Арина Рудакова
Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представления о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста посредствам проблемного обучения
Задачи:
- Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде : умение наблюдать за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умение обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих;
Публикация «Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Расширить представления детей о значении дорожных знаков для правильной ориентации на улицах города;
- Побуждать детей к поиску новых знаний, стремлению анализировать, доказывать, рассуждать, находить правильное решение;
- Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
Работая по проблемному обучению, я использую следующие приемы:
• Ситуативно-имитационное моделирование - дает возможность имитировать поведение в потенциально опасной ситуации, с учетом активной позиции детей;
- использование настольного макета района, на котором есть перекресток, оборудованный транспортными и пешеходными светофорами; пешеходный переход, несколько машин разного типа; фигурки пешеходов.
1 вариант. Прокладывание безопасного маршрута от дома до детского сада с учетом имеющихся дорожных знаков и обстановки на проезжей части, помощь сказочному герою в преодолении трудностей на улице.
2 вариант. Дети сами устанавливают знаки по заданным условиям.
-моделирование дорожных ситуаций с использованием игрового оборудования, ролевое проигрывание ситуаций
• Проблемные ситуации в картинках – дети оценивают изображенную ситуацию, анализируют, находят правильное решение.
• Алгоритм перехода проезжей части – дети определяют последовательность действий для достижения определенной цели, с учетом
определенных условий. Сначала используются линейные алгоритмы, затем разветвляющийся и циклический. Во время составления алгоритма дети оперируют своими знаниями о правилах дорожного движения, проявляют творчество мышления, используют знаковые модели.
• Задания: «Найди ошибку», «Почини светофор», «Что напутал художник» направлены на развитие у детей внимания, наблюдательности, умения адекватно оценить изображенную ситуацию и исправить положение.
• Игра «Найди отличие» направлена на закрепление знания дорожных знаков, умение видеть функциональную разницу этих знаков. Что позволяет детям правильно использовать знаки в сюжетно ролевых и имитационных играх, а впоследствии быть грамотным участником дорожного движения.
• Картотека проблемных ситуаций.
• На вызов едет пожарная машина
Задача детей : организовать движение других транспортных средств
• Детей пригласили в библиотеку
Задача детей : подобрать безопасный способ передвижения.
• Дети отправились на экскурсию по городу
Задача детей : выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.
• Что случится, если не будет дорожных знаков
Задача детей : вспомнить значение дорожных знаков
• Светофор сломался, как безопасно перейти дорогу?
Задача детей : вспомнить правила перехода через улицу
• Выбрать безопасный маршрут на макете и добраться до нужного места (детский сад, поликлиника, магазин, аптека, торговый центр)
Задача детей : подобрать безопасный способ передвижения.
• Твой новый красивый мяч выкатился на проезжую часть дороги. Что ты будешь делать?
• На остановке автобуса много людей. Ты боишься, что тебе не достанется места. Как ты поступишь?
• Ты с мамой идешь по улице. На противоположной стороне дороги видишь папу. Что ты будешь делать?
• Ты возле дома играешь со своим любимым щенком. Вдруг он выбегает на дорогу, где ездят машины. Что ты будешь делать?
• Ты переходишь дорогу по пешеходному переходу и нечаянно роняешь какой-то предмет. Что
ты будешь делать?
• Тебе купили ролики, а тротуар возле дома весь в выбоинах. Друг предлагает покататься по дороге, пока там нет машин. Как ты поступишь?
• Перед тобой два перехода «зебра» и подземный. Через какой ты пойдешь?
• Какой переход более безопасный?
• Почему опасно болтать при переходе дороги?
• Вы с другом пошли в магазин. Пешеходный переход далеко, и чтобы сократить путь друг полез через ограждение. Как ты поступишь?
Решая проблемные ситуации, дети учатся размышлять, прогнозировать ситуацию, находить возможные варианты решения задачи.
• Загадки регулировщика направлены на знакомство детей с сигналами регулировщика, развивают умение ориентировать в окружающей обстановке и действовать на перекрестке в соответствии с полученными знаниями. Дети учатся соотносить движения регулировщика в сигналами светофора.
Таким образом, проблемное обучение стимулирует детскую активность, желание найти верный путь в решении сложных заданий, вызывает интеллектуальное напряжение. Оно помогло и помогает в работе по формированию представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.