Наталья Закаулова
Формирование мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема подготовки детей к школьному обучению является в настоящее время одной из актуальных в педагогической теории и практике.
Всё больше внимания уделяется психологической готовности к школе. В ее структуре первое место по значимости занимает мотивационная готовность. Она предполагает сформированность внутренней позиции школьника и адекватных ей познавательных и социальных мотивов учения и выражается в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности, учителю, самому себе.
Публикация «Формирование мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В МБДОУ Детском саду №16 «Росинка» на подготовительном этапе работы по формированию мотивационной готовности к школе педагогическим коллективом поставлена цель: выявление сформированности первоначальных представлений детей о школе. Она осуществляется с помощью следующих мероприятий:
– посещение детьми дошкольного учреждения торжественного мероприятия в школе, посвященное Дню знаний с последующим обсуждением;
- проведение цикла тематических встреч с родителями детей старшей и подготовительной групп «Скоро в первый класс»;
- психолого-педагогическое диагностическое занятие «Наша школа»; - индивидуальная диагностика «Опросник мотивационной готовности» по методике Л. А. Венгера.
Проанализировав количественные и качественные результаты диагностики, мною была разработана система психолого-педагогической работы с целью формирования эмоционально положительного отношения к обучению и внутренней позиции будущего первоклассника.
Целью работы педагогического коллектива является формирование мотивационной готовности, как одного из важнейших компонентов готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Для осуществления поставленной цели определяются задачи: формировать эмоционально положительное отношение к школе; дать знания о нормах и правилах поведения в школе; формировать социальные мотивы школьного обучения; способствовать развитию познавательного интереса; воспитывать умение подчиняться установленным нормам и правилам.
Для реализации поставленных задач используются разнообразные формы организации познавательной деятельности: чтение художественной литературы – детские стихи, сказки, потешки; игры, экскурсии; ролевые мероприятия «Интервью с первоклассником», «Опросник мотивационной готовности»; активное общение детей со взрослыми и сверстниками; развитие художественного образа и творческих способностей; рисование на тему «Я и школа». Используемые в совместной деятельности разминки, организованные экскурсии способствуют всестороннему развитию и укреплению здоровья детей. Музыкальное сопровождение некоторых мероприятий способствует положительному эмоциональному отклику. Все мероприятия построены с учётом психофизиологических особенностей детей, соблюдения требований безопасности.
Реализация системы работы осуществляется с помощью различных видов деятельности: Рисование на тему «Я и моя школа», Занятия: «Школьные правила», «Школьная жизнь», «Интервью с первоклассником», Просмотр информационной презентации «Школа», «Экскурсия в школу (школьный музей, библиотеку, спортивный зал, в гости к первоклашкам,», Сюжетно-ролевая игра «Мы в школе», Знакомство с первыми учебниками (совместная деятельность, «Собираем портфель» (игра-соревнование, «На уроках» (совместная организованная деятельность педагога-психолога с детьми).
Эффективность развития мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе повышается, если реализуется одно из главных психолого-педагогических условий - взаимодействие
Предлагаемая система работы по взаимодействию с родителями содержит несколько уровней:
1 уровень – психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах формирования у детей мотивационной готовности к школе : групповые встречи, индивидуальные консультации, размещение информации в родительских уголках.
2 уровень – обучение практическим умениям: тренинги, семинары. 3 уровень – вовлечение в воспитательно-образовательный процесс: участие родителей в создании предметно-развивающей среды группы, «домашние задания», совместные праздники.
Организовывается и работа педагога-психолога с педагогами по вопросу мотивационной готовности детей к школе.
Я, как педагог-психолог, выступаю на педсоветах, провожу тематические консультации по теоретическому вопросу, касающемуся развитию мотивации у детей старшего дошкольного возраста, освещаю точки зрения разных авторов, помещаю информацию в родительский уголок.
На круглом столе (для родителей и педагогов) в дошкольном учреждении освещаются проблемы адаптации к школе выпускников ДОУ;
слушаются доклады воспитателей и проводятся беседы на темы: «формирование у детей первоначальных навыков учебной деятельности»; «психологическая готовность детей к обучению в школе».
При посещении уроков в первом классе воспитателями ДОУ и проведение учителями бесед с детьми в подготовительной к школе группе.
осуществляется преемственность между детским садом и школой.
На консультациях для воспитателей обсуждаются вопросы развития у детей мелкой моторики рук при подготовке к школе.
В результате проводимой работы по формированию мотивационной готовности детей старшей и подготовительной группы к школе у ребенка отмечаются следующие положительные результаты:
1. Повышается уровень мотивационной готовности к школе (у старших дошкольников (выпускников ДОУ) преобладает учебный мотив);
2. Изменяется негативное эмоциональное отношение детей к школе на положительное;
3. Ребенок овладевает установленными нормами и правилами поведения в школе;
У родителей повышается педагогическая компетентность по вопросам развития учебной мотивации у дошкольников. Информационно – познавательное просвещение родителей дает большой плюс в подготовке детей к школе.
Разработанная система психолого-педагогической работы приносит положительные результаты, а главное оказывает реальную действенную помощь детям, родителям и педагогам. В перспективе планируется дальнейшее использование и преобразование данной системы работы по формированию мотивационной готовности детей к школе.