Татьяна Арманшина
Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ивающим фактором развития экономики». В связи с этим, важным направлением развития образования становится формирование инженерного мышления на всех уровнях общего образования.
Скачать:
Файл formirovanie_predposylok_inzhenernogo_myshleniya.docx 9.49 КБ
Предварительный просмотр :
Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2 - 3 лет
Публикация «Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2–3 лет» размещена в разделах
Образование, в том числе и дошкольное, должно строиться исходя из того будущего, в котором будут жить сегодняшние дети и к которому они должны быть готовы. Эксперты уверенно говорят, что это будет общество знаний: информация и технологии будут быстро обновляться, все меньшую роль будет играть механический труд, все большую – творческий.
В своем выступлении Президент РФ В. В. Путин отметил: «Нельзя допустить, чтобы существующий кадровый дефицит стал сдерживающим фактором развития экономики». В связи с этим, важным направлением развития образования становится формирование инженерного мышления на всех уровнях общего образования.
Начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности. Следовательно, перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача развивать у детей навыки конструкторской, творческой деятельности.
Для решения данного вопроса я разработала и реализую рабочую программу по организации дополнительной формы работы с детьми группы раннего возраста «Игры с самосвалом Бип».
Цель моей программы: Создание благоприятных условий для формирования предпосылок развития инженерного мышления.
Комплекс занятий построен по принципу от простого к сложному и состоит из трёх разделов. В первом разделе дети знакомятся с отдельными частями мягкого конструкторского модуля (кубик, кирпич, пластина, цилиндр, призма). Во втором разделе задачи идут на усложнение. Перед детьми встает конструкторская проблемная ситуация, которую они должны самостоятельно проанализировать, что бы понять, что необходимо сделать для ее решения, подобрать необходимый материал и преступить к действию. В конце года дети уже самостоятельно будут применять свои знания, умения и навыки во время игр с конструктором.
Ведущей деятельностью у детей является игра, поэтому занятие проходит в игровой форме и имеет свои традиции. Дети знакомятся с новыми друзьями: самосвалом Бип и шофёром. Для их приезда к самосвалу привязана нить с трубочкой, и дети круговыми движением трубки накручивают нить, тем самым помогая Бипу выехать в группу. Данное упражнение хорошо развивает координацию движения обоих рук.
Герои рассказывают детям о профессии строителя, о том, какую пользу приносят самосвалы и при каждой встрече, привозят с собой разные детали конструкторского модуля. В процессе игры дети рассматривают деталь, изучают ее свойства, пробуют применить полученные знания на практике. Например, при изучении кубика, дети узнали, что кубик не умеет катиться, потому что ему мешают уголки. Каждый ребенок попробовал прокатить кубик. И наоборот, при изучении цилиндра, дети узнали, что в основании детали - круг, у него нет уголков и поэтому цилиндр умеет катиться. Итогом занятия является постройка из мягких модулей или деревянного конструктора (башня, мост, домик, заборчик и т. д.). Дети развивают умение аккуратно приставлять детали друг к другу, накладывать, ставить на узкие и широкие стороны, трансформировать деталь (с помощью призмы можно построить не только крышу, но и горку).
Для развития моторики рук, а также смены деятельности герои играют с детьми в пальчиковые и подвижные игры.
После изучения всех деталей и их свойств, герои приезжают к детям обратиться за помощью. Перед детьми встает проблемная ситуация, им нужно помочь своим друзьям. Например, у Бипа сломался от сильного ветра гараж и ему негде спрятаться от дождя, наступила весна и из за больших и глубоких луж Бип не может приехать к ребятам в гости и т. д. Дети с радостью помогают своим друзьям, придумывают пути решения проблемы и применяют полученные ранее знания на практике.
Так как все дети по разному усваивают новый материал, в рабочей программе разработан план индивидуальной и совместной работы по конструированию. Ребята закрепляют полученные знания, а также со своей скоростью усвоения изучают пройденное.
Чтобы родители были заинтересованы и поддерживали ребенка в развитии творческих и инженерных способностей, также в рабочей программе составлен план работы с родителями. Разработаны и подобраны консультации, памятки, рекомендации, практические работы. Ведь только при совместной работе педагог – ребенок – родитель можно получить результат.
На данный момент, дети хорошо ориентируются в конструкторских деталях, знают названия, свойства. Могут строить постройки различной сложности, обыгрывать их. Также строить конструкцию по схеме.
В группе организован уголок конструирования, в свободное время дети с большим желанием обращаются к нему, реализуя свои фантастические идеи и замыслы.