Юлия Голубева (Московая)
Формирование социально-культурных ценностей, начал гражданственности и патриотизма у дошкольников. Взаимодействие с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Московая Ю. Н., Саблук Е. М.
История показала,что любовь к своей Родине, патриотизм всегда были чертой нашего национального характера, это отличительная особенность Российской культуры. Но со временем общество начинает утрачивать свое традиционное патриотическое сознание. Все более заметно, что дети в современном обществе мало знают информации о своем городе, стране народные традиции, зачастую они проявляют равнодушие к близким людям, товарищам в группе, редко поддерживают их в трудных ситуациях и сострадают чужому горю.
Публикация «Формирование социально-культурных ценностей, начал гражданственности и патриотизма у дошкольников, Взаимодействие с семьей» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Темочки
А ведь любовь дошкольника к Родине начинается с отношений с самыми близкими людьми, отношения к своему дому, улице, городу, детскому саду. Воспитатели и родители должны учитывать, что воспитать любовь к малой и большой Родине-значит связать воспитательную работу в саду с окружающей общественной жизнью и ближайшими объектами, окружающими ребенка. Приоритетным направлением развития ребенка в современных условиях становится воспитание человека-гражданина. Государственная программа ориентировалась на то, чтобы повысить общественный статус патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней — начиная с дошкольного и заканчивая высшим профессиональным. В настоящее время основная задача в рамках патриотического воспитания ориентирована на семью. Ведь семья — это главный источник, который передает ребенку социально-исторический опыт. Свои первые уроки нравственности ребенок получает именно в семье, в этот момент закладываются жизненные позиции. Решить задачи патриотического воспитания будет возможным лишь во взаимодействии с семьей. Важные институты социализации детей – это семья и детский сад. И для всестороннего развития ребёнка необходимо, чтобы они взаимодействовали.
Работая с родителями, мы используем разнообразные формы.
Для родителей мы разработали и провели цикл консультаций, которые освещали содержание патриотического воспитания : «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании ребенка», «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников», «Педагоги и родители — творческое взаимодействие», «Знакомство с Конвенцией о правах детей», «Крепка семья — сильна Россия», «Что такое Родина?».
Проводим регулярные индивидуальные и групповые беседы с родителями: «Мы дружная семья», «Мой любимый детский сад «Олимпиец»», «Традиции нашей семьи».
Ввели в группу новую для нас форму работы «В гостях со сказкой». Смысл в том, что кто-либо из близкого окружения ребенка приходит в назначенное время для чтения детям сказки и беседы с ними об услышанном.
Приобщение родителей к воспитанию в детях нравственно-патриотических чувств ведется и через родительские уголки, консультации, памятки, рекомендации, буклеты, папки-передвижки. Изучая этот материал, родители могут получить всю интересующую их информацию. Консультации в родительских уголках: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», «Мой край», «Воспитание нравственно-патриотических чувств по пути в детский сад».
Буклет «Известные люди о воспитании любви к родине».
Памятки и рекомендации «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Мы предлагаем родителям в совместной деятельности с детьми подготовить работы на темы: «Краснодар-любимый город», «Мой край», «Улица, на которой я живу», «Мой дом».
В настоящее время мы наблюдаем повышенный интерес людей к семейной генеалогии, что абсолютно нормально и естественно. Поэтому мы предлагаем родителям совместно с детьми изготовить коллажи «Семейное генеалогическое древо», «Герб семьи», участвовать в фотовыставках «Моя семья», что помогает детям изучить свою родословную и глубже узнать историю своих семей и близких им людей. Изготовление «Портфолио ребенка» особенно нравится ребятам, ведь в нем собраны все самые важные подробности жизни ребенка и он может поделиться ими со всеми остальными.
Совместно с родителями мы изготовили макеты «Казачья хата», «Кубанское подворье», «Флора и фауна Краснодарского края», «Черное море» (в разрезе, мобильный макет «Архитектура, достопримечательности и транспорт Краснодара».
Наш мини-музей «Кубань-моя родная» богат национальными игрушками, оберегами, коллекцию которых наши мамы-рукодельницы всегда пополняют и обновляют.
С большим энтузиазмом родители подходят к предлагаемым акциям в нашей группе, например: «Изготовление кормушки с папой», «Посади цветок вместе с мамой», что позволило ребятам вместе с родителями осуществить совместную деятельность на просторах детского сада. После акции с цветами детки стали более бережно относиться к «родной» клумбе, ведь они посади на ней самый красивый цветок и не оставляют без внимания те моменты, когда кто-либо решился прогуляться по цветам.
Большое внимание своей работе мы уделяем культурному наследию нашего народа. Совместно с родителями знакомили детей с бытом и традициями русского народа, старались вызвать интерес к русским традициям. Познакомили детей с пословицами и поговорками, потешками, закличками. загадками. Детям очень интересно знакомиться с героями былин - богатырями, что способствует формированию у них представления о культуре, её богатстве и красоте, учит ценить народную мудрость.
Воспитание любови к родному Отечеству не обходится без его защитников. Папы наших воспитанников с удовольствие делились своими воспоминаниями о службе в рядах Вооруженных силах России, приняли участие в совместном спортивном празднике «Сильные, ловкие, умелые-защитники страны!», предоставили фотоматериал для организации выставки «Мой папа в Армии служил». К 9 мая мы планируем подготовить проект «Чтим и помним» с включением родителей в реализацию этого проекта.
Не малое значение имеют родительские собрания. Иногда родительские собрания проводим за столом с кружечкой чая, бывает и в виде семейного праздника в непринужденной обстановке – это весьма раскрепощает родителей и вызывает дружеские симпатии, укрепляет взаимодействие родителей и воспитателей. На последнем, в учебном году, собрании отмечаем благодарственными письмами и грамотами активных родителей. Подобное внимание воспринимается родителями как высокая оценка, дорогая награда за сотрудничество и творчество.
Родители наших воспитанников принимают активное участие в жизни группы. Мы организовываем различные конкурсы, а также выставки с их участием. Результаты творческой активности родителей и детей мы практически всегда стараемся предоставить для публикации на сайте. Родители очень гордятся тем, что видят в просторах интернета свои работы и стремятся сделать в следующий раз еще что-нибудь интересное.
В группе у нас висят не только герб, флаг и гимн Кубани, но и при, содействии родителей, мы установили флаг, герб и девиз нашей группы. Ребята с гордостью рассматривают этот уголок, рассказывают посетителям группы о смысле и значении этих символов, а родители радуются, что плоды их трудов висят на самом видном месте.
В своей работе мы используем такую форму работы, как тестирование и анкетирование. Пока вопросам, связанным с патриотизмом, мы не предлагали, но планируем это сделать на последнем родительском собрании, чтобы оценить успешность решения годовой задачи.
Так же, мы планируем организовать тематические экскурсии.
Мы считаем, что задача нашей работы - прививать любовь к родине, учить ребят помнить, на какой земле они родились и выросли, живут, беречь, уважать и приумножать - очень важна. И чтобы реализация задач нашей группы и детского сада в целом прошла успешно, без взаимодействия с семьей не обойтись, ведь если тот огонь, который мы зажгли в детях, не будет поддерживаться вне стен сада, то он просто угаснет. Поэтому работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников совместно с родителями на данный момент мы считаем успешной, считаем, что нам необходимо и дальше двигать в этом же направлении.
Весь материал по взаимодействию вы можете увидеть на странице нашей группы, т. к. первоначально информация помещается туда и только после этого еще куда-либо.