Алина Юрина
Формирование представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования.
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Старшая группа
- Темочки
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка и важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Они позволяют детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей и профессии сотрудников детского сада способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
В процессе общения со старшими дошкольниками выявлено, что у них уже сформировано негативное отношение к труду как к общественному явлению. Мечты современных мальчиков связаны с такими профессиями как бизнесмен, депутат, банкир, водитель такси, охранник. Девочки мечтают быть актрисами, невестами, певицами, телеведущими, в единичных случаях воспитателями, учителями, продавцами. Совсем не популярны у детей такие профессии как врач, портной, парикмахер, строитель, кондитер, хлебороб, садовод. Непопулярными стали и такие романтические профессии как космонавт, пилот, капитан морского судна, полярник. А такие профессии как каменщик, дворник, столяр, сантехник, инженер вызывают у детей единодушное – нет. Так же дети знают, что их мамы и папы работают, но мало знают где и кем.
На основании этого мы создали в группе условия для ранней профориентации дошкольников в процессе взаимодействия участников образовательного процесса и учреждений социума.
Так же создаем и отрабатываем модели взаимодействия дошкольного учреждения, семьи и учреждений социума, обеспечивающей качество образовательной деятельности по формированию у старших дошкольников представлений о профессиях.
Для расширения и обогащения знания детей о многообразии профессий (взрослых в ближайшем окружении, используем разные формы работы.
На начальном этапе работы, мы используем следующие формы :
• Мониторинг родительских профессий.
• Разработка анкеты и проведение анкетирования родителей на выявление готовности участия в проекте.
• Обсуждение темы проекта на родительском собрании.
• Формирование и утверждение рабочей группы проекта.
• Разработка перспективных планов мероприятий в группе, участниках проекта.
• Подбор информации, иллюстраций, методической и художественной литературы.
• Подбор дидактических игр.
• Пополнение атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
• Подбор информационного материала для родительского уголка.
• Разработка НОД, развлечений.
• Анализ и корректировка перспективных планов.
На практическом этапе работы с детьми и родителями проводим практические мероприятия:
• «История профессий». Использование в образовательной деятельности технологии «лента времени».
• Создание модели календаря профессий (на основе календаря профессиональных праздников).
• Проведение конкурса книжек-малышек «Профессии».
• Организация цикла мероприятий «Профессии родителей» :
- разработка и проведение праздника для мам «Наши мамы лучше всех!». На празднике дети показали сценку, в которой каждый ребенок в стихотворной форме рассказал о профессии своей мамы.
- праздника для пап «Мой папа лучший». Для праздника дети совместно с воспитателями подготовили видеофильм «Профессия моего папы»
• Создание игрового оборудования и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: маркеры игрового пространства, макеты домов «Город мастеров» (обустройство импровизированной улицы с домами, принадлежащими представителям определенной профессии, создание вывески, рассказ об особенностях профессии).
• Создание банка методических материалов: картотеки стихов, загадок, литературного и песенного материала, дидактических игр, конспектов НОД по теме, коллекции раскрасок.
• «Профессии в живописи и литературе». Включение произведений живописи и литературы в образовательное содержание. (Подбор и создание картотеки произведений живописи и литературы по теме)
• Составление рассказов по теме «Профессии». Цель: учить детей самостоятельно придумывать рассказ на заданную тему; развивать монологическую речь, творческое воображение. При составлении рассказов можно использовать мнемотаблицы по профессиям.
• Проведение презентационных мероприятий «Дети о профессии родителей» (создается детьми и воспитателями).
• Проведение презентационных мероприятий «Родители - детям» - рассказ о профессии:
-Видеофильм «Профессия моего папы». Фильм создается совместно с родителями. В нем папы рассказывают о своей профессии.
-Презентация «Профессии наших мам»создается совместно с родителями.
• Проведение образовательных мероприятий с дошкольниками.
• Просмотр презентаций по теме.
• Организация и проведение соревнований «Строительный поединок».
• Подготовка и проведение театрализованного представления «Мы в профессии играем».
• Итоговое занятие «Профессии наших родителей».
Для родителей организуем консультативные мероприятия, индивидуальные беседы. Совместно с родителями создан банк методических материалов: картотеки стихов, загадок, литературного и песенного материала.
В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, позволяющая эффективно решать задачи ранней профориентации детей с ТНР. Создана и отработана модель взаимодействия с родителями и учреждениями социума. Повышается уровень включенности родителей в образовательный процесс МАДОУ. Освещение деятельности в мессенджерах способствовало повышению заинтересованности родителей в посещении детского сада. Повышается уровень представлений у дошкольников о мире профессий, расширяются представления детей о мире профессий и. несомненно, содействует воспитанию положительного отношения к труду взрослых.