Юлия Ким
Социализация старших дошкольников через взаимодействие с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
1. Ф. И. О. автора –Ким Юлия Александровна.
2. Город (район) – Южно-Сахалинск.
3. Образовательное учреждение – Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №55 «Веснушка».
4. Занимаемая должность – старший воспитатель.
5. Педагогический стаж и квалификационная категория – 14 лет, первая.
Публикация «Социализация старших дошкольников через взаимодействие с семьей» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
6. Тема педагогического опыта – Социализация старших дошкольников через взаимодействие с семьей
7. Уровень опыта по степени новизны.
- в рационализации взаимодействия с родителями в рамках детско-родительских встреч, которые положительно влияют на взаимоотношения с семьей и социализацию дошкольников, совершенствовании новых подходов взаимодействия между участниками образовательного процесса детского сада в современных условиях.
8. Цель педагогического опыта – эффективность проведения детско – родительских встреч для взаимодействия с семьей.
9. Краткое описание опыта.
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада. Новые подходы взаимодействия педагогов и родителей подразумевают обмен опытом общения с детьми дошкольного возраста. Мы выбрали форму общения в рамках взаимодействия детско-родительских встреч. Ключевым понятием здесь является общение, под которым подразумевается личностно – равноправное отношение между взрослыми и детьми, совместное приобретение опыта в воспитании в семье, взаимодействие педагогов, родителей и детей. Важной составляющей таких отношений является конгруэнтность – способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. При этом реализуется принцип позитивного безусловного принятия другого человека. Взаимодействие предполагает также безоценочный стиль отношений. Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству. К новым подходам взаимодействия относится также учет личного опыта родителей. В трудах А. С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей». В роли такой школы может выступать детский сад. Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей. При этом семейное воспитание должно было играть подчиненную роль, зависеть от «заказа общества». Проблема взаимодействия дошкольной организации и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования) заставляет искать новые формы взаимодействия. Часто поиск путей совершенствования работы с родителями ограничивался нахождением новых форм, и гораздо меньше внимания уделялось ее содержанию и методам. Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип мы применили для взаимодействия участников педагогического процесса при организации детско – родительских встреч. В рамках таких встреч родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы. Вовлечение родителей в педагогический процесс дошкольной организации способствует социализации дошкольников. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становления связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, общим людским ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка. В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «становление личности». Социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности. Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе.
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в которых он писал «в дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».
В данной работе большое внимание уделяется разработке форм и методов для вовлечения родителей в учебно – воспитательный процесс. Формы и методы направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия дошкольной организации и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Педагог совместно с педагогом – психологом, учителем – логопедом, инструктором по физической культуре организовывают встречу с родителями и детьми в соответствии с выбранной темой и формой общения. При организации таких встреч учитываются возрастные особенности детей, занятость родителей, эмоциональный микроклимат, важность семейного воспитания, формат общения.
В своей работе педагог использовал принцип добровольности, личной заинтересованности. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Важным условием организации детско – родительских встреч является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при социализации дошкольников. Семья является первичным институтом социализации.
Результативность опыта:
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами способствует приобщению родителей к детскому саду, повышению компетентности родителей в воспитании собственных детей и стимулирует ребёнка к деятельности. Совместная работа воспитателей, специалистов и семьи один из путей к социализации дошкольника.
10. Эффективность опыта – представленный опыт имеет ряд достоинств. В рамках детско – родительских встреч родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы, а ребенок Вовлечение участников педагогического процесса в детско – родительские встречи дошкольной организации способствует социализации дошкольников. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
11. Экспертное заключение – данная система работы, разработанная и апробированная на практике, доказывают свою эффективность. Опыт практически значим для педагогов дошкольной организации.
12. Последователи – воспитатели МАДОУ №55 «Веснушка» г. Южно-Сахалинска.
13. Кто и когда изучал – опыт Ким Юлии Александровны заслушан на педсовете МАДОУ №55 «Веснушка» г. Южно-Сахалинска (протокол № 2 от 03.11.2017).
14. Выводы, рекомендации – данный опыт работы по проблеме взаимодействия ссемьей будет полезен широкому кругу педагогов в дошкольной организации, где осуществляется воспитание и обучение детей независимо от реализуемой программы.