Елена Коновалова
Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова
▼ Скачать + Заказать документы
При нормальном развитии ребёнка овладение им слоговой структурой происходит постепенно. К 3-м годам все трудности слогообразования оказываются преодолёнными. В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутьё, когда ребёнок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания.
Публикация «Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова» размещена в разделах
Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка; а по данным последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов : оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений.
В свою очередь, формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письмо, чтение.
К предпосылкам формирования слоговой структуры слова относят пространственный, динамический и ритмический факторы психической деятельности. Их зрелость проявляется в способности ребёнка к последовательной переработке звуковых сигналов (при восприятии) и к линейному построению артикуляционных движений.
Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации.
1. Ребёнок сидит на стуле, глаза открыты либо закрыты. Взрослый звенит в колокольчик, держа его перед ребёнком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади).
2. Взрослый называет действие предмета или только предмет. Ребёнок отвечает, далеко это или близко. Например: «Пароход плывёт. – Далеко! Маша сидит. – Близко!»
Можно предложить следующие темы : карандаш лежит, дверь хлопает, пальмы растут, аквариум стоит, поезд гудит, доска висит, лифт едет, кит плывёт, мама работает, кукла лежит, жираф живёт, цветы в вазе, попугай в клетке, машина сигналит, зеркало висит и т. д.
3. Вариант предыдущей игры. «Снег на вершине горы. – Высоко! Божья коровка на ромашке. – Низко! Ведро упало в колодец. – Глубоко!»
Можно предложить следующие темы : самолёт летит, комар летит, акула плавает, туча плавает, капли падают в лужу, камень на дне реки, дым из трубы, костёр потух, парашютист приземляется, якорь стоящего корабля, птица на верхушке ели, бабочка на травинке, бросаем мяч в кольцо, ныряем, наклоняемся над игрушкой и т. д.
4. Ребёнок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.
Робот идёт вперёд… стоп. Направо… стоп. Вниз (под стол… стоп. Вверх (встать… стоп. Влево… стоп. И т. д.
Аналогично можно проводить игру с предметами, перемещая их в пространстве (кукла, самолёт, машина).
Упражнение на развитие сомато-пространственной ориентации.
5. После показа взрослым ребёнок повторяет движения, отвечая на вопросы.
Где находится сердце? – Слева. Где у тебя темя? – Сверху. Где подошвы? – Снизу. Какой глаз я тебе закрыла? – Правый. Где у человека спина? – Сзади. Где живот? – Спереди.
Взрослый может предложить такие вопросы : На каком плече моя рука? Какой рукой ты рисуешь? А ешь? Какое ухо я трогаю? Где лоб? Затылок? Волосы? Стопы? И т. д.
6. Ребё нок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое бедро, мочку правого уха и т. д.
7. Ребёнок выполняет «перекрёстные» движения, показывая: правой рукой левую щёку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, средним пальцем правой руки левое плечо, мизинцем левой руки правый глаз, указательным пальцем правой руки левое запястье.
8. Взрослый молча выполняет движения, ребёнок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону, правая рука на пояс, левая рука на живот.
Впоследствии движения рукой и ногой можно выполнять одновременно.
9. Взрослый просит ребёнка выполнять называемые движения без показа образца. Команды берутся из упражнения 8.
10. Это упражнение дополнительно тренирует самоконтроль, произвольное торможение. Взрослый выполняет несложные движения, ребёнок повторяет каждый раз выполненное движение, отставая на одно. Например:
• Взрослый ставит руки на пояс, затем вытягивает правую руку в сторону. Ребёнок ставит руки на пояс.
• Взрослый выставляет левую ногу вперёд. Ребёнок вытягивает правую руку в сторону.
• Взрослый поднимает левую руку. Ребёнок выставляет левую ногу вперёд и т. д.
Упражнение на развитие ориентации в двухмерном пространстве
(на листе бумаги).
11. Взрослый предлагает ребёнку задания : поставь вверху листа точку (внизу палочку, нарисуй справа крестик (слева птичку, проведи в левом нижнем углу волну (в нижнем правом углу прямую линию) и т. д.
12. От поставленной на листке точки, без отрыва руки, ребёнок должен рисовать линию под команды взрослого.
Едем направо… стоп, вверх… стоп, налево… стоп, вверх… стоп и т. д.
13. Графический диктант. Ребёнку предлагается нарисовать : крест справа от палочки, точку слева от крючка, овал под треугольником, квадрат в круге и т. д.
14. Ребёнок должен продолжить ряд.
XX / XX / XX /
…<…<…<
О ~ + О ~ + О ~ +
15. Упражнение состоит в копировании ребёнком различных фигур (по выбору взрослого) от простых до более сложных.
16. От ребёнка требуется найти лишнюю фигуру среди подобных, но перевёрнутых в пространстве.
17. Взрослый и ребёнок рисуют план комнаты, указывая положение окон, дверей, мебели, человека. Затем обозначает на плане местоположение игрушки, переставляя её каждый раз. Ребёнок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на её обозначение на плане.
Для развития оптико-пространственной ориентации рекомендуются занятия по аппликации.
Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации.
18. Графический диктант. Для графического диктанта предлагаются следующие задания :
Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок; на дереве нарисуй сначала листик, потом дупло, в конце гнездо и др.
19. Диктанты со сменой ролей «учитель – ученик». Ребёнок диктует, правильно употребляя пространственно-временные термины, а взрослый рисует.
20. Взрослый даёт ребёнку задания.
Вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; вначале покачай мишку, потом покорми зайца, в конце обуй куклу и др.
21. Взрослый прерывает выполнение действия ребёнком и задаёт вопросы.
Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом?
22. Ребёнок должен последовательно описать три действия взрослого, правильно употребив временные термины.
23. Упражнение состоит в раскладывании ребёнком картинок по темам «Времена года», «Части суток». В заключение взрослый и ребёнок обсуждают последовательность картинок.
24. Взрослый и ребёнок беседуют по теме «Вчера – сегодня – завтра».
25. Упражнение заключается в упорядочении процессов во времени без наглядной опоры. Взрослый задаёт вопросы, ребёнок отвечает. Например:
Мальчик позанимался, мальчик застелил постель, мальчик поужинал. – Сначала мальчик застелил постель, потом мальчик позанимался, а в конце мальчик поужинал.
Можно предложить следующие темы : взрослый, пожилой, маленький; цветы, бутоны, семена; появились лужи, пошёл дождь, потемнело; нужно подождать 5 минут, нужно налить в чайник кипяток, нужно заварить чай.
26. Переход к работе с речевым материалом. Взрослый даёт ребё нку задание:
• Послушать слова : мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать второе слово, первое, третье.
• Послушать предложения : Костёр горит. Птица летит. Снег идёт. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.
Упражнение на развитие динамической и ритмической организации движений.
27. Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребёнком действия после визуального предъявления инструкции взрослым.
• Артикуляционные упражнения:
- открыть рот, оскалить зубы, надуть щёки;
- язык за правую щёку, губы трубочкой, язык на нижней губе;
- втянуть щёки, пощёлкать языком, подуть;
- два раза пощёлкать языком, один раз подуть;
- беззвучно артикулировать гласные [о] - [у] - [а];
- беззвучно артикулировать согласные [п] - [н] - [м].
• Упражнения для рук:
- большим пальцем поочерёдно касаться указательного, мизинца, среднего;
- класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью;
- показывать: кольцо из пальцев, ладонь вертикально, «уши зайчика», «кулак на столе» поочерёдно показывать большой палец, мизинец, указательный палец и т. д.
• Упражнения для тела:
- наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть в ладоши;
- помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыгнуть на месте;
- топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову, опустить.
28. Ребёнок повторяет ритмические рисунки за взрослым – отстукивание, прохлопывание, притопыание:
- сопряжено, затем отражённо;
- одной, двумя руками, ногами. Чередуя право – лево, руки – ноги;
- по визуально-акустическому образцу, затем только по акустическому;
- с передачей ритма без учёта громкости, затем с учётом её, с чередованием громкости в одном ритмическом рисунке;
- медленное отстукивание образца, данного в быстром темпе. Затем точное его повторение.
Далее, развивая эту тему, приведу примеры игровых упражнений, при повторении которых можно развить фонематический слух и сформировать правильную слоговую культуру речи.
Упражнения на объяснение значений малознакомых слов.
Поскольку знание лексического значения необходимо для овладения правильным произношением, следует уточнить значение слова (например, включив его в предложения).
Упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа.
Упражнение 1. Тренировка умения делать паузы между словами. Логопед называет слово. Ребенок должен повторить и отстучать его по столу. При этом, если взрослый поднимает руку,нужно держать паузу, пока рука не опустится.
Пример: бу…. сы, не…. бо, лю…. ди, ко…. ле-но (ко-ле…. но, о-ле…. ни (о…. ле-ни, си…. ни-ца (си-ни…. ца).
Упражнение 5.
Звуковой анализ и синтез.
1. Подсчет слогов, называние одного, двух и т. д. слогов подряд, либо в разнобой по просьбе логопеда.
1. Выкладывание полосок по количеству слогов.
2. Выбор подходящей схемы слова.
3. Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков). Данный вид работы важен при изучении слов со стечениями согласных. Предлагается :
1-двусложные слова со стечениями в середине слова, начинающиеся на гласный звук: игла, овцы, очки и др.
-затем –слова, начинающиеся на согласный звук: пятка, ногти, сумка и др.
-слова с двумя стечениями согласных: ласточка, солнышко, листочки и др.
2-стечение в конце слова (кость, мост, бинт и др.)
3- стечение в начале слова (стул, квас, ключ и др.)
4- односложные слова с двумя стечениями (хвост, гвоздь, столб и др.)
5-многосложные слова со стечениями (кастрюля, лекарство, библиотека и др.)
Упражнение 6.
Изолированное проговаривание слов «Идем по лесенке» .Ребенок должен, повторяя за логопедом слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки.
Упражнение 7.
Повторение слов, близких по звуковому составу:
-отличающихся гласными звуками:сук-сок,мяч-меч,кит-кот,лес-лис, сам-сом;
дом-дым-дам, мех-мах-мох; бык-бак-бок-бук;
лыжи-лужи,руки-реки, раки-руки и др.
-отличающихся согласными звуками: сук-суп, нос-нож, мех-мел; дуб-куб-суп, конь-ком-кот-кол; шары-дары, ноты-соты, зубы-шубы и др.
-отличающихся согласным звуком и местом ударения:
вода-сода, коза-роза, руки-жуки, кожа-коза и др.
Упражнения на повторение с выделением ударного слога.
Упражнение 1.
Ребенок повторяет за логопедом вначале все слово по слогам, а затем называет только ударный слог : ко-фе…. ко-фе, ко; ли-са…. ли-са, са.
Упражнение 2.
С использованием опоры на графическое изображение ударения на схеме слова ребенку предлагается :
-угадать слово, которое отхлопал другой ученик;
-придумать слово к схеме;
-поставить ударения на схемах (в виде диктанта).
Упражнение 2.
Называние слов по звуковому составу, но различающихся местом ударного слога (роЖКИ-РОЖ-ки, ЗА-мок-за-МОК, му-КА-МУ-ка и др.
Упражнения с перестановкой слогов.
Упражнение1.
Поменять местами слоги, назвать получившееся слово :
Слова :Жи-лы - лы-жи (ла-ю, лы-ко, на-вес, ки-пят, на-сос;)
Слоги : ка-му, ма-до, па-ли, ка-сум, ва-тык, жа-лу, дук-сун, дыш-лан, тук-фар и др.
Упражнение 2.
Произносятся три слога. Дети составляют из них слово : ку-ки-би, са-ги-по, ма-на-ли, ко-со-ле, во-сы-ло и др.
Упражнения на оценку нормативности.
Упражнение1.
Логопед читает слова. Дети поднимают зеленый флажок, если слово звучит правильно. Если неверно- красный.
Слова : павук, паук; вутка, утка; кокно,окно; исы, весы; деверо, дерево; моко, молоко; мимон, лимон; манина, малина; небель, мебель; охоник, охотник; тмея, змея; тол, стол ;дынем, днем; пинино, пианино; моциклист, мотоциклист и др.
Упражнения на переход к слитному произнесению.
Упражнение 1 «Догадайся, произнеси слово.»
Слоги : вед-, сет-, кух-, дос- ,бел- ,мет-, ваф-, цве- .
Упражнение2. Ребенок добавляет первый слог и называет слово :-жама, -шина,
-года, -кета, -мидор, -реза, -тята и др.
Упражнение3 Логопед называет слово, делая хлопок вместо второго слога. Ребенок добавляет слог и называет слово целиком.
Слоги : са---лет, пы---сос, па---ход, те---фон, мо---ток, вита---ны, ба---рина и др.
Упражнение2
Ребенок называет своё имя. По сигналу педагога каждый играющий должен встать рядом с тем, в чъём имени столько же слогов.
Упражнение 3.
Слоговой анализ и синтез. Из предложенных картинок назвать в которых есть заданный слог (например, ма) : малина, эскимо, макака, муравей, помада.
Положить картинки так, чтобы последний слог предыдущего слова и первый слог последующего слова были одинаковыми (сова, вата).
Жуки-кино-ноги, шея-яма-маки, булавка-качели-лимон, эскимо-молоко-колобок и др.
Далее логопед называет слово, вставляя между слогами слово «потом», «дальше», «затем» : па, потом ук…паук; ком, затем пот…компот, зво, дальше нок и т. д.
Упражнения на образование словосочетаний.
Упражнение 1.
Проговаривание словосочетаний :
-маленькая лампочка, маленькая ласточка, маленькая ленточка и т. д.
Слова : курточка, кофточка, кисточка, книжечка, скамеечка и д. р. ;
-вкусная тыква, вкусное яйцо, вкусные вафли, вкусный арбуз и т. д.
Слова :булка, морковь, яблоко, цыпленок, ватрушка, абрикосы и д. р. ;
Упражнение 2.
Образование родительного падежа множественного числа с использованием слова «много» : дыня …много дынь, сова …много сов, коза… много коз и т. д.
Упражнение3.
Логопед называет предмет, а ребёнок отвечает словосочетанием с использованием слов круглый – овальный : луна….луна круглая, туча… овальная;
слова : бусы, мяч, голова, огурец, сковорода, барабан, лист, шашки и т. д.
Упражнение 4.
Логопед называет предмет. Ребёнок отвечает словосочетанием с использованием слов треугольный, квадратный, прямоугольный:
газета ….газета прямоугольная, экран…. экран квадратный, колпак….колпак треугольный;
слова : кубики, ёлка, окно, книжка, дверь, мыльница, полотенце, холодильник и т. д.
Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами.
Упражнение 1. Предлагается подобрать к названию предмета подходящее действие (стоит, спит) и составить предложения :
Чайник…. Чайник стоит. Дельфин…Дельфин спит. Медведь…. Медведь спит.
Упражнение 2. Поставить слова в правильном порядке и назвать предложение.
В, помидоры, теплице….В теплице помидоры.
Яблоней, под, яблоки…. Под яблоней яблоки.
Эскимо, столике, на…. Эскимо на столике.
Слова. Над, сосулька, окном. Дереве, на, кукушка. У, шахматы, мальчика. Домом, над, облака. Конфеты, девочки, у.
Упражнения на дифференциацию слов изученного типа со словами большей или меньшей контрастности по слоговой структуре.
Упражнение 1.
«В наш зоопарк привезли зверей. Мы должны расселить их по клеткам. В первую поселим животных, в названиях которых один слог. Во вторую-с названиями из двух слогов и т. д.»
Картинки: лев, ёж, лось, слон, лиса, заяц, белка, зебра, жираф, верблюд, бегемот, обезьяна и д. р.
Упражнение2.
При произнесении различных слов можно сделать различное количество шагов (например, сыр- самолёт). Затем дети прошагивают называемые логопедом слова.
Упражнения на закрепление материала.
Повторение предложений сложного слогового состава.
Над домом летит длинноногий аист.
Тётя Дина сидит на диване.
Никите купили кеды и кепку.
В холодильнике баклажаны и абрикосы.
Хлебница стоит на холодильнике.
В буфете фиолетовая сахарница.
Максим любит фотографироваться.
Библиотекарь выдаёт книги.
Водопроводчик чинит водопровод.
Милиционер регулирует уличное движение.
Почтальон разносит письма, газеты, журналы.
Экскурсовод проводит экскурсии.
Пограничник охраняет границу.
Далее детям предлагается составить рассказы по сюжетным картинкам с включением изученных слов (по вопросам логопеда, позже самостоятельно.)
Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок.
(Б) Би-би-би, идёт дым из трубы.
Бредут бобры в сыры боры. Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.
Забавной обезьянке бросили бананы.
Бросили бананы забавной обезьянке.
Би-би-би. Гудит машина без бензина.
(П) Уп-уп-уп, мама варит суп.
Говорит попугай попугаю:
-Я тебя,попугай, попугаю.
Петушок прыг на порог:
-Подари, пекарь пирог.
(П-Б) Потерялись бусы у нашей бабуси.
Бабкин боб раст1ёт в дождь.
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.
Бились лбами у забора два быка.
Прободали в шумном споре все бока.
(В) Ва-ва-ва на суку сидит сова.
Три вороны на воротах.
Водовоз вёз воду из водопровода.
Вкусная халва- мастеру хвала.
Вертлявый ветер вырывал ворота как вертушки.
(Ф) Аф-аф-аф, в углу стоит шкаф.
У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
Флот плывёт к родной земле, флаг на каждом корабле.
Федя полез за конфетой в буфет, факт, что в буфете не будет конфет.
(В-Ф) Наш Филат не бывает виноват.
Волков бояться в лес не ходить.
Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.
Филин даже с фонарём ничего не видит днём.
(Г) Гу-гу-гу, пасутся гуси на лугу.
На горе гогочут, под горой огонь горит.
До города дорога в гору, от города с горы.
На иве галка, на берегу галька.
(К) Ко-ко-ко, не ходите далеко.
Тук-тук, прибиваю я каблук.
Наша река широка как Ока.
Укусила киску муха и болит у кисы ухо.
Кошка с котёнком, курочка с цыплёнком.
(К-Г) Идут гуськом гусак за гусаком.
Груздь на солнце греет бок. В кузовок иди грибок.
(Х) Ха-ха, не поймать вам петуха.
Прохор и Пахом ехали верхом.
Муха- горюха села на ухо.
(Д) Ду-ду-ду, растут яблони в саду.
Дарья дарит Дине дыни.
Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.
Дед Данил дыню делил.
(Т) Та-та-та, хвост пушистый у кота.
Наш гость купил трость.
Опять ребят нашли пять опят.
(Д-Т) Собака Том сторожит дом.
Дятел лечил древний дуб.
Я мохнатый, я кудлатый, я зимой над каждой хатой.
(М) Му-му-му, молока кому?
Мама Милу в ванне мыла.
Где мёд,там и мухи.
На скамеечке у дома целый день сидела Тома.
(Н) Ан-ан-ан, папа чинит кран.
Няня нянчит Надю с Ниной.
Нина играет на пианино.
Нарядились ножки в новые сапожки.
(С) Са-са-са, в лесу бегает лиса.
Ас-ас-ас, у нас погас газ.
Ос-ос-ос, на поляне много ос.
Коси екоса пока роса.
У маленькой Сани сани едут сами.
Носит Сеня сено в сени.
У Сони и Сани в сетях сом с усами.
(З) За-за, уходи домой коза.
Зу-зу-зу, Катю моем мы в тазу.
У зайки Бубы заболели зубы.
(С-З) Са-за,са-за улетела стрекоза.
За-са,за-са, залетела к нам оса.
Соня Зине принесла бузины в корзине.
Сачок зацепился за сучок.
(Ц) Цо-цо-цо, на руке колцо.
У кольца нет конца.
Бегают две курицы прямо на улице.
Цапля стоя на крыльце написала букву Ц.
(С-Ц) Со-цо, со-цо, снесла курица яйцо.
Синицы-весёлые птицы.
Курица снесло яйцо под крыльцо.
Из соседнего колодца целый день водица пьётся.
Стоит воз овса, возле воза овца.
Соне в оконце ярко светит солнце.
(Ш) Ша-ша-ша, мама моет малыша.
Шу-шу, я письмо пишу.
Аш-аш, у Паши карандаш.
Тише, мыши, кот на крыше. Зашумите-он услышит.
Нашей Маши дали манной каши.
Не найду я ушки у этой лягушки.
Маша, кашу доедай, маме больше не мешай.
(С-Ш) Су-шу, я письмо домой пишу.
Шу-су, мишку встретил я в лесу.
Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
Шишки на сосне, шашки на столе.
Купила Саша сушки.
(Ж)Жа-жа, есть иголки у ежа.
Жу-жу, молока дадим ежу.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.
Ужин нужен жуку и ужу.
(Ш-Ж) Ша-жа,ша-жа, мы увидели ежа.
Жа-ша, Женя кормит малыша.
Жёлуди у мышки, шишки у мартышки.
У кошки лежат ложки в лукошке.
Хорош пирожок, внутри творожок.
На крыше у Шуры жил журавль Жура.
Облетели лампу мошки, греют тоненькие ножки.
Осторожно,мошки, обожжете ножки.
(Щ) Ща-ща, мы несём домой леща.
Ащ-ащ, надеваю плащ.
Волки рыщут, пищу ищут.
Щенок жалобно пищит.
(Ч) Ча-ча-ча, в комнате горит свеча.
Чу-чу, молоточком я стучу.
Оч-оч, наступила ночь.
Шубка овечки теплее всякой печки.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.
Это для Леночки мороженное на тарелочке.
(Ц-Ч) Цу-чу, на ракете я лечу.
Чу-цу, дали зёрнышки птенцу.
Очень часто бьются у Танечки блюдца.
Ученица-озорница получила единицу.
(Л) Ла-ла-ла, у меня юла.
Ло-ло-ло, на улице тепло.
На мели мы налима ловили.
Мама Милу мылом мыла.
Юля маленькой была и вертелась
как юла.
Клади уголь в угол.
Морская волна сильна и вольна.
(Р) Ра-ра-ра, на улице жара.
Ро-ро-ро, на улице ведро.
Арь-арь-арь, на стене висит фонарь.
Трое трубачей трубили в трубы.
Проворонила ворона воронёнка.
На горе растут дубы, под горой растут гряды.
Быстро Егорка говорит скороговорку.
(Р-Л) Ла-ра, Ла-ра, начинается игра.
Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.
Лара у Вали играла на рояле.
Рыбу ловил рыболов, весь в реку уплыл улов.
В тетради Кондрат начертил квадрат.
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
И матросы три недели карамель на мели ели.
Виды упражнений используются в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития детей, их возраста и вида речевой патологии.
Работа по коррекции слоговой структуры слов проводится длительно, систематизировано, по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности. Благодаря этому достигаются значительные результаты по формированию слоговой структуры слова у детей.
Учитель-логопед Коновалова Елена Алексеевна