Валентина Снигирева
Формирование интереса к народной культуре у детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в воспитательной практике дошкольных образова-тельных организаций наблюдается повышение активного интереса к потен-циалу народной культуры, именно в ней содержится многовековая мудрость, в том числе и в области воспитания. Использование воспитательного потен-циала народной культуры не случайно, т. к., являясь непреходящей ценно-стью и обладая универсальной значимостью, она «настроена» на конкрет-ный тип ментальности и способствуют всестороннему личностному развитию [1; с. 90].
Публикация «Формирование интереса к народной культуре у детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Наши предки – Славяне были исключительным народом с высочайшим уровнем нравственности, замечательными традициями в культуре, семейны-ми и ведическими ценностями. Вся жизнь и все праздники у славян совпада-ют с циклом жизни Земли, и поэтому имеет значение не только духовное начало, но и приобщение к Природе, привнесение в свою жизнь чувства то-го, что Земля - живая материя [3; с. 14]. С давних пор народные игры вы-полняли не только развлекательную функцию, они еще и обучали, и воспи-тывали, способствовали психологической разгрузке и на праздничных гуля-ниях обязательно входили в состав «культурной программы».
Народные игры как средство формирования интереса старших до-школьников к русской народной культуре находят свое применение и в практике работы детских садов. В ФГОС ДО отмечается, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, сквозным механизмом его раз-вития [ 5: п. 2.7]. В образовательной области «Познавательное развитие» го-ворится о необходимости формирования «представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках», в об-разовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ставится за-дача развития «восприятия фольклора» [5; п. 2.6].
Современные условия не позволяют полностью воспроизвести опыт прошлого. Адаптируя народные игры к реалиям настоящего времени, вос-питатель решает задачу сохранения главной идейной и функциональной сто-роны игровой практики, и тем самым помогает детям осваивать социально-нормативные отношения, представленные в сюжете игры, и приобретать коммуникативный опыт, выработанный народной культурой и запечатлен-ный в игровых народных традициях [2, с. 3].
Русские народные игры приближают детей к обычаям, обрядам, раз-нообразным по форме и содержанию разговорным текстам, своеобразию языка, помогая, таким образом, приобщиться к оригинальности самовыра-жения народа. Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры.