Папки-передвижки

Формирование предложно — падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Ольга Мишарина
Формирование предложно — падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

У детей с нормальным речевым развитием предлоги в устной речи особых затруднений не вызывают. У детей с ОНР предложно - падежные конструкции вызывают значительные трудности.

Выделяют следующие виды нарушений:

1. Предлог выпускается (с сохранением падежной формы и без нее).

2. Предлог есть, а падежная форма отсутствует.

3. Предлог употребляется не в соответствующей падежной форме.

Публикация «Формирование предложно — падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

4. Предлоги смешиваются.

Были выявлены два уровня нарушений в усвоении предложно — падежных конструкций :

а) семантические нарушения;

б). нарушения формально — языкового уровня.

Нарушения в усвоении предлогов на уровне семантики проявляется:

* В пропуске предлога.

*В замене предлога. Дети с ОНР допускают замены как семантически близких предлогов, на пример: «на» - «в», «в» - «из» (со значением направления, так и предлогов семантически далеких, на пример: «под» - «в», «за» - «на» (со значением места)

*В трудностях дифференциации при употреблении одного и того же предлога, но с разными значениями, например «на» в значении места и направление (на стол, на столе).

*В нарушении усвоения различных антонимических предлогов (под шкаф, из-под шкафа)

Нарушения на формально-языковом уровне проявляются в неправильном употреблении флексий, в несоответствии флексии употребляемому предлогу («в тарелка», «под коробке»). В системе лексико-грамматических занятий работа по формированию практических навыков владения предложно-падежными конструкциями занимает определенное место.

В коррекционной работе придерживаемся следующих направлений:

1. Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.

2. Дифференциация предлогов в устной речи детей.

3. Формирование фонематических и грамматических обобщений.

4. Развитие языкового анализа предложения.

Так как предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется знакомство с предлогами проводить на материале словосочетаний и несложных фраз. Сначала идет практическое усвоение предлогов «в», «на», «под» и различение их элементарного лексического значения в словосочетаниях, указывающих направление движения с вопросом «Куда?» Затем - этих же предлогов, указывающих на место нахождения предмета с вопросом «Где?» Данные предлоги появляются в числе первых, являются обиходными и легко моделируются в процессе наглядной демонстрации.

Работа над предлогами проводится поэтапно. Важно помочь ребенку усвоить смысловое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет правильно употреблять их в речи. Детям объясняют, что маленькое слово «на» обозначает место, где находится предмет (на столе, на шкафу и т. д.). Предлог «в» означает место внутри чего-то (в столе, в шкафу и т. д.); «под» - внизу, под чем-то (под столом, под шкафом и т. д.). Без четкого понимания этого семантического значения предлогов ребенок или совсем не будет употреблять их в своей речи, или будет постоянно смешивать. В логопедической работе используем схемы предлогов /смотри приложение/.

Чтобы выяснить, как дети усвоили значения предлогов, им предлагается выполнить действия : «Положите карандаш на стол, а другой - под стол, третий - в стол, четвертый - около стола, а пятый подержите над столом. После этого последовательно задаются вопросы ( на пример: «Покажите, какой карандаш лежит на столе?» «Под столом?» «В столе?» «Одинаковые или разные действия нужно выполнить с предметами«Чем они отличаются?»).

Учим детей дифференцировать предлоги, вслушиваться в инструкции, удерживать в памяти последовательность их выполнения.

Постепенно задания усложняют. Например, в ряду «маленьких слов» предлагается выделить предлоги «на», «под». Услышав их среди других предлогов, ребенок должен хлопнуть в ладоши. На этом этапе происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлога.

Затем детям предлагается задание на понимание обобщенного значения предлогов «на», «в», «под». (Книга лежит на столе. А где еще она может лежать? - На стуле, на окне. Мяч упал под стол. Куда еще он может укатиться? -Под шкаф, под диван. Альбом положили в ящик? Куда еще его можно положить? - В шкаф, в стол.)

При этом логопед голосом выделяет предлог и изменяющееся окончание: положить на стол, под стол, в стол, лежит на столе, под столом, в столе.

Окончательно закрепить умение правильно употреблять предлоги необходимо путем многократного повторения однотипных предложных конструкций. Ребенка спрашивают: «Откуда можно взять книгу, если ее положили в стол, в шкаф, в ящик (из стола, из шкафа, из ящика?» «Откуда можно взять цветок, если его положили на окно, на диван, на парту (с окна, с дивана, с парты)»?

Большая роль на занятиях отводится работе над пониманием грамматических форм. Внимание детей направляется интонацией, паузированием, ударением.

В занятия обязательно включаются упражнения на закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций. Дети учатся составлять предложения по демонстрации или по аналогии. При этом используются также следующие упражнения. Например, детям нужно вставить пропущенный предлог : Дети сели. самолет. Они летят. самолете. Дети видят землю. крылом самолета.

Правильность усвоения навыка контролируется заданиями на выбор предлога, соответствующего заданной ситуации. На пример: «Яблоки лежат под столе. Кошка лежит на диваном. Какие маленькие слова надо изменить?»

В каждом случае в зависимости от ситуации, создаваемой логопедом или детьми, приходится изменять форму ответа. Для лучшего усвоения значений предлогов полезны упражнения в последовательном употреблении предлогов с противоположным значением. С этой целью детям предлагали «оречевить» пары картинок, употребив при этом нужный предлог :

• Дети идут в школу. Дети выходят из школы.

• Пальто висит на вешалке. Пальто сняли с вешалки.

Задания, упражнения, игры включаются во фронтальные логопедические занятия как часть занятия, они применяются на подгрупповых и индивидуальных занятиях логопеда, на вечерних занятиях с воспитателем, при выполнении домашних заданий с родителями.

Закрепление этих предлогов включается и в занятия по звукопроизношению. Например на занятии по изучению звука [в] закрепляем предлог В, при изучении звука [н]- предлог НА, звука [п] — предлоги ПО, ПОД, звука [к] -предлог К, звука [о] - предлоги ОКОЛО, О, ОТ; звука [с] - предлог С (СО, звука [з] - предлоги ЗА, ИЗ, ИЗ-ЗА, звука [ж] - предлог МЕЖДУ и т. д.

Для закрепления предлогов используем в работе логопедические тетради /смотри список литературы/.

В своей работе используем физминутки для закрепления этих предлогов. Подбор этих игр осуществляем в зависимости от проходимой лексической темы, от изучаемого предлога. Предлагаем вашему вниманию некоторые игры.

Закрепление предлога «На»

Лебеди

Лебеди летели

И на воду сели.

Осенние листики.

Мы листики осенние

На ветках мы сидели.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели

Мишка.

Как косолапый мишка,

Пойдем мы все потише,

Потом пойдем на пятках,

А после на носках.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает, ложится.

Снег

Снег, снег, белый снег,

Засыпает он нас всех.

Дети все на лыжи встали

И по снегу побежали.

Как на горке, на горе,

На широком на дворе

Кто на санках,

Кто на лыжах,

Кто по льду,

А кто по снегу.

С горки – бух!

На горку – ух!

Пчелы

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели,

Сели пчелы на цветы.

Закрепление предлога «Над»

Жук

Жук летает над лужком,

Он устал ходить пешком.

Пчела

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой

Пролетает над лужком

Похлопочет над цветком

Закрепление предлога «По»

Ножки по дорожке.

Зашагали ножки, топ, топ, топ!

Прямо по дорожке, топ, топ, топ!

Ну-ка веселее, топ, топ, топ!

Вот как мы умеем, топ, топ, топ!

Топают сапожки, топ, топ, топ!

Это наши ножки, топ, топ, топ!

По ровненькой дорожке

По ровненькой дорожке

Шагали наши ножки,

По камешкам, по камешкам.

В яму - бух.

Кони

Кони скачут по полям,

Ох и весело коням.

Коза

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зайка.

Зайка белый по лесочку -

Прыг, прыг, прыг.

Лапочками по снежочку-

Тык – тык – тык.

Лягушка.

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала…/ква – ква – ква/

Закрепление предлога «За»

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Ну – ка, (имя) выходи,

Что нам делать, покажи!

Друг за другом заниматься

Мы спокойно все идем.

Встали, подровнялись.

Приготовились, начнем.

Закрепление предлога «С»

Осень.

Дует, дует, ветер.

Дует, задувает

Желтые листочки с дерева срывает.

И летят листочки, кружат по дорожке.

Падают листочки

Прямо нам под ножки.

Закрепление предлога «Под»

Вот тебе под ушки

Мягкие подушки,

Просит вечером подушка:

Положи меня под ушко.

Очень хочется Антон

Посмотреть твой новый сон.

Под моею крышей

Собралися мыши,

Заяц, белка, жаба…

Цап!

Дифференциация предлогов НА — ПОД

Снег.

Как на горке - снег, снег, снег.

И под горкой – снег, снег,

И на елке – снег, снег.

И под елкой – снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише. Тише. Не шуметь!

Знакомим детей с тем, что предлоги имеют свои «характеры»

На - помощник, все убирает

С – липучка, ко всем липнет

В – шалун, все любит прятать

Под – растеряша, все роняет

За – трусишка, прячется

У – все про всех знает

К – любит ходить в гости

От – уходить из гостей

По – любит гулять

Из – все вытаскивает, отовсюду выглядывает

Предлоги не любят, когда их не уважают, не замечают и сливают со словами. Они любят стоять отдельно.

Таким образов, используемые в работе разнообразные приемы помогают сформировать у детей предложно — падежные конструкции.

ЛИТЕРАТУРА

Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа, М., Издательство «Скрипторий 2003», 2009

Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб. : Союз,1999

Лопатина Р. И., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб. : Образование, 1994

Новиковская О. А. Логопедическая грамматика /3 книги/

Спб., Корона Принт, 2004

Рудакова Н. П. Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. Журнал Логопед в детском саду, №7 (22, 2007

Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. М. : Владос, 1994

Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР. 4 альбома. М., Гном и Д, 2005

Публикации по теме:

Формирование мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста Проблема подготовки детей к школьному обучению является в настоящее время одной из актуальных в педагогической теории и практике. Всё больше.

Формирование представлений об эстетике народной игрушки у детей старшего дошкольного возраста Народная игрушка является культурным, национальным достоянием подобно родному языку, сказки. Она служит не только для забавы и развлечения,.

Формирование проектных умений у детей старшего дошкольного возраста Концепция модернизации современного образования определяет обеспечение качества образования как основную главную задачу образовательной.

Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Эмоции - психические процессы, связанные с непосредственной оценкой.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Из опыта работы «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» (Раздел «Работа с родителями») Подготовила:.

Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста Уже с первого класса школа предъявляет к учащимся довольно высокие требования, и ребенок, впервые переступивший ее порог, должен отвечать.

Игра как средство формирования предложно-падежных конструкций Признавая необходимость комплексного воздействия на ребенка с нарушенным ходом речевого развития, важно подчеркнуть значимость дифференцированного.

Игровые упражнения по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с задержкой психического развития Игровые упражнения по формированию предложно – падежных конструкций у дошкольников с задержкой психического развития Громова Инна Петровна.

Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста Цель: формировать представления о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста посредствам проблемного.

Проект «Формирование знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста» Информационная карта проекта Полное название проекта «Формирование знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста» Специализация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предложно — падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 23 ноября 2016 в 23:18
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование предложно — падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мишарина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД