надя рогач
Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста по средствам народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста по средствам народных сказок
Слайд. №2
Актуальность.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: доброте, милосердии, справедливости. По наблюдениям за деятельностью воспитанников своей группы, заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, замкнуты, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Для решения данной проблемы я выбрала русские народные сказки, которые прочно вошли в детский быт ребенка, они близки его мышлению и представлениям.
Публикация «Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста по средствам народных сказок» размещена в разделах
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей.
Слайд№3.
Цель.
Целью моей работы является воспитание нравственных качеств у детей старшей группы посредством русских народных сказок.
Слайд. 4
Задачи.
1. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.
2. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, умение давать оценку поведению своему и других.
3. Воспитывать бережное отношение к книге и доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Слайд. № 5
1. Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, способствующей воспитанию нравственных качеств у детей старшей группы посредством русских народных сказок. (Уголок книжный) Перед началом работы, была поставлена задача: создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды.
Мы создали естественную комфортабельную, многофункциональную, доступную, безопасную, рационально организованную обстановку, с разнообразными книгами, играми, дидактическими материалами.
В группе есть уголок книги, в котором мы разместили разные книги со сказками.
Приобрели настольные игры, направленные на активизацию опыта детей по сказке: “Узнай сказку”, “Сказки на кубиках”, “Лото”, “Сказочное домино”; а также игры направленные на развитие связной речи: “Мои любимые сказки”, “Что сначала, что потом”, “Расскажи сказку”.
Слайд №6
2. Разработка и организация системы работы по воспитанию нравственных качеств у детей старшей группы посредством русских народных сказок.
Сказки помогут показать:
• как дружба помогает победить зло (Зимовье зверей)
• как добрые и миролюбивые побеждают злых (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Сказки учат :
-быть дружными, трудолюбивыми; Царевна лягушка
- слушаться родителей, старших Гуси –лебеди.
· Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и тд. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»). Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.
Сказки помогут показать:
• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей»,
«Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
3. Привлечение родителей к сотрудничеству в создании в детском саду уютной домашней обстановки и богатой развивающей предметно - пространственной образовательной среды.
Родители изготовляли атрибуты для театрализации сказок.
Слайд №7
Этапы работы по воспитанию нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок:
Слайд №8
1 этап – Знакомство детей со сказкой: сообщить знания о поведении героев и сформулировать конкретные представления о нравственных качествах.
Основные методы: чтение, рассказывание, беседы по содержанию,
Слайд №9
рассматривание иллюстраций и т. д.
2 этап– Эмоциональное восприятие сказки детьми. Дети не только осознают, но и делают попытки объяснить своё поведение. Основные методы: пересказ сказки, вопросы, дидактические и подвижные игры со сказками
Слад №10
3 этап– театрализация сказок. Разыгрывание сюжетов из сказок, упражнения в поступках, в поведении героев
На первом и втором в комплекс занятий мы включили следующие методы: чтение, рассказывание сказок, театрализованные представления разных видов, и беседы по сказкам.
Слайд №11
На занятии, при рассказывании русской народной сказки «Теремок» применяла настольный театр. Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Теремок». Учить различать персонажей сказки и называть их. Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, отвечать на них. Вести простейший диалог со сверстниками. Обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь и память. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству, воспитывать доброжелательное отношение.
При рассказывании сказки дети активно принимали участие, называли героев сказки, подражали, сопереживали им, заинтересованно отвечали на мои вопросы, были увлечены происходящим.
Слайд №12
Формирование дружеских взаимоотношений возможно через все виды русских народных сказок, ибо нравственность и дружелюбность изначально заложена в их сюжетах.
Когда дети освоили сказки, пересказывали их, мы перешли к их театрализации – к третьему этапу. Дети любят брать на себя роль и выполнять действия героев. На первом и втором этапе мы формировали представления о нравственных качествах и формировали чувства, а опыт поведения дети больше приобретали на заключительном этапе-театрализации.
Слайд №13
Мы предлагаем детям разыграть отдельно маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, сказка «Колобок» и «Курочка ряба».
Наши дети почувствовали себя артистами. Мы вместе инсценировали прочитанные сказки, особенно детям нравиться сказка «Заюшкина избушка». Не все дети могли участвовать в спектаклях. Остальные были зрителями, а потом и артистами. Использовали мы не только драматизацию, но и театр.
В повседневной жизни используются те же методы и игры по воспитанию нравственных качеств у детей средствами сказки. Большое внимание уделяется повседневному общению с детьми. Дети любят самостоятельно разыгрывать сценки. Через интересные игры ребёнок учиться общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок.
Слайд №14
Эффективность работы
Анализируя проведенную работу по проблеме воспитания нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок были сделаны следующие выводы
У детей сформировалось представление о добре и зле,красоте добрых поступков и их необходимости в жизни людей.
Дети научились сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, с помощью взрослого оценивать свое поведение и поведение своих товарищей.
В группе созданы условия для знакомства с народными сказками.
Родители понимают ценность сказки в нравственном воспитании детей.
Дети бережно относятся к книгам.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
Слайд №15-16
Выводы
• Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
• Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.
• Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.