Светлана Долина
Игра как средство формирования предложно-падежных конструкций
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как средство формирования предложно-падежных конструкций
Признавая необходимость комплексного воздействия на ребенка с нарушенным ходом речевого развития, важно подчеркнуть значимость дифференцированного подхода в развитии речи. А тем более для детей, страдающих ОНР, даже при слабой выраженности дефекта освоение падежного управления, изменение слов по падежам является одним наиболее сложных разделов обучения. Лексико-грамматические ошибки, долго сохраняясь в устной речи детей, затем вторично проявляются при обучении письму; ошибки на словоизменение по падежам составляют большой процент среди всех ошибок и в общеобразовательной школе.
Публикация «Игра как средство формирования предложно-падежных конструкций» размещена в разделах
Нарушение ППК проявляется в виде ошибок:
• Пропуск или замена;
• замена одной ППК другой;
• неправильное употребление падежных окончаний существительных;
• неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания.
Несформированность грамматического строя речи часто проявляется в неправильном употреблении предложных конструкций :
родительного падежа в обозначении места (предлоги из, около, возле,из-за, из-под,
винительного падежа для обозначения преодолеваемого пространства (предлог через,
дательного падежа для обозначения лица, к которому направленно движение, и места движения (предлоги к, по).
предложного падежа для обозначения места (предлоги в, на).
Коррекционная работа по формированию ППК осуществляется в процессе:
• Развития понимания речи;
• расширения уточнения словарного запаса;
• формирования грамматического строя речи;
• развития произношения;
• развития связной речи;
• обучения грамоте.
Этот раздел программы по развитию речи требует длительной работы и большого количества упражнений.
Факторы, затрудняющие усвоение ППК:
• Трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве;
• несформированность пространственных понятий;
• трудности формирования навыков правильного употребления предлогов из-за непонимания их значения.
Воспитателям при работе с детьми, имеющими нарушенный ход речевого развития и учителям-логопедам в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР, приходится искать интересные формы преподнесения и закрепления материала.
Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста-игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие речи, личности, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формированию умения управлять своим поведением.
Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу. Как показывает практика, дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Игра- основное занятие детей, их работа.
Целью предлагаемых игр является научить детей: слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение, пользоваться ими в собственной речи, дифференцировать, составлять распространённые предложения с использованием предлогов, формировать ППК в речевой практике.
Участвуя в полюбившихся играх, дети с удовольствием включаются в процесс обучения.
В игровой форме новый учебный материал усваивается и запоминается легче. В игре часто сложное становится доступным.
Играть в логопедические игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро автоматизируются, расширяется словарь, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие. В логопедических играх часто встречаются незнакомые ребятам слова, и появляется повод к совместному обсуждению, уточнению, объяснению непонятных слов и к побуждению детей самим задавать вопросы, касающиеся текста игры. Во многих играх требуется активный поиск и употребление слов по заданным признакам (антонимы, синонимы, родственные слова и т. п.)
Имея дело с детьми, страдающими ОНР главное-это доступность речевого материала и включенность игры в лексико-тематический цикл.
При проведении речевых игр мы в своей работе придерживаемся следующих правил:
Подготовка к игре.
Проведение игр в неторопливом темпе. Длительность игры 5-10 минут.
Многократное предложение речевой игры (начинается с упрощенного варианта, затем постепенно усложняется).
Обязательное предъявление речевого образца.
Постепенное введение в активную речь детей текста речевой игры (в некоторых случаях текст адаптируется к речевым возможностям детей).
При затруднении в ответах, дети проговаривают речевой материал сопряженно (вместе с логопедом) и отраженно (после логопеда, хором и индивидуально.
Стремление к активному речевому участию в игре всех детей.
Вовлечение в игру уже выбывших детей с помощью использования различных «выручалочек» (чистоговорок, стихов, любых словесных упражнений.
Развитие у детей навыка контроля свой и чужой речи.
Воспитание выдержки. (Ребёнок должен отвечать тогда, когда его спрашивают).
Правильное и по возможности быстрое выполнение речевого задания.
Поощрение инициативы.
Закреплению умения правильно употреблять ППК способствуют:
• Схемы предлогов.
Предлоги, как известно, помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и являются орудием при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Дети часто их опускают или воспринимают как часть слова. Они длительно не замечают, что предлог и флексия связаны определенными отношениями и что их сочетание представляет собой единство, их смысловая связь не воспринимается детьми. Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного времени. Поэтому игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь важно для ребёнка понять, что предлог - хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это, в свою очередь, изменяет действие с предметом. Для формирования предложно-падежных конструкций у детей нашей группы в своей логопедической работе мы используем:
• Предметные и сюжетные картинки.
• Игры и игровые упражнения.
Особое внимание должно уделяться изучению имен существительных, не изменяемых по падежам. В устной речи детей с грубой речевой патологией часто встречаются аграмматичные высказывания типа «нет пальта», «приехал на метре», и т. п. Смыкаясь с просторечием, эти ошибки носят патологический характер и не поддаются коррекции в ходе текущих исправлений, что требует организации целенаправленной коррекционной работы, которая далеко не ограничивается одним занятием. На протяжении целого ряда занятий необходимо просто заучивать эти слова и предъявлять детям предложения и тексты, в которых они должны узнавать и употреблять эти существительные в различных падежах.
Планомерная и систематическая работа по формированию ППК помогает :
• Скорректировать грамматический строй речи.
• Развить монологическую речь.
• Сформировать предпосылки успешного обучения детей в школе.
В развёрнутой форме игра-это коллективная деятельность, в которой дети осваивают социальный опыт человеческих отношений. Усвоение этого опыта происходит через развитие у них самостоятельности, активности, инициативы, организаторских навыков. Использование игры в педагогических целях лишь усиливает социальный аспект данной деятельности.
В играх рано проявляются индивидуальные типологические особенности детей. Об этом свидетельствует появление в детской среде вожаков, специфичное поведение застенчивых, малообщительных детей. Известно, что разные дети развиваются не только разными темпами, но и проходят разные ступени развития. Учитывать эти особенности онтогенеза позволяет игра.
Игра-это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, даёт эффект общего психического развития.
Предложенные игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания – развитию речи детей, а именно: пополнению и активизации словаря, формированию грамматического строя речи, формированию предложно-падежных конструкций, коррекции звукопроизношения, развитию связной речи, умению логично выражать свои мысли.
Игра с ребенком, несомненно, доставляет радость, удовольствие взрослым, они испытывают удовлетворение от оживления интереса детей к овладению бесценным даром слова.
Список литературы:
1. Громова О. Е. Инновации – в логопедическую практику. – М. Линка-пресс, 2008.
2. Карпова Е. В. дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль: Академия развития,1997.
3. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. –СПб. : Союз, 2001.
4. Уварова Т. Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
Словесные игры по формированию ППК
1. Игра «Весёлое путешествие»
Детям предлагается вставить «маленькое слово» (предлог). Читается предложение без предлога, дети подбирают нужный предлог и проговаривают всё предложение.
Мама садится (в) машину.
Коля бежит (по) дороге.
Автобус едет (по) улице.
Поезда едут… (по) рельсам.
Петя любит ездить (на) велосипеде.
2. Игра «С чем корзинка, с чем ящик?»
У детей игрушечные корзинки, ящички, муляжи овощей и фруктов.
Детям предлагается разложить овощи и фрукты.
Овощи-в ящик.
Куда положим овощи?
Куда положим фрукты?
С чем корзинка?
3. Игра «Где что растёт?»
Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут.
4. Игра с мячом «Добавь слова»
Логопед называет часть предложения и бросает мяч одному из детей.
Ребёнок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.
Стол стоит…
Полочка с книгами висит…
Мишка сидит…
Пирамидка стоит…
Кукла лежит…
Лампа висит…
5. Игра «Исправь ошибки»
Один рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Вот как он прочитал:
«Дед в печи, дрова на печи».
«На столе сапожки, под столом лепёшки».
«Овечки в речке, караси у печки».
«Под столом портрет, над столом табурет»
Исправьте его.
6. Игра «Дни недели»
В игре принимают участие семеро детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Логопед предлагает встать детям друг за другом так, как идут дни недели, затем задаё т такие вопросы: «Вторник, скажи, кто идёт за тобой? А кто перед тобой.
Аналогичным образом проводится игра в «Части суток», «Времена года», «Месяцы».
7. Игра «Расставь красиво мебель в нашей комнате».
Предлагается картинка, изображающая комнату. Задавать вопросы о расположении
различных предметов мебели и просить детей использовать слова справа, слева, спереди, позади. Затем на макете дети расставляют игрушечную мебель так же, как на картинке, коментируя свои действия: «Поставим стул слева от стола» и т. д.
8. Игра «Поезд»
На доске макет поезда.
Логопед: Пассажиры везут разные вещи в поезде.
В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение с предлогом «В».
Во втором вагоне- с предлогом «НА».
В третьем- с предлогом «ПОД».
Дети составляют предложения.
Цветы стоят в вазе. Картинка ставится в первый вагон. И т. д.
9. Игра «Скажи наоборот»
Логопед называет предложение и предлагает детям сказать наоборот.
Мальчик положил мяч в ящик – Мальчик вынул мяч из ящика.
Девочка налила воду в графин-
Мама положила яблоки на стол-
Машина подъехала к дому-
Дедушка подошёл к забору-
10. Игра «Солнечный зайчик»
Логопед с помощью зеркала показывает солнечного зайчика и говорит детям: «Ищите зайчика, а найдёте – ответьте куда он спрятался».
Зайчик на скамейке.
Зайчик под скамейкой.
11. Игра «Закончи предложение»
Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в винительном падеже.
Продавец встал (за прилавок).
Солнце спряталось (за тучи).
Мальчик входит (в автобус).
Девочка поставила книги (на полку).
Основные направления коррекционной работы
по формированию грамматического строя речи в группах с общим недоразвитием речи.
Игра,
как средство формирования предложно-падежных конструкций в речевой практике.