Светлана Александровна Воронова
Формирование представлений о себе детей с ТМНР в мире окружающих людей
▼ Скачать + Заказать документы
Окружающий мир для каждого человека открывается в общении и через общение с другими людьми. Ребенку с тяжелыми множественными нарушениями в развитие необходимо уметь устанавливать контакт со всеми, кто живет рядом с ним, научиться сотрудничать с детьми и взрослыми, благодаря этому у детей возникают предпосылки к активности, появляется стремление к самостоятельности, понимание собственных возможностей. В ходе коррекционных занятий у детей должны быть сформированы общие представления о мире людей, которые соответствуют понятиям «Я», «Другой», «Другие» (дети, взрослые).
Публикация «Формирование представлений о себе детей с ТМНР в мире окружающих людей» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Конкретными задачами педагогической работы по этому направлению являются:
• Обучение детей отзываться на свое имя, выделять по имени указательным жестам других детей, различать (знать) имена людей из близкого окружения. • Приучение детей пользоваться вещами индивидуального пользования (твоя шапочка, рубашка, тапочки и т. д., находить их среди других вещей; (для тех, кто владеет речью – выделять свои вещи обозначениями «мой», «моя» и т. д.).
• Обучение дифференциации образов взрослых, принимающих непосредственное участие в жизни детей, по имени (маму, педагога, воспитателя, няню и др., по их действиям, деятельности.
• Научить словам (жестам) приветствия, прощания, благодарности; побуждать детей к общению с хорошо знакомым человеком («Дай Диме машину», «Попроси воды у няни» и т. д.).
• Формирование умений выполнять требования взрослого, учить обращаться к нему за помощью с помощью жеста или слова.
• Обучать совместным действиям с другими детьми (играть, слушать музыку и др., «принимать» присутствие других детей, не нарушать их занятий. Решение подобных педагогических задач происходит как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни, в ходе спонтанного общения. В качестве примера рассмотрим некоторые приемы организации коммуникативных умений в ходе общения.
Игра-ритуал «Приветствие» Организуется как постоянное, традиционное действие в начале дня, в начале каждого занятия или как самостоятельная игра. Цель: научить детей отзываться на свое имя, распознавать имя и образы сверстников.
Ход игры: дети садятся в круг (на ковер, на стульчики или образуют круг на колясках). Педагог приветствует каждого из детей по имени. Тот, кого называют, поднимает руку, жестом, словом, улыбкой приветствует остальных. По мере усвоения правил приветствия, можно включить другие действия: возьми за руку Алешу и Таню, передай мяч по кругу, с нами сегодня будет играть собачка, поздоровайтесь с игрушкой и т. д.
Игра-занятие «Это мое!»
Цель: научить выделять собственные вещи (предметы) среди других, такого же назначения.
Оборудование: несколько вещей (одежда, обувь, игрушки – наиболее любимые, к которым ребенок относится, как к собственным).
Ход игры: игра может быть организована как индивидуально, так и с группой детей. Педагог, последовательно показывая вещи (игрушки, спрашивает «Чья… (кукла, чашка и т. д. ?» Ребенок, определивший свою вещь, поощряется. Если занятие проводится с предметами быта, дети сами или с помощью взрослого, определяют места их хранения. Такие игровые действия следует проводить в ходе режимных моментов, особенно в ходе организации игр, прогулок, после сна, перед едой и т. д. Достижения в работе по данному направлению обеспечивают коммуникативные умения на последующих этапах, важнейшими среди них являются:
• правильная реакция на обращение, в котором содержится имя (ребенок выполняет действие, если слышит свое имя);
• умение выбрать свою вещь среди других аналогичных: ребенок использует свою зубную щетку, не надевает чужие тапочки ит. д. ;
• проявление адекватных эмоций при появлении хорошо знакомого взрослого; • умение обращаться к взрослому за помощью: сходить в туалет, достать игрушку, показать, что болит и т. д. ;
• принятие требований взрослого, как обязательных к выполнению: «Дай», «Нельзя!» и др.);
• спокойная реакция на присутствие других детей, их занятия и игры и др. Содержание коррекционной работы в разделе «Представления о себе («я»), об окружающих людях («другие»)
• Ежедневный круг приветствия детей по именам.
• Закрепление за детьми индивидуальных мест (кровати, стулья,место за столом и др., вещей индивидуального пользования с маркировкой на кармане рубашки, переднике, шапочке, рукаве и др.
• «Кто это?» Имена детей и взрослых ближайшего окружения. Любопытные игрушки (от «имени» игрушек «Кто этот мальчик (девочка?» и др.)
• Зрительные, образные опоры для соотнесения с «я» : зеркало, фотография, пиктограмма, кукла (игрушка) с идентичным именем («Ты – Катя и это кукла – Катя).
• Узнавание, дифференциация понятий «Другой» : кто сидит рядом, кто спит на этой кровати, чья шапочка, покажи няне новую игрушку и т. д.
• Знакомство и закрепление представлений о частях тела в ходе гигиенических процедур, элементов самообслуживания, оборудованных игр с куклами: помоем руки, лицо, ноги; расчеши (ем) волосы, одень (ем) на голову кепку, шапку, на ноги носки, штаны, тапочки, вытрем губы, нос и т. д.
• Формирование умений выделять «мое», «чужое», «наше» (чей? чья? чье).
• Соотнесение образов людей с их действиями, формирование совместных действий : Кто играет? Кто накрывает на стол? Что делает? (Помоги няне, полей с Алешей цветок, положи Диме в машину кубик, посмотри с Костей картинки, покачай Сашу на качелях и т. д.). Рисование, лепка, аппликации с образами «Я», «другой» (сверстник, няня, мама, воспитатель) Выставка автопортретов, тематических рисунков «Это я», «Я, мама, папа», «Я и мой друг», «Мы гуляем», «Строим дом», «День рождения» и др. Формирование потребностных (мотивов) желаний «Я хочу» с использованием действий, жестов, пиктограмм, слов.
• Праздники дней рождения детей (организация поздравлений).
• Разработка пиктограмм для общего и индивидуального пользования (альбом-книжка).
• Организация навыков коммуникативного взаимодействий детей в игре, в практических видах деятельности.