Лучший педагог года

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста

Наталья Чернуха
Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста

Из опыта организации проектной деятельн

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста. Из опыта организации проектной деятельности.

На сегодняшний день одной из основных задач дошкольного образования является формирование личностных качеств ребенка, способствующих его успешной социализации и дальнейшему образованию, и самообразованию. Особенно актуальным является формирование предпосылок естественнонаучной грамотности, т. к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.

Публикация «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

При формировании естественнонаучных представлений наиболее целесообразно строить работу с использованием проблемных и поисковых ситуаций, постоянно включая исследовательскую и практическую деятельность детей (простые опыты и эксперименты, моделирование, изготовление макетов, дидактические игры и упражнения). Обязательно следует учесть, что воспитательно-образовательный процесс не может быть осуществлен без реальной деятельности самого ребенка. Именно в деятельности ребенок строит свой образ мира, овладевает способами, позволяющими ему успешно решать многообразные познавательные, практические, творческие задачи, которые ставит перед ним жизнь.

Проектно-исследовательская деятельность, позволяет нам объединить различные области знаний, формируя при этом у детей целостное восприятие мира. Так как, использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания объектов действительности.

Целью проектно – исследовательской деятельности является получение ответа на вопросы: «Почему существует это явление?», «Как его можно объяснить?». В ходе проектной деятельности ребенок не просто усваивает то, что ему рассказывает воспитатель, а превращается в исследователя, при этом педагог создает условия, в которых ребенок сам получает ответ на свой вопрос, то есть является инициатором проекта. Роль воспитателя – побуждать детей к поиску, открытию и получению нового жизненного опыта.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

В моей работе по формирования естестественнонаучных представлений, проектная деятельность дает наилучшие результаты.

Ребенку-дошкольнику по своей природе свойственна направленность на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями действительности.

Познавательно-исследовательская деятельность предоставляет возможность дошкольникам самостоятельно найти ответы на вопросы, выявлять проблемы и искать пути их решения, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира, формируя таким образом, предпосылки естественнонаучной грамотности.

В природе постоянно происходят привычные для взрослых изменения: лето сменяет весну, жара приходит на смену холодов. Для маленьких детей все это не так очевидно.

В их понимании все это таинственно и непонятно.

Через проектную деятельность мы проникаем в удивительный мир природы.

Наше ознакомление с окружающим через проектную деятельность началось со второй младшей группы.

Так ребята, готовясь к конкурсу «Лучший огород на окошке» заинтересовались такими вопросами: какова польза зеленых растений человеку и окружающей среде?

Что можно вырастить в огороде на окне нашей группы?

Как выглядит полезная зелень и как за этими культурами нужно ухаживать?

Родилась идея: не просто вырастить огород на окне, но и написать для детей веселые стихотворения о его жителях, а также предложить родителям нарисовать с детьми «гостей» будущего огорода, чтобы в совместной деятельности ответить на все вопросы маленьких почемучек.

Ребята высаживали семена, ухаживали и наблюдали за будущими растениями.

Проводили опыты - наблюдение за ростом лука и другими культурами в благоприятных и неблагоприятных условиях.

Продуктом реализации данного проекта стала картотека рисунков и стихотворений к ним, которые каждый год пополняются новыми культурами. С помощью данного пособия мы можем развивать и пополнять словарный запас ребенка, формировать представление о зеленом мире вокруг нас.

Воспитанников нашей группы все больше и больше стал увлекать поисковой вид деятельности, новые вопросы побуждали искать ответы с помощью экспериментально – исследовательской деятельности.

Тему нашего очередного проекта определила ситуация, случай, который произошел в нашей группе во время утренней беседы, мальчик рассказал, что вчера вечером вместе с папой он видел звезду, которая упала. Папа погрузил ребенка в сказочную атмосферу и рассказал, что когда звезды падают нужно загадывать желания.

Однако фантазия ребенка натолкнула его на вопросы: Откуда падают звезды? Как это происходит?

В ходе беседы выяснилось, что все дети заинтересовались природными явлениями и хотят узнать, что же еще падает в природе может падать и как это происходит?

С помощью «Модели трёх вопросов», мы с детьми определили :

- что они знают о природных явлениях, которые падают

-Что хотят узнать

И где найдут информацию о них

Анализируя «Модель трех вопросов», мы сделали вывод, дети знают, что природные явления — это изменения, происходящие в природе, хотят узнать – как падает снег, почему опадают листья и существует ли на самом деле звездопад и ответят на эти вопросы с помощью опытно-экспериментальной деятельности.

Далее мы с детьми составили план работы над проектом,

Сформулировали цели и задачи :

Задачи для детей :

- выяснить у родителей информацию о том, что такое природные явления;

-совместно с родителями подготовить рисунки для выставки на тему: «Удивительные явления природы».

-совместно с воспитателем провести опыты:

«И вода, и снег, и лед» «Почему опадают листья»

- придумать название для мультфильма,

- принять участие в составлении сценария мультфильма;

- совместно с воспитателем нарисовать персонажей, фон сюжетную линию мультфильма;

- озвучить персонажей мультфильма.

Для родителей

включиться в обсуждение выбора темы и продукта проекта;

- побеседовать с детьми о природных явлениях;

- нарисовать с детьми рисунки для выставки на тему: «Удивительные явления природы».

- сделать фотографии об этапах работы над проектом

И для педагогов

заинтересовать и информировать родителей проектной деятельностью, вовлечь их в образовательный процесс,

организовать беседу с детьми на тему «Могут ли падать звезды?»

- помочь сформулировать проблему (цель) проекта, определить продукт и план его реализации.

-Провести тематическое занятие по окружающему миру на тему «Падающие» явления природы»

-провести с детьми опыты.

«И вода, и снег, и лед» «Почему опадают листья у Герани» «Где образуется снег».

- помочь детям придумать название, сюжет мультфильма;

- оказать помощь в изготовлении декораций к мультфильму, подготовке к сьемке и озвучке сюжета;

- создать условия для презентации проекта «Снегопад, Листопад, Звездопад» для детей, родителей и воспитателей других групп, что позволило бы сделать нашу работу совместной, интересной и увлекательной!

Определили продукт нашего проекта. А так как в нашей саду появилась любительская мультстудия, у нас возникла идея снять мультфильм «Явления природы» который и стал конечным продуктом реализации данного проекта.

Опираясь на алгоритм действий детей и взрослых в реализации проекта были выделены 3 этапа:

На первом подготовительном этапе нами был определен проблемный вопрос и выбор темы через проведение с детьми беседы «Что я знаю о природных явлениях,» Что хочу узнать?

Сформулированы цели проекта, план их реализации, был выбран продукт

Проинформированы и включены в проектную деятельность родители.

На втором (основном) этапе с детьми были проведены опыты:

«И вода, и снег, и лед» «Почему опадают листья у Герани» «Где образуется снег».

В которых мы познакомились со свойствами снега и провели экспериментирование. Установили взаимосвязь между объектами живой и неживой природы.

Опытным путем «сделали облако» познакомились с формированием облаков, дождя и снега.

Ответили на вопрос о том, как выпадает снег.

А на опыте с Геранью, которая при неблагоприятных условиях содержания меняет цвет листьев, сбрасывает их, ребятам стало понятно, что происходит с деревьями, когда наступает холодная осенняя пора.

А также познакомились с природным явлением листопад.

Ребята приняли участие в выставке рисунков «Удивительные явления природы».

Обсуждая мультфильм, который был выбран итоговым продуктом проекта, мы с ребятами подумали над его названием и сценарным планом.

Совместно с родителями и руководителем мультипликационной студии готовили иллюстрации для кадров будущего мультфильма.

На третьем заключительном этапе ребята были готовы представить свой продукт мультфильм «Явления природы» и показать его всем ребятам и педагогам детского сада.

Таким образом, организация образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в форме проектно – исследовательской деятельности, позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, влечет развитие творческих способностей и проявления одаренности у детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 июня 2024 в 05:37
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Чернуха в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. Фестиваль дворовых игр. Передвижка «Дворовые игры»

Дворовые игры — прекрасная часть детской жизни. Вспомним свое детство и научим детей играть в игры, в которые мы когда-то играли во дворах!

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД