Юлия Бортникова
Развитие предпосылок функциональной грамотности детей раннего возраста в ДОО. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Предпосылки функциональной грамотности закладываются уже в раннем возрасте. Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм действия.
Публикация «Развитие предпосылок функциональной грамотности детей раннего возраста в ДОО, Опыт работы» размещена в разделах
- Младшая группа
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО направлен на:
1. формирование речевой активности дошкольников;
2. формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста ;
3. формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;
4. формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.
Сегодня мне хотелось бы рассказать, о работе, которая ведется в нашей группе по формированию функциональной грамотности у детей раннего возраста.
Формирование предпосылок математической грамотности.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет развитие элементарных математических способностей.
Для того, чтобы каждый ребёнок проявлял самостоятельность в выборе игрового материала, в нашей группе есть сенсорный уголок, куда помещены: настольно- печатные игры, различные виды мозаики, вкладыши, пирамидки, шнуровки, кубики, камешки Марблс.
Детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, играть индивидуально, совместно с другими детьми, небольшими подгруппами или в парах.
Для правильного формирования у детей представлений о цвете применяются игры: «Разложи по цвету», «Покажи такой же цвет», «Найди пару». Данные игры учат детей обращать внимание на цвет предмета, уметь сравнивать цвета, находить предметы одного цвета, запоминать название основных четырех цветов (синий, красный, желтый, зеленый).
Для формирования представлений детей о величине мы используем игры: «Собери пирамидку», «Большой-маленький», «Мамы и малыши», «Мама и детки», игры с матрешками. Данные игры позволяют детям сопоставить предметы по их величине, сформировать представление о понятиях «больше - меньше».
Для формирования представлений о форме предметов мы учим детей различать и сравнивать предметы по форме, например, «Найди предмет такой же круглый как мяч». В этом нам помогают следующие игры: «Найди пару», «Покажи фигуру», «Найди предмет нужной формы».
В нашем детском саду есть сенсорная комната, которую мы с детьми регулярно посещаем. Здесь дети рисуют песком, расслабляются в бассейне с шариками под релаксирующую музыку, исследуют различные панно для развития мелкой моторики рук, играют в развивающие игры. релаксирующую музыку, исследуют различные панно для развития мелкой моторики рук, играют в развивающие игры.
Так же своей работе используем хэпенинг – нетрадиционный метод рисования. В раннем возрасте доступен такой вид хэпеннинга как рисование пальчиками и ладошкой.
Важным направлением реализации образовательной деятельности по сенсорному воспитанию мы считаем работу с родителями. Мы активно привлекали их к процессу разработки и изготовления пособий, что значительно повысило их заинтересованность в этом вопросе.
Так же в нашей группе прошел проект под названием «Цветная неделя» .Родители с желанием и заинтересованностью участвовали в проектной деятельности. Закрепляли с детьми дома основные цвета с помощью настольных игр, помогали детям раскрашивать раскраски, делать аппликации.
Формирование предпосылок социально-коммуникативной и читательской грамотности.
Развитие активной речи является основной задачей развития детей. Поэтому в нашей группе создан книжный уголок.
Он очень удобный, находится в постоянном доступе для детей. Книжный уголок наполнен художественной литературой согласно возрасту ребенка. В нем находятся русские народные сказки, прибаутки, книжки-считалочки, рассказы для самых маленьких, сборники стихотворений, книжки-малышки, которые создали родители совместно с малышами, игры и дидактические пособия изготовленные своими руками.
Речевое развитие детей мы планируем во всех видах деятельности. Начиная с утреннего приема детей в приемной. В течение всего дня режимные моменты сопровождаем речью (подготовка к приему пищи, сбор на прогулку, подготовка ко сну, пробуждение, и т. д.).
Проговариваем действия с ребенком (например, умывание: «Идем умываться.
Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот
мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе
помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под
водичку - вот так. А сейчас давай умоем лицо. Набери воды в ладошки и потри
личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с рук - вот так. Где полотенце?
Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал».
Для развития дыхания и слуха в группе есть необходимые атрибуты: султанчики, снежинки, мыльные пузыри, клоун. Особое внимание мы уделяем развитию мелкой моторики, для этого используем мозаики разного вида, различные шнуровки.
Одной из интересных методик являются игры с крупой. Большим успехом у малышей пользуются занятия с водой и песком, которые помимо функций развития мелкой моторики, развивают речь, память, мышление, внимание.
Работая с детьми раннего возраста и изучая их физиологические и психологические особенности я пришла к выводу, что большое значение нужно уделять развитию мелкой моторики руки у младших дошкольников. Я поняла, что в педагогический процесс работы с малышами, как можно чаще нужно включать пальчиковые игры во все виды деятельности. Благодаря пальчиковым играм у детей снижается тонус и уменьшается напряжение пальцев, повышается работоспособность.
Для активизации основных движений органов речи, мною было изготовлено игровое пособие «волшебный куб».
Ребёнок располагает кубик таким образом, чтобы видеть отражение своего лица в зеркальце в одной из граней, и с помощью мимики передаёт различное настроение животных ( например: грустный цыпленок, веселая бабочка, печальная улитка и т. д.)
Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи. Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».
В группе созданы условия для организации театрализованной деятельности :
• Пополняются и обновляются атрибуты. Совместно с родителями нашей группы была создана многофункциональная ширма.
• Ежедневно проводим с детьми игры- инсценировки с сюжетными игрушками, используем при этом фольклорный материал (потешки, прибаутки, заклички).
Проходят занятия по обыгрыванию стихотворений (эмоциональному состоянию героев).
• Детям показываем сказки с использованием разных видов театра.
В результате организации театрализованной деятельности в нашей группе происходит постепенное освоение детьми, формирование художественно-эстетического восприятия, а также эмоций, чувств, и творческих способностей детей.
Одним способом совершенствования пальчиковой моторики, а следовательно, и речевого развития является метод ковролинографии.
В группе создан ковролинограф - ковролиновое полотно, которое выполнено по принципу фланелеграфа.
Используем ковролинограф как в организованной деятельности, так и в
свободное от занятий время, в ходе режимных моментов.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. В нашей группе с родителями прошло совместное мероприятие: литературная гостиная «Книжки для малышек». Воспитатели рассказали родителям о ценности книги как средства развития и воспитания дошкольников, поиграли с родителями в игры для тренировки дикции и коммуникативных навыков, представили настольные игры по сказкам для детей, изготовленные своими руками. В заключении проведенного мероприятия, родители превратились в героев сказки и показали для своих детей театр по сказке «Репка».
Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности.
Для формирования у детей основ естественно-научной грамотности, свою работу мы строим таким образом, чтобы помочь детям легко интегрироваться в окружающий мир, адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, уметь работать в команде, способным креативно мыслить, находить неординарные решения и следовать поставленной цели.
Для успешного проведения опытов, исследований в нашей группе есть центр экспериментирования.
В нашем центре дети пользуются различными объектами и материалами, которые могут использовать для проведения экспериментов. Они могут сами выбирать, что им интересно, какие исследования хотят провести и какие ответы хотят найти. В ходе деятельности дети учатся самостоятельно планировать свою деятельность.
Освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность наиболее продуктивно и интересно. Благодаря различным опытам и экспериментам дети раскрывают тайны природы, уточняют знания о качествах и свойствах объектов живой и неживой природы, о важных условиях для полноценного развития и роста растений.
Для успешного формирования естественнонаучных представлений у детей, в группе оформлен центр природы, где собраны разные виды комнатных растений, посредством которых знакомлю детей с потребностями растений, учу находить существенные признаки, их приспособления к жизни, а также способы ухода за ними. Дети систематически наблюдают, ухаживают за растениями.
В нашем детском саду создана общая «экологическая гостиная». Где обитают: кролик,черепахи, аквариумные рыбки. Мы с детьми наблюдаем и ухаживаем за питомцами. Так у детей формируется потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность.
В формировании предпосылок естественнонаучной грамотности важную роль играет, применение метода наблюдения, где дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями.
В группе оформлен календарь природы, который позволяет детям наблюдать за погодой, прикреплять картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице.
Для успешной реализации поставленных задач по естественнонаучной грамотности, осуществляю тесное взаимодействие с родителями. В апреле в соответствии с планом по воспитательной работе прошла весенняя акция «Трудовой десант», в которой приняли участие родители воспитанников. Родители активно приняли участие в уборке игровой площадки, а также высадили саженцы цветов на клумбу. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса.