Елена Болычева
Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей, имеющих отклонения в развитии
Актуальность проекта:
Сенсорное воспитание влияет на: умственное развитие, эмоции, развитие самостоятельности, развитие отношения к окружающему, сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта.
Публикация «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей, имеющих отклонения в развитии» размещена в разделах
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей и его роли в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей имеющих отклонения в развитии определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.
Проблема:
Доказать, что успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее.
Гипотеза:
Участие ребенка в проекте «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей, имеющих отклонения в развитии, через дидактическую игру» позволит повысить уровень сенсорного развития у детей.
ПАСПОРТ ПРЕКТА
Наименование проекта «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей имеющих отклонения в развитии»
Тип проекта познавательный, долгосрочный
Разработчик проекта (тьютор)
Предмет исследования сенсорное воспитание
Объект исследования влияние сенсорного воспитания на общее развитие ребенка, формирование сенсорных эталонов : цвет, форма, величина.
Цель проекта систематизировать работу по сенсорному развитию детей, имеющих отклонения в развитии
Задачи проекта образовательные:
-развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
-формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
-учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений;
-постараться развить зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
- обогащать активный и пассивный словарь детей, учить понимать слова: «цвет», «такой же», «разный»;
воспитательные:
-формировать умение выслушивать, следовать инструкции;
-формировать усидчивость;
- воспитывать умение играть;
развивающие :
-развивать мелкую и грубую моторику рук.
Срок реализации месяц
Ожидаемые результаты повышение уровня сенсорного развития детей, имеющих отклонения в развитии.
Участники проекта дети 3-4 лет
Обеспечение проекта дидактические игры по данной теме и сопутствующие игре материалы и предметы : пазлы, лото, мозайка (крупная, мелкая, строительный материал (крупный, мелкий, средний, пирамидки.
Работа с родителями информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей, имеющих отклонения в развитии, с сенсорным развитием.
Ход ПРОЕКТА
Подготовительный этап. Информационно- аналитический.
1. Изучение специализированной литературы;
2. Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков : «Цветные домики», «Подбери по цвету»;
3. Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;
4. Подбор заданий;
Основной этап.
1. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
2. Проведение дидактических игр и игр-занятий;
Игры для занятий:
3.«Спрячь мышку» Найти определение формы и цвета.
4.«Угадай, на что похоже» Нахождение сходства геометрических фигур с реальными предметами.
5. «Цветные кубики» Восприятие цвета.
6. «Катится – не катится» Определение формы.
7. «Собери пирамидку» Зрительное определение величины.
8. Лото «Собери целое» Умение выделять части, соединять в целое.
9. «Иголки для ежика» «Игры с прищепками;
10. «Укрась цветочек» Восприятие цвета.
11. «Снежинки» подобрать и разложить силуэты снежинки.
12. «Найди пару» Определение цвета, формы, величины.
13.«Разрезные картинки» Развитие зрительного восприятия.
14.«Колеса для машин»; определить цвета.
15.«Наряди елочку»
16. «Лото» Нахождение формы.
17. «На что похоже» Определение формы предметов
18.«Забывчивый художник» развитие зрительной памяти, умение находить недостающие элементы в рисунке.
19.«Где лежит кубик» Ориентировка в пространстве.
20.«Лото вкладыш» На формирование целостного образа предмета,умение находить недостающий элемент.
21.«Найди форму в предмете» Определение геометрических форм.
22.«Матрешки» Зрительное определение величины.
23. «Светофор» Ориентировка на цветовой сигнал.
24.«Рисование палочками» Выкладывание геометрических фигур из счетных палочек.
Результаты проекта:
• В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;
• У детей увеличился уровень знаний, умений, навыков по сенсорному развитию;
• Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр.