеждают злых (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Сказки учат :

-быть дружными, трудолюбивыми; Царевна лягушка

- слушаться родителей, старших Гуси –лебеди.

· Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и тд. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»). Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.

Сказки помогут показать:

• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей»,

«Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

3. Привлечение родителей к сотрудничеству в создании в детском саду уютной домашней обстановки и богатой развивающей предметно - пространственной образовательной среды.

Родители изготовляли атрибуты для театрализации сказок.

Слайд №7

Этапы работы по воспитанию нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок:

Слайд №8

1 этап – Знакомство детей со сказкой: сообщить знания о поведении героев и сформулировать конкретные представления о нравственных качествах.

Основные методы: чтение, рассказывание, беседы по содержанию,

Слайд №9

рассматривание иллюстраций и т. д.

2 этап– Эмоциональное восприятие сказки детьми. Дети не только осознают, но и делают попытки объяснить своё поведение. Основные методы: пересказ сказки, вопросы, дидактические и подвижные игры со сказками

Слад №10

3 этап– театрализация сказок. Разыгрывание сюжетов из сказок, упражнения в поступках, в поведении героев

На первом и втором в комплекс занятий мы включили следующие методы: чтение, рассказывание сказок, театрализованные представления разных видов, и беседы по сказкам.

Слайд №11

На занятии, при рассказывании русской народной сказки «Теремок» применяла настольный театр. Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Теремок». Учить различать персонажей сказки и называть их. Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, отвечать на них. Вести простейший диалог со сверстниками. Обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь и память. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству, воспитывать доброжелательное отношение.

При рассказывании сказки дети активно принимали участие, называли героев сказки, подражали, сопереживали им, заинтересованно отвечали на мои вопросы, были увлечены происходящим.

Слайд №12

Формирование дружеских взаимоотношений возможно через все виды русских народных сказок, ибо нравственность и дружелюбность изначально заложена в их сюжетах.

Когда дети освоили сказки, пересказывали их, мы перешли к их театрализации – к третьему этапу. Дети любят брать на себя роль и выполнять действия героев. На первом и втором этапе мы формировали представления о нравственных качествах и формировали чувства, а опыт поведения дети больше приобретали на заключительном этапе-театрализации.

Слайд №13

Мы предлагаем детям разыграть отдельно маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, сказка «Колобок» и «Курочка ряба».

Наши дети почувствовали себя артистами. Мы вместе инсценировали прочитанные сказки, особенно детям нравиться сказка «Заюшкина избушка». Не все дети могли участвовать в спектаклях. Остальные были зрителями, а потом и артистами. Использовали мы не только драматизацию, но и театр.

В повседневной жизни используются те же методы и игры по воспитанию нравственных качеств у детей средствами сказки. Большое внимание уделяется повседневному общению с детьми. Дети любят самостоятельно разыгрывать сценки. Через интересные игры ребёнок учиться общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок.

Слайд №14

Эффективность работы

Анализируя проведенную работу по проблеме воспитания нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок были сделаны следующие выводы

У детей сформировалось представление о добре и зле,красоте добрых поступков и их необходимости в жизни людей.

Дети научились сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, с помощью взрослого оценивать свое поведение и поведение своих товарищей.

В группе созданы условия для знакомства с народными сказками.

Родители понимают ценность сказки в нравственном воспитании детей.

Дети бережно относятся к книгам.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

Слайд №15-16

Выводы

• Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

• Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

• Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.

Публикации по теме:

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста 1 слайд. Вашему вниманию представлен опыт работы ДОУ на тему: «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста».

Формирование логико — математических представлений детей дошкольного возраста. (Слайд 2) Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и.

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством знакомства с родным краем Воспитание любви к Родине - важная задача нравственного воспитания дошкольников. Одним из средств воспитания у детей нравственно-патриотических.

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение ряда задач, одной из которых является.

Конспект занятия по формированию нравственных качеств посредством русских народных сказок «В гостях у бабушки Арины» МБДОУ «Детский сад № 70» Конспект открытого занятия по формированию нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок. «.

Педагогический проект «Формирование нравственных качеств посредством русских народных и авторских сказок» Вашему вниманию предлагается педагогический проект на тему: «Формирование нравственных качеств посредством русских народных и авторских.

Педагогический проект «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Автор проекта: Цапарина Инесса Викторовна Педагогический проект в младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством.

План самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» План работы по самообразованию воспитателя средней детского сада «Буратино» п. Пруды Нижегородской области Вихаревой Татьяны Владимировны.

Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» План работы по самообразованию воспитателя старшей группы Метлиной Галины Анатольевны на тему: «Формирование нравственных качеств у детей.

Творческий проект «Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста по средствам народных сказок
Опубликовано: 8 апреля 2017 в 17:19
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста по средствам народных сказок» (включая файлы) размещена пользователем надя рогач в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД