Ковтун Екатерина
Развитие познавательного интереса дошкольников средствами проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №32»
«Развитие познавательного интереса
детей дошкольного возраста
через проектную деятельность»
Подготовила:
Ковтун Е. М. ,
старший воспитатель
п. Гидроторф
2018г.
Публикация «Развитие познавательного интереса дошкольников средствами проектной деятельности» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) направлен на поиск путей активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования. Образовательная область «Познавательное развитие» направлена на развитие познавательно-исследовательской детской деятельности.
Поэтому наибольшую актуальность приобретает необходимость включения в содержание дошкольного образования детской поисково-исследовательской и проектной деятельности.
Цель:
Изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности.
формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
создание условий в ДОУ для развития познавательного интереса воспитанников;
развитие познавательного интереса, любознательности и познавательной мотивации посредством проектной деятельности;
Разработка проектов по познавательному развитию детей : «Моя семья», «Профессии», «Создание Красной Книги»
вовлечение родителей в совместную проектную деятельность
В проектной деятельности дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей : индивидуальную, парную, групповую.
Внедряя в свою работу метод проектов, мы провели мониторинг владения технологией проектирования и уровня интереса к проектной деятельности у педагогов нашего ДОУ. Владение технологией проектирования было : на высоком уровне – 33%, среднем – 48% и низкий уровень – 19%, заинтересованность проектной деятельностью высокий уровень интереса – 21%, средний – 66% и низкий уровень заинтересованности – 13%
Работу по внедрению метода проектов начали с изучения методической и научной литературы. Изучив труды отечественных ученых и педагогов-практиков, выяснили, что организовывая детское проектирование, очень важно соблюдать следующие условия:
- учет интересов ребенка;
- деятельность без принуждения, «от всего сердца»;
- тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;
- предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
- совместное с взрослыми поэтапное достижение цели.
Работая над данной темой, мы пришли к выводу, что эффективным средством внедрения проектной деятельности в образовательный процесс является создание среды в группе.
Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной совместно с родителями в группе, которая включает: центры экспериментирования, подборку литературы, дидактические игры, картинки, схемы, иллюстрации, информацию для родителей, коллекции. Предметно-развивающая среда пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес, детям предоставляется возможность вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.
Для информационных (познавательных) проектов созданы уголки природы.
Для творческих (создание экологической тропы и экотеатра) и игровых проектов создавалась среда как в группах, так и на территории ДОУ.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников :
в непосредственно образовательной деятельности :
- занятия-путешествия;
- занятия в форме дидактических игр;
в повседневной деятельности :
- наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- практические упражнения;
- опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;
- коллекционирование (классификационная работа);
- совместное творчество детей и родителей;
- презентация.
Используются и другие формы: природоохранные акции, фото- и видео репортажи, фото-кейсы и кейс-иллюстрации.
Создавались групповые газеты, экологические сказки.
Педагогам систематически проводятся консультации, теоретические и практические семинары, индивидуальные беседы.
В работе с педагогами использовались такие формы:
• Анкетирование;
• Консультации;
• Круглые столы
• Семинары-практикумы
• Открытые мероприятия
• Тренинги
• Педсоветы
Огромное значение в работе дошкольников имеет тесное сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно находимся в поиске новым форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей.
Проводится анкетирование родителей, чтобы выявить возможности участия родителей в совместной проектной деятельности, по выявлению эффективности проведения совместной проектной деятельности.
Используются следующие формы взаимодействия с родителями:
консультирование, беседы, дискуссии, деловые игры, наглядная пропаганда.
Проводятся круглые столы, родительские собрания, дни открытых дверей.
Проводим для родителей семинары-практикумы. Родители посещают познавательно игровую деятельность, подготавливают материалы. Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей выпускаются небольшие буклеты и памятки.
В своей работе мы используем следующие формы детских проектов.
1. Исследовательские
2. Познавательные
3. Творческие
4. Игровые
Нами разработаны и реализованы следующие исследовательские проекты :
• Волшебный мир магнита
• Волшебный песок
• Волшебница вода
• Почему дует ветер
• Свет
• Почва
• Камни
• Свойства бумаги
Следующие познавательные проекты :
• Чудо - растения
• Ребёнок и его безопасность
• Домашние животные
• Дикие животные наших лесов
• Золотая осень
• Моя семья
• Этот день Победы
• Сохраним природу вместе
Творческие проекты :
• Создание экологического театра
• Создание экологической тропы
• Создание книги детских рассказов
• Создание Красной Книги
Игровые проекты :
• Путешествие по Балахне
• Космос
• Строим город будущего
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (1 занятие) и длительными (от одной недели до нескольких месяцев, могут быть индивидуальные и групповые.
Долгосрочные экологические проекты : «Экологическая тропа в ДОУ», «Создание экологического театра», «Чудо растения», «Сохраним природу вместе».
«Космос», «Этот день Победы», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» и «Свойства бумаги»
В рамках реализации проектов были созданы дидактические игры и пособия:
«Будь природе другом», «Деревья и кустарники», «Правила поведения в природе»,
«Изучаем планеты солнечной системы», «Посади огород» и «Фруктовый сад»
Оформлены альбомы-гербарии :
«Луговые цветы и травы» и «Целебные растения с участка нашего детского сада»
«Лекарственные растения», а к проекту «Свойства бумаги» - альбом «Виды бумаги»
С помощью родителей созданы коллекции: бумаги, тканей, трав, злаков, камней, семян.
Макеты «Домашние животные», «Времена года»
. К проектам «Дорожная азбука» и «Будь здоров» созданы макеты поселка, города, колющих и режущих предметов.
К проекту «Этот день Победы» - макеты «Мемориал» и «Вечный огонь»
Макеты «Животный мир водоемов» и «Животный мир луга».
С внедрением метода проектов следует отметить и активное участие родителей в работе над проектами. Они с удовольствием помогали детям и воспитателям открывать новое, неизведанное. Родителям предоставляли разную степень участия в проектах : руководитель, участие на всех или отдельных этапах, консультант, материально – техническая поддержка и др. Таким образом, у родителей сформировались представления о методе проектов как эффективном условии развития творчества детей. Привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволило объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществить взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее открылась жизнь ребенка в детском саду, а мы смогли вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий, дальнейших проектов.
Родители создавали дидактические игры, альбомы о лекарственных травах, книжки-малышки
Родители шили костюмы, делали декорации и показали сказку для детей.
Таким образом, создано единое, оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.
Проведенный мониторинг внедрения проектной деятельности показал, что уровень владения технологией проектирования у педагогов повысился: высокий уровень с 33% до 67%, средний уровень уменьшился с 48 до 29%, а низкий уровень упал с 19 до 4 %. Уровень заинтересованности в методе проектов высокий возрос с 21 до 72%, средний уменьшился с 66 до 20%, а низкий с 13 до 8%.
Метод проектирования позволил изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Выводы:
Проектная деятельность вызывает огромный интерес у детей и помогает :
• экспериментировать, синтезировать полученные знания,
• выстроить отношения между воспитателем, родителями и детьми на основе партнерства,
• развивать творческие способности, коммуникативные и познавательные навыки,
• формирует осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.
Все выше изложенное позволяет сделать вывод, что если нам, педагогам, хоть немного удалось направить детскую активность на получение положительных впечатлений от процесса проектирования, повысить детскую самооценку, значит, ощущение успешности и значимости останется в памяти человека и позволит выбрать такую жизненную позицию, которая всегда будет конструктивной, позитивной, созидательной.
Все, что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Использованная литература:
• Боровлева А. В. Проектный метод – как средство повышения качества образования / А. В. Боровлева // Управление ДОУ. – 2006. - №7.
• Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Н. Е Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика- Синтез, 2008.
• Давыдова О. И. Проекты в работе с семьей. Библиотека журнала «Управление ДОУ» М. 2012
• Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду : родители и дети. М. А Захарова, Е. В. Костина. – М. : Школьная Пресса, 2010.
• Майер А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие / А. А. Майер. – М. : ТЦ «СФЕРА», 2008.
• Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. Л. Д. Морозова. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
• Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л. Д. Морозова// Ребенок в детском саду. – 2010 №2
• Окружающий мир: дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками/ авт. – сост. О. В. Епифанова. – Волгоград: Учитель, 2008.