Наталья Чернуха
Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта организации проектной деятельн
Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста. Из опыта организации проектной деятельности.
На сегодняшний день одной из основных задач дошкольного образования является формирование личностных качеств ребенка, способствующих его успешной социализации и дальнейшему образованию, и самообразованию. Особенно актуальным является формирование предпосылок естественнонаучной грамотности, т. к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.
Публикация «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
При формировании естественнонаучных представлений наиболее целесообразно строить работу с использованием проблемных и поисковых ситуаций, постоянно включая исследовательскую и практическую деятельность детей (простые опыты и эксперименты, моделирование, изготовление макетов, дидактические игры и упражнения). Обязательно следует учесть, что воспитательно-образовательный процесс не может быть осуществлен без реальной деятельности самого ребенка. Именно в деятельности ребенок строит свой образ мира, овладевает способами, позволяющими ему успешно решать многообразные познавательные, практические, творческие задачи, которые ставит перед ним жизнь.
Проектно-исследовательская деятельность, позволяет нам объединить различные области знаний, формируя при этом у детей целостное восприятие мира. Так как, использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания объектов действительности.
Целью проектно – исследовательской деятельности является получение ответа на вопросы: «Почему существует это явление?», «Как его можно объяснить?». В ходе проектной деятельности ребенок не просто усваивает то, что ему рассказывает воспитатель, а превращается в исследователя, при этом педагог создает условия, в которых ребенок сам получает ответ на свой вопрос, то есть является инициатором проекта. Роль воспитателя – побуждать детей к поиску, открытию и получению нового жизненного опыта.
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
В моей работе по формирования естестественнонаучных представлений, проектная деятельность дает наилучшие результаты.
Ребенку-дошкольнику по своей природе свойственна направленность на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями действительности.
Познавательно-исследовательская деятельность предоставляет возможность дошкольникам самостоятельно найти ответы на вопросы, выявлять проблемы и искать пути их решения, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира, формируя таким образом, предпосылки естественнонаучной грамотности.
В природе постоянно происходят привычные для взрослых изменения: лето сменяет весну, жара приходит на смену холодов. Для маленьких детей все это не так очевидно.
В их понимании все это таинственно и непонятно.
Через проектную деятельность мы проникаем в удивительный мир природы.
Наше ознакомление с окружающим через проектную деятельность началось со второй младшей группы.
Так ребята, готовясь к конкурсу «Лучший огород на окошке» заинтересовались такими вопросами: какова польза зеленых растений человеку и окружающей среде?
Что можно вырастить в огороде на окне нашей группы?
Как выглядит полезная зелень и как за этими культурами нужно ухаживать?
Родилась идея: не просто вырастить огород на окне, но и написать для детей веселые стихотворения о его жителях, а также предложить родителям нарисовать с детьми «гостей» будущего огорода, чтобы в совместной деятельности ответить на все вопросы маленьких почемучек.
Ребята высаживали семена, ухаживали и наблюдали за будущими растениями.
Проводили опыты - наблюдение за ростом лука и другими культурами в благоприятных и неблагоприятных условиях.
Продуктом реализации данного проекта стала картотека рисунков и стихотворений к ним, которые каждый год пополняются новыми культурами. С помощью данного пособия мы можем развивать и пополнять словарный запас ребенка, формировать представление о зеленом мире вокруг нас.
Воспитанников нашей группы все больше и больше стал увлекать поисковой вид деятельности, новые вопросы побуждали искать ответы с помощью экспериментально – исследовательской деятельности.
Тему нашего очередного проекта определила ситуация, случай, который произошел в нашей группе во время утренней беседы, мальчик рассказал, что вчера вечером вместе с папой он видел звезду, которая упала. Папа погрузил ребенка в сказочную атмосферу и рассказал, что когда звезды падают нужно загадывать желания.
Однако фантазия ребенка натолкнула его на вопросы: Откуда падают звезды? Как это происходит?
В ходе беседы выяснилось, что все дети заинтересовались природными явлениями и хотят узнать, что же еще падает в природе может падать и как это происходит?
С помощью «Модели трёх вопросов», мы с детьми определили :
- что они знают о природных явлениях, которые падают
-Что хотят узнать
И где найдут информацию о них
Анализируя «Модель трех вопросов», мы сделали вывод, дети знают, что природные явления — это изменения, происходящие в природе, хотят узнать – как падает снег, почему опадают листья и существует ли на самом деле звездопад и ответят на эти вопросы с помощью опытно-экспериментальной деятельности.
Далее мы с детьми составили план работы над проектом,
Сформулировали цели и задачи :
Задачи для детей :
- выяснить у родителей информацию о том, что такое природные явления;
-совместно с родителями подготовить рисунки для выставки на тему: «Удивительные явления природы».
-совместно с воспитателем провести опыты:
«И вода, и снег, и лед» «Почему опадают листья»
- придумать название для мультфильма,
- принять участие в составлении сценария мультфильма;
- совместно с воспитателем нарисовать персонажей, фон сюжетную линию мультфильма;
- озвучить персонажей мультфильма.
Для родителей
включиться в обсуждение выбора темы и продукта проекта;
- побеседовать с детьми о природных явлениях;
- нарисовать с детьми рисунки для выставки на тему: «Удивительные явления природы».
- сделать фотографии об этапах работы над проектом
И для педагогов
заинтересовать и информировать родителей проектной деятельностью, вовлечь их в образовательный процесс,
организовать беседу с детьми на тему «Могут ли падать звезды?»
- помочь сформулировать проблему (цель) проекта, определить продукт и план его реализации.
-Провести тематическое занятие по окружающему миру на тему «Падающие» явления природы»
-провести с детьми опыты.
«И вода, и снег, и лед» «Почему опадают листья у Герани» «Где образуется снег».
- помочь детям придумать название, сюжет мультфильма;
- оказать помощь в изготовлении декораций к мультфильму, подготовке к сьемке и озвучке сюжета;
- создать условия для презентации проекта «Снегопад, Листопад, Звездопад» для детей, родителей и воспитателей других групп, что позволило бы сделать нашу работу совместной, интересной и увлекательной!
Определили продукт нашего проекта. А так как в нашей саду появилась любительская мультстудия, у нас возникла идея снять мультфильм «Явления природы» который и стал конечным продуктом реализации данного проекта.
Опираясь на алгоритм действий детей и взрослых в реализации проекта были выделены 3 этапа:
На первом подготовительном этапе нами был определен проблемный вопрос и выбор темы через проведение с детьми беседы «Что я знаю о природных явлениях,» Что хочу узнать?
Сформулированы цели проекта, план их реализации, был выбран продукт
Проинформированы и включены в проектную деятельность родители.
На втором (основном) этапе с детьми были проведены опыты:
«И вода, и снег, и лед» «Почему опадают листья у Герани» «Где образуется снег».
В которых мы познакомились со свойствами снега и провели экспериментирование. Установили взаимосвязь между объектами живой и неживой природы.
Опытным путем «сделали облако» познакомились с формированием облаков, дождя и снега.
Ответили на вопрос о том, как выпадает снег.
А на опыте с Геранью, которая при неблагоприятных условиях содержания меняет цвет листьев, сбрасывает их, ребятам стало понятно, что происходит с деревьями, когда наступает холодная осенняя пора.
А также познакомились с природным явлением листопад.
Ребята приняли участие в выставке рисунков «Удивительные явления природы».
Обсуждая мультфильм, который был выбран итоговым продуктом проекта, мы с ребятами подумали над его названием и сценарным планом.
Совместно с родителями и руководителем мультипликационной студии готовили иллюстрации для кадров будущего мультфильма.
На третьем заключительном этапе ребята были готовы представить свой продукт мультфильм «Явления природы» и показать его всем ребятам и педагогам детского сада.
Таким образом, организация образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в форме проектно – исследовательской деятельности, позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, влечет развитие творческих способностей и проявления одаренности у детей.