МААМ-картинки

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста

Наталья Чернуха
Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Из опыта организации проектной деятельн

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста. Из опыта организации проектной деятельности.

На сегодняшний день одной из основных задач дошкольного образования является формирование личностных качеств ребенка, способствующих его успешной социализации и дальнейшему образованию, и самообразованию. Особенно актуальным является формирование предпосылок естественнонаучной грамотности, т. к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.

Публикация «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

При формировании естественнонаучных представлений наиболее целесообразно строить работу с использованием проблемных и поисковых ситуаций, постоянно включая исследовательскую и практическую деятельность детей (простые опыты и эксперименты, моделирование, изготовление макетов, дидактические игры и упражнения). Обязательно следует учесть, что воспитательно-образовательный процесс не может быть осуществлен без реальной деятельности самого ребенка. Именно в деятельности ребенок строит свой образ мира, овладевает способами, позволяющими ему успешно решать многообразные познавательные, практические, творческие задачи, которые ставит перед ним жизнь.

Проектно-исследовательская деятельность, позволяет нам объединить различные области знаний, формируя при этом у детей целостное восприятие мира. Так как, использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания объектов действительности.

Целью проектно – исследовательской деятельности является получение ответа на вопросы: «Почему существует это явление?», «Как его можно объяснить?». В ходе проектной деятельности ребенок не просто усваивает то, что ему рассказывает воспитатель, а превращается в исследователя, при этом педагог создает условия, в которых ребенок сам получает ответ на свой вопрос, то есть является инициатором проекта. Роль воспитателя – побуждать детей к поиску, открытию и получению нового жизненного опыта.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

В моей работе по формирования естестественнонаучных представлений, проектная деятельность дает наилучшие результаты.

Ребенку-дошкольнику по своей природе свойственна направленность на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями действительности.

Познавательно-исследовательская деятельность предоставляет возможность дошкольникам самостоятельно найти ответы на вопросы, выявлять проблемы и искать пути их решения, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира, формируя таким образом, предпосылки естественнонаучной грамотности.

В природе постоянно происходят привычные для взрослых изменения: лето сменяет весну, жара приходит на смену холодов. Для маленьких детей все это не так очевидно.

В их понимании все это таинственно и непонятно.

Через проектную деятельность мы проникаем в удивительный мир природы.

Наше ознакомление с окружающим через проектную деятельность началось со второй младшей группы.

Так ребята, готовясь к конкурсу «Лучший огород на окошке» заинтересовались такими вопросами: какова польза зеленых растений человеку и окружающей среде?

Что можно вырастить в огороде на окне нашей группы?

Как выглядит полезная зелень и как за этими культурами нужно ухаживать?

Родилась идея: не просто вырастить огород на окне, но и написать для детей веселые стихотворения о его жителях, а также предложить родителям нарисовать с детьми «гостей» будущего огорода, чтобы в совместной деятельности ответить на все вопросы маленьких почемучек.

Ребята высаживали семена, ухаживали и наблюдали за будущими растениями.

Проводили опыты - наблюдение за ростом лука и другими культурами в благоприятных и неблагоприятных условиях.

Продуктом реализации данного проекта стала картотека рисунков и стихотворений к ним, которые каждый год пополняются новыми культурами. С помощью данного пособия мы можем развивать и пополнять словарный запас ребенка, формировать представление о зеленом мире вокруг нас.

Воспитанников нашей группы все больше и больше стал увлекать поисковой вид деятельности, новые вопросы побуждали искать ответы с помощью экспериментально – исследовательской деятельности.

Тему нашего очередного проекта определила ситуация, случай, который произошел в нашей группе во время утренней беседы, мальчик рассказал, что вчера вечером вместе с папой он видел звезду, которая упала. Папа погрузил ребенка в сказочную атмосферу и рассказал, что когда звезды падают нужно загадывать желания.

Однако фантазия ребенка натолкнула его на вопросы: Откуда падают звезды? Как это происходит?

В ходе беседы выяснилось, что все дети заинтересовались природными явлениями и хотят узнать, что же еще падает в природе может падать и как это происходит?

С помощью «Модели трёх вопросов», мы с детьми определили :

- что они знают о природных явлениях, которые падают

-Что хотят узнать

И где найдут информацию о них

Анализируя «Модель трех вопросов», мы сделали вывод, дети знают, что природные явления — это изменения, происходящие в природе, хотят узнать – как падает снег, почему опадают листья и существует ли на самом деле звездопад и ответят на эти вопросы с помощью опытно-экспериментальной деятельности.

Далее мы с детьми составили план работы над проектом,

Сформулировали цели и задачи :

Задачи для детей :

- выяснить у родителей информацию о том, что такое природные явления;

-совместно с родителями подготовить рисунки для выставки на тему: «Удивительные явления природы».

-совместно с воспитателем провести опыты:

«И вода, и снег, и лед» «Почему опадают листья»

- придумать название для мультфильма,

- принять участие в составлении сценария мультфильма;

- совместно с воспитателем нарисовать персонажей, фон сюжетную линию мультфильма;

- озвучить персонажей мультфильма.

Для родителей

включиться в обсуждение выбора темы и продукта проекта;

- побеседовать с детьми о природных явлениях;

- нарисовать с детьми рисунки для выставки на тему: «Удивительные явления природы».

- сделать фотографии об этапах работы над проектом

И для педагогов

заинтересовать и информировать родителей проектной деятельностью, вовлечь их в образовательный процесс,

организовать беседу с детьми на тему «Могут ли падать звезды?»

- помочь сформулировать проблему (цель) проекта, определить продукт и план его реализации.

-Провести тематическое занятие по окружающему миру на тему «Падающие» явления природы»

-провести с детьми опыты.

«И вода, и снег, и лед» «Почему опадают листья у Герани» «Где образуется снег».

- помочь детям придумать название, сюжет мультфильма;

- оказать помощь в изготовлении декораций к мультфильму, подготовке к сьемке и озвучке сюжета;

- создать условия для презентации проекта «Снегопад, Листопад, Звездопад» для детей, родителей и воспитателей других групп, что позволило бы сделать нашу работу совместной, интересной и увлекательной!

Определили продукт нашего проекта. А так как в нашей саду появилась любительская мультстудия, у нас возникла идея снять мультфильм «Явления природы» который и стал конечным продуктом реализации данного проекта.

Опираясь на алгоритм действий детей и взрослых в реализации проекта были выделены 3 этапа:

На первом подготовительном этапе нами был определен проблемный вопрос и выбор темы через проведение с детьми беседы «Что я знаю о природных явлениях,» Что хочу узнать?

Сформулированы цели проекта, план их реализации, был выбран продукт

Проинформированы и включены в проектную деятельность родители.

На втором (основном) этапе с детьми были проведены опыты:

«И вода, и снег, и лед» «Почему опадают листья у Герани» «Где образуется снег».

В которых мы познакомились со свойствами снега и провели экспериментирование. Установили взаимосвязь между объектами живой и неживой природы.

Опытным путем «сделали облако» познакомились с формированием облаков, дождя и снега.

Ответили на вопрос о том, как выпадает снег.

А на опыте с Геранью, которая при неблагоприятных условиях содержания меняет цвет листьев, сбрасывает их, ребятам стало понятно, что происходит с деревьями, когда наступает холодная осенняя пора.

А также познакомились с природным явлением листопад.

Ребята приняли участие в выставке рисунков «Удивительные явления природы».

Обсуждая мультфильм, который был выбран итоговым продуктом проекта, мы с ребятами подумали над его названием и сценарным планом.

Совместно с родителями и руководителем мультипликационной студии готовили иллюстрации для кадров будущего мультфильма.

На третьем заключительном этапе ребята были готовы представить свой продукт мультфильм «Явления природы» и показать его всем ребятам и педагогам детского сада.

Таким образом, организация образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в форме проектно – исследовательской деятельности, позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, влечет развитие творческих способностей и проявления одаренности у детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Формирование естественнонаучной грамотности «Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина» Тема: «Монеты для овощного магазина» с использованием РИВ. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи» Цель: - побуждать интерес к созданию рекламной продукции и проведению рекламной акции на товары своими силами; - закреплять представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 июня 2024 в 05:37
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Чернуха (УИ 362331) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД