Инна Громова
Игровые упражнения по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые упражнения по формированию предложно – падежных конструкций у дошкольников с задержкой психического развития
Громова Инна Петровна
Формирование грамматического строя речи занимает особое место в речевом развитии детей с задержкой психического развития (ЗПР). В основе овладения грамматическим строем речи, в частности умением использовать в речи предложные конструкции, лежит способность анализировать, сравнивать, обобщать и дифференцировать языковые единицы. Недоразвитие познавательной деятельности, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, а также замедленный темп речевого развития – все это ведет к более позднему становлению у детей с ЗПР грамматических структур.
Публикация «Игровые упражнения по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
В исследованиях обращается внимание на то, что изучение употребления предложных конструкций детьми с ЗПР, имеет важное значение для выяснения существенных моментов связи между процессами усвоения ребенком языка и развития его познавательной деятельности: развитием мышления, обогащением запаса представлений об окружающем мире [1, 3, 4]. В основе формирования навыков владения предложно-падежными конструкциями в экспрессивной речи лежит овладение детьми пространственными представлениями. Чаще всего предлоги обозначают пространственные отношения — это основная функция предлогов. Изучение предлогов имеет не менее важное практическое педагогическое значение, так как результаты исследований показывают, что недостаточное усвоение предложного управления служит одной из причин проявления некоторых видов дисграфии у школьников. При подготовке детей к обучению важно сформировать у них представления о пространственных отношениях между предметами окружающего мира 2.
Коррекционная работа ведется с опорой на взаимодействие с двигательным, тактильным и зрительным анализаторами. На первоначальном этапе формирования умения правильно употреблять предлоги работа начинается с уточнения значений предлогов в импрессивной речи, далее введение этих предлогов экспрессивную речь. Приобретенные умения закрепляются в практических упражнениях : дети определяют количество слов в предложениях, учатся выделять предлог как самостоятельное слово в речевом потоке, запоминают графический образ предлога, составляют простые и сложные предложения, короткие рассказы с предлогами. При этом работа над предлогами рассматриваются как составная часть работы над связью слов в предложении в целом. Необходимо отметить, что речь должна сопровождать деятельность ребенка и являться средством отчета о выполняемых действиях. В этом случае предлог становится объектом пристального внимания дошкольников с задержкой психического развития, что является основой для выработки понимания его синтаксической роли в разнообразных речевых конструкциях [1, 2, 4, 5].
Исходя из нашего практического опыта, коррекционная работа над предложно-падежными конструкциями с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. В работе мы придерживаемся следующих этапов:
• формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов;
• дифференциация предлогов в устной речи детей;
• осознание словесного состава предложения.
При формировании у детей четких лексических значений пространственных предлогов сначала каждый предлог отрабатывается отдельно от других предлогов. При этом уточняется его конкретное значение.
Далее значение предлога уточняется с помощью графической схемы.
После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов. На этой ступени работы мы стремимся создать такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закрепились не только в слухоречевой, но и в зрительной памяти детей с ЗПР [3, 4].
При уточнении и дифференциации предлогов в речи дошкольников с ЗПР используем в образовательной деятельности следующие приемы:
• обучение, при котором представляются связи и отношения между действиями, совершаемыми самим ребенком;
• выяснение отношений между предметами на картинках;
• построение предложений по образцу с использованием графических схем предлогов;
• усвоение выражений с предлогами на образцах живой речи и литературы, читаемой на занятиях.
Приобретенные навыки автоматизируются в упражнениях : дети подсчитывают количество слов в предложениях, учатся выделять предлог как слово в потоке речи, зрительно запоминают графический образ предлога, составляют предложения и короткие рассказы с предлогами. Предлог является объектом постоянного внимания и их активной умственной деятельности, что создает основу для понимания его синтаксической роли в различных речевых высказываниях (словосочетаниях, предложениях, текстах).6
Далее представляем игровые упражнения, направленные на формирование навыков правильного употребления предлогов, которые мы используем в образовательной деятельности с детьми:
Упражнение «Куда закатился мяч?»
На фланелеграфе педагог перемещает мяч под разные предметы, а дети называют, подо что закатился мяч. (Под стул, под стол, под шкаф, под кровать и т. д.)
Упражнение «Будьте внимательны»
Послушайте меня и поднимите нужную схему.
Кот залез под шкаф.
Подушка лежит на кровати.
Я намазала масло на хлеб.
Водитель лежит под машиной и ремонтирует её.
Упражнение «Волшебный кубик»
У меня на столе кубик, но он не простой, а волшебный – с заданиями.
Читаем задание детям.
Лена, выйди и встань перед ребятами. (Девочка выходит.)
(переворачиваем кубик и читаем новое задание)
Петя, подойди и встань за Леной. (Снова переворачиваем)
Наташа встань за Петей. Оля встань за Наташей.
Вот так кубик всех построил друг за другом!
А теперь расскажите, кто за кем стоит. Где стоит Петя? (За Леной) И т. д.
Правильно ли я скажу о Наташе? Наташа стоит … Петей. (Нет) Какое слово я не сказала? (За) Я пропустила маленькое, но очень важное слово «ЗА». Без него вам непонятно, где стоит Наташа. Как правильно сказать предложение? (Наташа стоит за Петей.)
Упражнение «Кто кого боится?»
Выставляем парами на доску предметные картинки : мышка- кошка; заяц- волк; червяк- птица; лиса- охотник.
Посмотрите на картинку и скажите, кто от кого убегает. (Мышка убегает от кошки и т. д.)
Упражнение «Маша - растеряша»
Посмотрите, к нам пришла кукла Маша. Она растеряла все свои вещи. Послушайте внимательно, где она их искала.
Ищет вещи Маша, Маша-растеряша,
И под стулом нет, и на стуле нет,
На кровати нет, под кроватью нет,
Вот какая Маша, Маша-растеряша.
Где Маша искала свои вещи?
Упражнение «Скажи наоборот»
Я говорю: «К двери», а вы: «От двери» (от стены- к стене и т. д.)
Составление предложений по двум предметным картинкам и схеме предлога.
Предлагаем детям посмотреть на картинки и составить предложения. (картинки кот – кровать и схема предлога «НА») Кот лежит на кровати.
Потом заменяем схему предлога другой схемой «ПОД». Кот лежит под кроватью.
Далее пары картинок меняются на другие (белка – дерево, салфетка – тарелка)
Использование предложных конструкций пространственного значения необходимо для подготовки детей с задержкой психического развития к учебной деятельности, требующей от них не только свободной ориентировки в пространстве, но и владения основными пространственными понятиями.
Осознанное употребление предложных конструкций помогает уточнить пространственные представления, понимать сложные грамматические конструкции предложений.
Список использованной литературы
1. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. - М., 2012.
2. Парамонова Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб., 2006.
3. Подготовка к школе детей с ЗПР /Под ред. С. Г. Шевченко. - М., 2005.
4. Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. – Минск, 1989.
5. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. - М., 2001.
6. Яцель О. С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. - М., 2007.