Получи документы

Формирование представлений детей дошкольного возраста о профессиях взрослых посредством сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»

Алена Бахарева
Формирование представлений детей дошкольного возраста о профессиях взрослых посредством сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»
▼ Скачать + Заказать документы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от современного выпускника ДОУ усвоения норм и ценностей, принятых в обществе. Дошкольник должен свободно общаться со взрослыми и сверстниками, быть самостоятельным, владеть навыками саморегуляции собственных действий; у него должны быть сформированы позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Публикация «Формирование представлений детей дошкольного возраста о профессиях взрослых посредством сюжетно-ролевой игры „Супермаркет“» размещена в разделах

Образовательный процесс в условиях дошкольного учреждения строится преимущественно на игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра как вид деятельности не только отражают различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, но помогает в формировании обозначенных ФГОС ДО компетенций дошкольника.

Мы разработали сюжетно-ролевую игру «Супермаркет», т. к. торговые взаимоотношения играют существенную роль в социальном и экономическом развитии стран, являясь одним из основных средств коммуникации, обеспечивающим доступ населения к источникам информации, и способствует развитию социальных связей между государством и гражданами.

На сегодняшний день, безусловно, одна из любимых детских игр – «магазин». Детям нравится чувствовать себя продавцом, обслуживать покупателей, подразумевает участие большого количества игроков, имеет обучающий и познавательный характер. Реализм – отличительная черта игры. Нынешний игрушечный магазин очень современен и даже даёт возможность расплачиваться кредитной картой! Таким образом, сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» носит важный обучающий характер, позволяя детям лучше понять современные финансово-денежные отношения, научиться расплачиваться в магазине и получить «опыт» работы продавцом, торговые услуги сегодня как традиционные, так и инновационные остаются высоко востребованными.

Цель: формирования первичного представления о мире профессий, связанных с торговой деятельностью через организацию сюжетно-ролевых игр.

Задачи:

• познакомить детей со спецификой работы магазинов: разными формами торговых сетей, выполняемыми трудовыми операциями, орудиями труда и специальной техникой;

• продолжать знакомить детей с трудом продавца-консультанта, продавца-кассира, товароведа, охранника, грузчика-экспедитора, директора;

формировать устойчивый интерес к профессии работников торговли и обобщать представления о структуре супермаркета и об использовании технического прогресса в их труде;

формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельную творческую игру детей;

формировать умение осознанно действовать согласно профессиональной роли;

• развивать навыки диалогической и монологической речи;

• способствовать применению элементарных правил безопасности поведения в нестандартных ситуациях в общественных местах;

формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательные отношения друг к другу, взаимодействия во время игры.

• обогащение словарного запаса.

Игровое оборудование.

- Плакат «Магазин»,

- место торгового работника: прилавок, компьютер игровой, касса, игровые деньги (цифры и геометрические фигуры, терминал для безнала, униформа;

- прилавки (цветочного, кондитерского отделов, отдела игрушек, отдела фрукты-овощи, фрукты, овощи, весы, продуктовые корзины, продуктовые тележки, игрушки из «киндер-яиц», торты, пирожное, шоколад, печенье, конфеты, бублики, чупа-чупсы, пироги, униформа, вазы, цветы, ценовой прайс ассортимента, машина привозящая товар, кошельки, и прочее изготовленное родителями и воспитателями группы.

Оборудование для игры отличается полифункциональностью и может быть использовано в другой сюжетно-ролевой игре (например, прилавок магазина можно оборудовать под почтовую стойку, кафе, офис туристического агентства и. т. д.)

Предварительная работа

• Экскурсия в супермаркет с воспитателем и родителями, краткая беседа с работниками торговых сетей (кассира-продавца, грузчика-экспедитора, продавца-консультанта, товароведа, водителя) наблюдения за их трудом. Педагог обращает внимание детей на то, как там продают разные товары. Рассказывает детям о том, где изготавливаются те или иные товары, откуда берутся овощи-фрукты. Их везут на машине, поезде на склад, а затем экспедитор-грузчик с водителем доставляют их в супермаркеты. Где в свою очередь принимает его товаровед и распределяет по отделам, установив цену. Также педагог объясняет, что товары можно продавать не только у нас в стране но и за, неё пределам, доставляя их на самолёте в другую страну.

• Беседы о разных отделах в супермаркетах : фрукты-овощи, цветы, игрушки, кондитерские изделия, др; рассматривание иллюстративного материала по этой теме, расширение словарного запаса по теме (касса, терминал для безналичного расчёта, деньги, торты, товаровед т. д.)

Рассматривание и чтение детских книг: Е. Санин «Продавец»,

О. Повещенко «Продавец», Н. Кнушевицкая «Продавец», В. Душев,

И. Мазнин «Веселые весы», Э. Успенский «Птичий рынок»,

Г. Юдин «Как варить компот», Ю. Тувим «Овощи», Т. Собакин «О пользе овсяной каши», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала».

Показ фильма или мультфильма по теме «Магазин».

Проведение бесед: «Куда мы ходим за продуктами?»,

«Кто такой продавец?», «Кто такой кассир?», «Откуда продукты берутся в магазине?», «Какие отделы есть в магазине?», «Как правильно вести себя в магазине», «Полезные продукты» с использованием иллюстрированного материала.

• Загадывание описательных загадок о фруктах, овощах, ягодах, продуктах питания.

• Совместная продуктивная деятельность

Изготовление совместно с воспитателем игровых атрибутов: кошелька, денег, кондитерских изделий и хлебобулочных изделий из солёного теста и др.

Воспитатель показывает, как сделать соленное тесто, учит детей из него формировать печенье, лепить крендельки; показывает, как из геометрических фигур и цифр сделать деньги.

Игровые роли и основные ролевые действия

Ролевые функции взаимосвязаны, направлены к другим персонажам игры.

Игровые роли Ролевые действия Оборудование Возможные реплики для построения диалога

Заведующая магазином Организует работу сотрудников магазина. Принимает работников на работу (распределяет роли,

объясняет должностные обязанности, следит за порядком в магазине,, решает конфликтные ситуации, беседует с покупателями, делает заявки на товар, обращает на правильность работы сотрудников. Бейджик Доброе утро, как настроение? Как справляетесь с работой?

Назначаю вас на должность (продавца-кассира).

Продавец-консультант

Продавец-кассир

Выдаёт товар по чеку, даёт консультацию покупателю о товаре.

Спрашивает у покупателя, что он хочет приобрести и сколько, пробивает чек согласно заказу, принимает оплату, выдает чек, сдает сдачу.

Униформа, прилавок, товар.

Униформа, кассовый аппарат, деньги, чек, терминал для безнала, весы. Ваш товар (торт, хлеб, пирожное.) свежие, поступили в продажу сегодня утром.

Что вы хотите приобрести (кондитерское изделие, цветы, игрушки, фрукты., сколько штук. С вас столько то…Вот ваша сдача…

Экспедитор-грузчик Получает заявки от товароведа на приобретение необходимых товаров Забирает со склада определённое количество разнообразных товаров,

доставляет товароведу в магазин. Униформа, цветы, овощи-фрукты, игрушки, хлебо- булочные изделия, кон. изделия…, накладные,

ручка. Добрый день (утро, вечер). Ваш товар доставлен согласно вашей заявке, получите и распишитесь, спасибо.

Водитель Забирает со склада согласно накладной товар и привозит в магазин. Униформа, автомобиль,

руль, товар… Мы доехали до пункта назначения, можно разгружать.

Товаровед Принимает товар по накладной от грузчика-экспедитора, устанавливает стоимость товара, контролирует и осуществляет заявки на недостающие товары в магазине. Стол, бланк, ручка, ценники. Добрый день (утро, Спасибо за доставку, всё правильно, согласно накладной. До свидания, сейчас подпишу накладную, с вами приятно работать.

Покупатель Выбирает товар, консультируется у продавца, расплачивается у кассира, складывает его в пакет и уносит домой. Продуктовая тележка, продуктовая корзина, деньги, кошелёк, пакет. Здравствуйте, мне нужен торт, он свежий. А сколько стоит. Хорошо, у вас есть безналичный расчёт. Замечательно, спасибо за обслуживание.

Руководство игрой

Педагог осуществляет косвенное руководство сюжетно-ролевой игрой, т. е. создает условия, способствующие возникновению, развертыванию и преобразованию игровой деятельности по инициативе детей с учетом обогащения игрового опыта между детьми.

Педагог может выступать и координатором сюжетно-ролевой игры, внося коррективы в процесс игровой деятельности.

Ход игры

Педагог назначает заведующей магазина одного из старших детей. Согласно своей игровой роли заведующий распределяет остальных детей по ролям и показывает им рабочее место согласно обязанностям.

Педагог может предложить детям различные сюжеты для игры : поздравить друг друга с праздником, купить цветы для мамы на день её рождения, кон. изделия; товар со склада на специальной машине отвезти в магазин, а там рассортировать и оценить его, распределить по отделам и выложить на прилавки покупателям; и т. д.

Необходимо также напомнить ребятам, что, играя, нужно быть вежливыми друг с другом (здороваться с продавцом, благодарить за добросовестный труд).

После того, как игра будет освоена, воспитатель может объединять ее с другими играми, например, в «семью» (содержание игры - подготовка к празднику: сначала убирают квартиру, при этом дети помогают взрослым, потом все идут в супермаркет за покупками. Покупают продукты, кон. изделия, напитки, цветы и приглашают на праздник своих друзей.

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» не ограничивается специально оборудованной игровой зоной, игровая деятельность может занимать все пространство групповой комнаты, т. к. супермаркет имеет много разнообразных отделов, а водитель и грузчик-экспедитор на продуктовой машине могут доставлять товары в разные отделы супермаркета. Попутно в супермаркете можно при кондитерском отделе открыть кафе «Сластёна».

Наша игра приобрела в детском саду большую популярность и масштабность: в «Супермаркет» мы играем всей разновозрастной группой. Малыши с большим удовольствием включаются в игру со старшими детьми. Необходимо отметить, что родители приняли активное участие в создании сюжетно-ролевой игры. Благодаря родителям наша игра обогатилась такими атрибутами как: торты, пирожное, спец. одежда для продавцов, вазы под цветы, сшили чехлы на стулья в виде спец. автомобиля. В результате наша игра стала более интересна и занимательна с позиции детей.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобр науки РФ № 1155.

2. Концепция развития торговой сети в российской федерации на период до 2020 года

3. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевая игры для детей дошкольного возраста - Феникс, 2010. - 251 с.

Публикации по теме:

Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей дошкольного возрастаКонспект сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей дошкольного возраста Дети - очень любопытные создания. Они нетерпеливы, постоянно жаждут узнать обо всем на свете, заглянуть в тайные уголки и поучаствовать.

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по реке Ангаре. Экскурсия в зоопарк»Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по реке Ангаре. Экскурсия в зоопарк» Цель: совершенствовать умение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Задачи: Развитие интереса к игре. Закрепление представлений.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Задачи: 1. Развивать.

Консультация для родителей «Формирование представлений о профессиях взрослых у детей среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Формирование представлений о профессиях взрослых у детей среднего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Формирование представлений об отдельных профессиях взрослых у детей среднего возраста» Согласно «Стратегии развития.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Мастер-класс по изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»Мастер-класс по изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Супермаркет» Мастер класс по изготовлению атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Супермаркет»Уважаемые коллеги сегодня я покажу вам свои идеи по изготовлению.

НОД по музыкальному развитию в форме сюжетно-ролевой игры «Автобус» для детей старшего дошкольного возрастаНОД по музыкальному развитию в форме сюжетно-ролевой игры «Автобус» для детей старшего дошкольного возраста 1. Репертуар, задачи – «Марш», музыка Чичикова. Продолжать развивать умение детей ритмично двигаться под маршевую музыку; Упражнение «Возле.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Автор публикации:
Формирование представлений детей дошкольного возраста о профессиях взрослых посредством сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»
Опубликовано: 14 мая 2024 в 11:53
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений детей дошкольного возраста о профессиях взрослых посредством сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»» (включая файлы) размещена пользователем Алена Бахарева (УИ 636022) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД