Папки-передвижки

Формирование предпосылок личностных универсальных учебных действий посредством сказкотерапии

Аверьянова Наталья Викторовна
Формирование предпосылок личностных универсальных учебных действий посредством сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы

Приобретая жизненный опыт, познавая окружающую действительность, усваивая знания, вырабатывая умения и навыки, ребёнок способен соотносить свои поступки с общепринятыми моральными, этическими нормами и правилами. Поэтому в дошкольном возрасте важно помочь ребёнку правильно развивать эиоциональные и волевые качества личности, её способности и характер. Именно такой метод как сказкотерапия решает множество задач, связанных с развитием личностных универсальных учебных действий.

Задачи сказкотерапии :

Публикация «Формирование предпосылок личностных универсальных учебных действий посредством сказкотерапии» размещена в разделах

1. Раскрытие и активизация творческого потенциала, адекватной самооценки, социальной адаптации;

2. Формирование умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами, познавательной и социальной мотивации;

3. Развитие умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

4. Воспитание нравственных ориентиров (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т. п., умение прийти на помощь другу, герою сказки и т. п. ;

5. Регуляция самооценки, нейтрализация психологических проблем (страхи, враждебность, гиперактивность).

Сказкотерапия - это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровление и гармонизацию психики, формирование ценностных основ личности, развитие творческих способностей ребёнка.

Разнообразны и приёмы сказкотерапии :

Чтение или рассказывание. Слушая сказку, ребёнок мысленно переносится в воображаемый мир, проходит испытания, переживает приключения. Пересказ детьми сказки по вопросам сопровождается иллюстрированием сказки. Картинки показывает педагог или ребёнок. Рассказывая сказку, дети стараются вжиться в образ персонажа, от имени которого они говорят.

Пересказ по опорному плану. Пересказ детьми сказки по вопросам сопровождается иллюстрированием сказки. Картинки показывает педагог или ребёнок. Рассказывая сказку, дети стараются вжиться в образ персонажа, от имени которого они говорят.

• Обсуждение и словесный анализ.

• Рисование сказки («изобрази героя по описанию», «продолжи сказку т. д.) развитие воображения, эстетического восприятия прекрасного, совершенствование мелкой моторики.

• Основной приём сказкотерапии – разыгрывание сказочной роли, образное перевоплощение, которое стимулирует развитие речи, совершенствование психологических процессов.

• Куклотерапия – роль исполняется с помощью игрушек. Способствует снятию психологической зажатости, развивает уверенность в себе.

• Дидактические игры («Кто лишний?», «Назови сказку по сказочному герою», «Кто герой сказки) формируют умение составлять целостную картинку из нескольких частей по образцу, развивают логическое мышление, воображение.

• Сочинение собственных сказочных сюжетов. Совместное с ребёнком моделирование сюжетов, прорабатывающих его реальные жизненные ситуации, проблемы, страхи.

Решение сказочных задач, выполнение творческих заданий (смена места, времени, событий, введение нового сказочного героя, перепутывание сюжетов) – развитие умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, умение прийти на помощь другу, герою сказки и т. п.

Развивая личностные универсальные учебные действия у детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию, мы используем игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы детей.

Все мы с вами знаем, для того чтобы выразительно передать настроение того или иного персонажа мы используем много приемов, некоторыми из них являются мимика и интонация.

1. Игра “Театр масок”

Цель: развивать умение с помощью мимики и несложных жестов изображать эмоциональное состояние героя сказки.

- Вы сегодня будете артисты, а я фотограф. Вы будете изображать выражение лица различных героев. А я буду вас фотографировать. Например, покажите, как выглядит злая Баба-яга”.

(Дети с помощью мимики и несложных жестов изображают Бабу-ягу.)

- Хорошо! А теперь замрите. Я вас фотографирую. Молодцы!

– Покажите веселого Буратино, когда он нашел золотой ключик. “Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы!

– А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки “Красная Шапочка”, когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком”.

– спящую царевну (спокойное расслабленное лицо);

– зайчика из сказки “Заюшкина избушка”, когда его лиса выгнала из домика; – страшного волка из “Трех поросят”;

– веселого колобка, когда он от медведя ушел;

– грустного Пьеро, когда Мальвина сбежала из театра Карабаса-Барабаса;

– Царевну-Несмеяну;

– Деда, когда вытянули репку.

Также мы учимся передавать своё эмоциональное состояние средствами интонационной выразительности голоса.

2. Игра «Волшебный кубик»

Цель: формировать умение передавать эмоциональное состояние средствами интонационной выразительности голоса.

У меня есть кубик, но он не простой, а «эмоциональный», на нём изображены разные эмоции, которые мы можем изобразить. Давайте вспомним сказку «Волк и 7 козлят», какую песенку пела мама-коза? А теперь мы с вами с помощью нашего волшебного кубика попробуем спеть эту песенку с разными эмоциями (на кубике показаны разные эмоции, ребенок бросает кубик, и поет песенку с той эмоцией, которая ему выпала).

Не для кого не секрет, что дети очень любят фантазировать, воображать. Они не могут мыслить односторонне, банально как взрослые. Именно поэтому мы включаем в свою работу с детьми упражнения на развитие воображения.

3. «Шкатулка со сказками»

Цель: развитие воображения, мышления, речи, умения работать в коллективе.

Оборудование: шкатулка, в которой находятся круги разного цвета.

Ход игры: Игроки садятся в круг. В центре круга стоит «шкатулка со сказками». Взрослый обращается к детям: «Сейчас мы все вместе будем сочинять сказку. А поможет нам волшебная шкатулка». Он достает из шкатулки один из предметов (героя сказки или атрибут). Затем взрослый говорит: «Мне достался, поэтому в сказке должен появиться этот предмет или персонаж. Внимание, начинаю сказку.

Жил-был …. Однажды он отправился в путешествие…»

Игроки поочередно достают из шкатулки персонажи или предметы и продолжают сюжет сказки.

Игра с песком – одно из самых любимых занятий детей, но это не простое времяпровождение. Ребёнок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и сам того не замечая, может рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.

4. «Сказка на песке»

Цели:

- Снятие психоэмоционального напряжения у ребенка.

- Формирование у ребенка представления об окружающем мире.

- Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.

Оборудование: солнышко и тучка из цветного картона, песочница, палочки для рисования на песке, маленькие игрушки насекомых, две мышки.

Упражнение для снятия психоэмоционального напряжения, напряжения с мышц пальцев рук.

Нас сегодня ждал песочек –

Чистый, свежий, золотой.

Залезай в него, дружочек:

Хочешь - рой, а хочешь - строй.

Давай мы с тобой погрузим пальчики в песок, и будем сжимать разжимать кулачки. Создадим с тобой «волны».

Игра «Необыкновенные следы»

Ход игры:

Педагог говорит и одновременно показывает движения ребенку, ребенок повторяет слова и движения за педагогом.

«Идёт медведь» — кулачками и ладонями с силой надавливать на песок. Мишка косолапый.

По лесу идет,

Топ-топ-топ.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ударять по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Маленькие зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики!

Прыг-скок, прыг-скок.

«Ползёт змея» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

Змея очковая в песке

Очки вдруг потеряла.

Ползет она в большой тоске,

Ползет куда попало.

«Бежит сороконожка» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение.

У сороконожки заболели ножки.

Видишь на дорожке снятые сапожки?

Сказка «Мышонок, который всего боялся»

Педагог рассказывает сказку, ребенок должен используя имеющиеся игрушки, выполнять действия по сценарию сказки.

Жил был в норке (предварительно с ребенком необходимо построить норку) маленький мышонок, он боялся всего на свете, боялся дождика, капли которого часто проникали в его норку (ребенок делает дождь из песка, он боялся ветра, солнца, насекомых, которые часто пытались залезть в норку к мышонку. Он так и сидел, пока однажды не услышал, как кто-то недалеко от норки кричит. Это был другой мышонок, который попал в беду, он упал в ямку, и теперь не мог выбраться, пищал и звал на помощь. Трусливому мышонку очень хотелось помочь бедняжке, но он все еще боялся выйти из своей норки. Мышонок так кричал, так звал на помощь, что мышонок больше не мог сидеть и ждать. Он потихоньку начал выходить из своей норки, шаг за шагом, оглядывался по сторонам, боялся каждого шороха и звука, но помочь хотелось сильнее, и он храбро двигался вперед. Наконец, мышонок был у цели, он сказал другому мышонку, что больше беспокоиться не нужно, и помог ему выбраться. С тех пор мышонок ничего не боялся, а с другим мышонком, они стали хорошими друзьями.

Обсуждение с ребенком занятия.

- Что тебе сегодня понравилось на занятии?

- Следы, каких животных, ты сегодня изображал?

- Чего боялся мышонок?

- Что помогло справиться мышонку со своим страхом?

- Как бы ты поступил, если кому - то была бы необходима твоя помощь.

Хочется отметить большую эффективность использования методов сказкотерапии. Наши воспитанники на этапе дошкольного завершения научились управлять своими эмоциями, стали ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами.

Публикации по теме:

Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возрастаФормирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста «Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста» В раннем возрасте у детей при повседневной практике действий с игрушками.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Освоение соотносящих действий посредством дидактической игрушкиОсвоение соотносящих действий посредством дидактической игрушки В раннем возрасте происходит бурное развитие движений ребенка, овладение многими новыми действиями, зарождение и совершенствование новых.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предпосылок личностных универсальных учебных действий посредством сказкотерапии
Опубликовано: 3 марта 2021 в 15:40
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование предпосылок личностных универсальных учебных действий посредством сказкотерапии» (включая файлы) размещена пользователем Аверьянова Наталья Викторовна (УИ 171146) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД