Виктория Ушакова
Формирование представлений о семье у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей старшего дошкольного возраста является актуальной задачей в области современного дошкольного образования, которая отражена в современных программно-методических документах и ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает приоритетность задач по формированию у дошкольника основ личностной культуры будущего семьянина, поэтому крайне важно познакомить детей с социокультурными нормами, традициями семьи и социума уже в дошкольном детстве.
Публикация «Формирование представлений о семье у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дети дошкольного возраста должны осознавать, что проявляя заботу о своих родителях и родственниках, выражая к ним сочувствие, и оказывая им посильную помощь, они, таким образом, выражают любовь и уважение к своей семье, в целом. Если у ребёнка не сформированы нравственные представления качества, то наличие биологических врождённых потребностей постепенно формирует потребительское отношение к окружающим людям, к родным и близким, к социуму.
В исследованиях С. А. Козловой, Э. К. Сусловой, которые посвящены вопросам ознакомления дошкольников с окружающим миром подчеркивается, что необходимо осуществлять воспитание детей с самого раннего детства, прививать любовь к родному дому и своей семье, что является важной сферой нравственного воспитания личности.
Такое сложное и многогранное явление социальной жизни, как семья, требует строгой научно обоснованной концепции развития нравственных представлений о семье у дошкольников, прежде всего, из-за того, что имеют место в педагогике многочисленные, иногда противоречивые и взаимоисключающие точки зрения на процесс жизнедеятельности и функционирования семьи, её исторического прошлого и перспектив развития.
Семья для ребенка это первый наиболее значимый проводник в социальный мир взаимоотношений, которая знакомит его с многообразием родственных отношений, домашней бытовой деятельностью, нравственными чувствами, действиями и способами поведения в ней, оказывая существенное влияние на формирование нравственных привычек, черт характера, психических свойств дошкольника. Этот «багаж» знаний ребенок дошкольного возраста будет использовать не только в реальной жизни, но многое из усвоенного в детстве, возьмет для своего дальнейшего развития в своей будущей семье[3].
Дошкольная образовательная организация традиционно знакомит детей дошкольного возраста с нравственными представлениями, ценностями о семье.
В вариативных образовательных программах дошкольного образования «Детство», «Истоки», «Я-человек», «Мой родной дом», «От рождения до школы», «Живем в ладу» разработаны содержание и методы педагогической работы по усвоению дошкольниками понятий и знаний о семье, внутрисемейных и полоролевых отношениях, месте и роли семьи в жизни человека [1;2].
Однако, в исследованиях О. С. Богдановой, Л. В. Градусовой, было выявлено, что нравственные представления дошкольников о семье имеют фрагментарный, неточный характер, слабую эмоциональную «окраску» и в дальнейшем, могут негативным образом сказаться на развитии ожиданий ребенка в отношении своей будущей семьи, и сформировать неблагоприятный эмоциональный фон для формирования его личности.
Поэтому, необходима системная и последовательная работа дошкольной образовательной организации с семьей по формированию нравственных представлений ребенка дошкольного возраста о ценностном образе семьи.
Анализируя педагогическую теорию, следует отметить, что в настоящее время в практической работе дошкольных образовательных организаций накоплен достаточный опыт по формированию у детей дошкольного возраста нравственных представлений о себе и своей семье, практика предлагает эффективные средства и методы воспитания уважения и любви ребенка к своей семье, близким и родным людям.
Приобщение детей к своей родословной, воспитание интереса к своей семье отмечается во многих педагогических исследованиях (Е. С. Бабуновой, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Загик, С. А. Козловой, Е. В. Рылеевой, Н. А. Стародубовой и др.).
Родительский авторитет, этика внутрисемейного общения, образ жизни, стиль внутрисемейных отношений, является предметом рассмотрения научных работ (О. Л. Зверевой, В. М. Ивановой, Л. А. Талановой и др.).
Между тем, Л. В. Грабаровская, Е. С. Бабунова, Т. М. Баринова отмечают, что в настоящее время у ребенка стихийно складывается образ семьи, из-за нарушения традиционного естественного механизма подготовки детей к семейной жизни ресурсами самой семьи. Дошкольники не всегда, в достаточной мере проявляют интерес к своим близким, не ориентируются на их эмоциональное состояние и потребности.
В современных условиях и семья, и дошкольная образовательная организация во многом действуют автономно, не зависимо друг от друга, не всегда стараются объединить в полной мере свои педагогические воздействия на ребенка, что приводит к снижению их воспитательных возможностей.
Поэтому, в настоящее время семье ребенка дошкольного возраста необходима помощь педагогов и психологов дошкольных образовательных организаций по формированию нравственных представлений о семье у дошкольников, что и является весьма актуальной задачей нравственного воспитания детей.