Алина Савельева
Формирование предпосылок к обучению грамоте детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи
▼ Скачать
Формирование предпосылок к обучению грамоте у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи посредством наглядного моделирования
Савельева Алина Денисовна
студентка 4 курса специальности
44.02.04 Специальное дошкольное образование
Гаевая Елена Витальевна
научный руководитель, преподаватель,
ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический
колледж имени И. А. Куратова», г. Сыктывкар
Аннотация:
Публикация «Формирование предпосылок к обучению грамоте детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В данной статье автор раскрывает такую важную тему, как готовность детей подготовительного дошкольного возраста с общим нарушением речи к обучению грамоте посредством наглядного моделирования. Автор статьи раскрывает понятие предпосылок к обучению грамоте, особенности формирования и уделяет внимание практической работе в формирование предпосылок к обучению грамоте детей с общим нарушением речи.
Ключевые слова: наглядное моделирование, дошкольный возраст, грамота, чтение и письмо.
Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе, подготовка к обучению грамоте и усвоению письменной речи. В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой приобретает особую актуальность. От того, насколько ребёнок введён в грамоту, зависят его успехи в чтении, в устной и письменной речи, в усвоении русского языка в целом.
Отсутствие навыков чтения и письма - это серьёзный тормоз для обучения в школе. Ребёнок будет сильно отставать на учебных занятиях, что приведёт к потере интереса к учёбе и плохим отметкам. Одни родители считают, что надо как можно раньше начать обучение грамоте, другие считают, что лучше это делать за год до поступления в школу. В любом случае без обучение и освоения грамоты у ребёнка будут проблемы не только в школе, но и в внеучебной деятельности.
Особое значение имеет формирования элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, ее элементы. Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий, произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи.
Распространенным расстройством речи у детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи. Это понятие используется для обозначения детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, и представляет собой отклонения, при которых нарушено или отста т от нормы формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.
У детей этой группы словарный запас резко ограничен, состоит из отдельных звуков, звукоподражаний, некоторых обиходных слов. Также нарушено восприятие речи других людей : отсутствует понимание смысла многих слов и грамматических категорий. Значительно нарушена слоговая структура слова, вплоть до воспроизведения только звуковых комплексов, состоящих из одного -двух слогов. Артикуляция смазанная, произношение звуков неустойчивое, многие вообще недоступны для произношения.
Одним из наиболее эффективных методов коррекционной работы является наглядное моделирование. Моделирование - это современный наглядно -практический метод обучения, в основе которого лежит принцип замещения, помогающий ребенку зрительно представить многие абстрактные понятия. Это особенно важно для дошкольников, так как наглядный материал в этом возрасте воспринимается значительно лучше вербального.
«Логопеды-практики, применяя метод наглядного моделирования, предлагают использовать «картинки-помощницы» в разных сочетаниях в качестве опорных схем (Е. А. Брежнева, М. В. Былино, С. А. Васильева, Ю. М. Кислякова, Н. В. Кралина). Ребенку предлагается запомнить несколько вариантов наименований картинок в зависимости от разных свойств предметов. Они представлены в виде пиктограмм и характеризуют материал, цвет, форму и размер предмета. На основе данных наглядных опор происходит описание характерных признаков предмета, что значительно улучшает процесс усвоения нового материала»[2, с. 265]
Р. Е. Левина, характеризуя готовность детей к овладению грамотой, отмечала, что. «формирование первоначальных навыков чтения и письма возможно только при условии гармоничного развития фонетической, фонематической и лексико-грамматической сторон речи. При этом автор обращает внимание на необходимость специальной коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование таких компонентов готовности к усвоению грамоты, как лексико-грамматический строй речи, произносительная сторона речи, представления об окружающем мире» [1, с. 32 ].
Исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад №61 компенсирующего вида» в исследовании принимали участие 14 детей в возрасте 6-7 лет с общим нарушением речи : МДР, дизартрия, логоневроз.
Целью исследования являлось: выявление уровня сформированности предпосылок к обучению грамоте у детей подготовительной группы с ОНР.
Во время исследования использовались такие диагностические задания, как «Грузовик» (Е. Дёмина, «Весёлый поезд» (С. Б. Обласова) (фото 1, «Поймай звук» (И. А. Агапова) и другие.
Фото 1. «Весёлый поезд» (С. Б. Обласова)
Ниже вы можете ознакомиться с результатами изучения у детей подготовительной группы.
Результаты диагностики по выявлению исходного уровня сформированности предпосылок к обучению грамоте детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи
Уровень развития Количество детей %
Высокий 3 21%
Средний 11 79%
Низкий 0 0%
По итогам изучения уровня можно сделать вывод, что в подготовительной группе нет детей с низким уровнем сформированности предпосылок к обучению грамоте, но у больше чем 50% детей наблюдается средний уровень.
Таким образом, большое внимание стоить уделить развитию навыка быстро ориентироваться в звукобуквенном составе слова и необходимость, чтобы весь словарный материал, который используется в процессе обучения грамоте, был знаком детям, чтобы они понимали значения слов и умели соотносить их с определёнными предметами и явлениями действительности.
Список литературы (2-3 источника) :
1. Левина, Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей : (Алексия и аграфия) / Р. Е. Левина ; Науч. -практ. ин-т спец. школ и дет. домов Наркомпроса РСФСР. - Москва : Учпедгиз, 1940. - 32 - 43 с.
Слепенкова, Е. А. Проектные технологии в изучении педагогических дисциплин // Азимут научных исследований: педагогика и психология / Е. А. Слепенкова, И. В. Лебедева – 2018. – № 2(23). – 265