Татьяна Бубнова
Мастер-класс «Формирование познавательного интереса младших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН – ПРОГРАММА мастер-класса
по теме «Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Категория
участников: Педагоги МАДОУ «Детский сад № 6»
Цель мастер-класса : Распространение педагогического опыта по организации опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста
посредством игрового взаимодействия
Публикация «Мастер-класс „Формирование познавательного интереса младших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Задачи мастер-класса : • Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по формированию познавательного интереса у младших дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности.
• Вовлечь участников мастер – класса в совместную деятельность для освоения педагогического опыта.
• Активизировать потенциал педагогов, дать возможность использования педагогического опыта в профессиональной деятельности.
Организация мастер – класса :
Виды деятельности с участниками мастер-класса Регламент работы (временной период) Продукт деятельности, включая участников
I.Актуализация. Постановка проблемы. (Эл. обр. ресурс)
Доброе день, уважаемые коллеги!
Мы рады встрече с вами на мастер-классе :
«Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности».
«Познание начинается с удивления»
Аристотель. (слайд 1)
«Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний».
Н. Н. Поддьяков.
Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяет ребенку удивляться, узнавать окружающий мир, формирует познавательной интерес.
(слайд 2)
1 мин
II.Тренинг /разминка (активизация деятельности)
Структура детского экспериментирования
Дискуссия:
От чего может исходить тема эксперимента? (слайд 3)
- от интереса детей;
- от календарного планирования;
- от наблюдений;
- после чтения литературы;
- рассматривания книг, иллюстраций, энциклопедий;
- от сказочного персонажа;
Какова структура детского экспериментирования (слайд 4)
Выберите правильный вариант.
Вариант 1.
• постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
• целеполагание
(что нужно сделать для решения проблемы);
• выдвижение гипотез
(поиск возможных путей решения);
• проверка гипотез
(сбор данных, реализация в действиях);
• анализ полученного результата
(подтвердилось – не подтвердилось);
• формулирование выводов.
Вариант 2.
• Выдвижение гипотезы
• Проверка предположения
• Целеполагание
• Проблемная ситуация
• Формулировка вывода
• Новая гипотеза (если предположение не подтвердилось)
Чтобы заинтересовать детей, привлечь к экспериментированию используем мотивацию
(слайд 5)
Что используется для положительной мотивации деятельности :
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи (помоги утятам, котятам и т. д.)
- познавательный мотив (почему так произошло)
- ситуация выбора (как догадались, почему одни плавают, а другие нет) 3 мин
Мотивация к деятельности
III.Учебная информация (идея, основные моменты педагогического опыта) (слайд 6)
В нашей группе созданы условия: лаборатория, в которой размещены различные материалы и предметы для проведения опытов и экспериментов :
- природные материалы
- бросовый материал
- прозрачные, непрозрачные сосуды, ведерки, воронки)
- технические материалы
- медицинские материалы
-дополнительное оборудование (контейнеры, детские фартуки, схемы)
- для развития познавательной активности создаются выставки, коллекции, гербарии.
- игровое оборудование, пластмассовые игрушки, игры на магнитной основе.
Работа в детской лаборатории начинается с экскурсии, во время которой дети знакомятся с ее хозяином – дедушкой Знаем. (слайд 7)
Кроме дедушки Зная в лаборатории живет его внук «Почемучка».
Дедушка Знай и Почемучка рассказывают экологические сказки, показывают забавные опыты и заинтересовывают детей каким - либо вопросом, предметом - для того, чтобы вызвать у них познавательный интерес.
Иногда Дедушка Знай не дает ответы на детские вопросы, а предлагает спросить у мамы или папы, и затем рассказать всем ребятам или нарисовать ответ вместе с родителями.
После окончания работы в лаборатории, дети самостоятельно убирают рабочее место, помогают дедушке Знаю подготовить лабораторию к следующему посещению.
Уважаемые коллеги!
Дедушка Знай приглашает желающих в лабораторию. Он приготовил для Вас:
Экологическую сказку: «Жил – был Прудик».
Задачи. Исследовать влияние на воду природного материала. Исследовать причины загрязнения воды. (Эл. образовательный ресурс)
3мин
IV Практикум. Активная деятельность участников. Обмен мнениями.
Алгоритм организации эксперимента. (слайд 8)
• Создать условия для проведения опытов и экспериментов (место проведения)
• Выбрать тему эксперимента (по интересам, по темам, по наблюдениям)
• Подготовка материала (красочный, удобный, в соответствии с темой)
• Использование мотивации.
• Проведение эксперимента.
Материал для экспериментов:
2 таза – прудики с чистой водой, камешки, галька, ракушки, сухие листья, фантики от конфет, песок, стаканчики с грязной водой, простые карандаши, карточки с рисунками, схемы правил безопасности, фартуки и нарукавники.
Уважаемые педагоги, предлагаю вам поиграть, чтобы превратиться на несколько минут в детей.
«Хлопни, топни, повернись, в ребятишек превратись!»
Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать
Качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Ребята, давайте вспомним с вами правила безопасности при проведении опытов с водой (показ схемы).
А теперь оденьте, пожалуйста нарукавники и внимательно слушайте дедушку Зная.
Экологическая сказка. (слайд 9)
«Жил – был прудик, а в нем плавали золотые рыбки. Прудику было весело и хорошо. Но однажды подул сильный ветер. Подуйте на воду в тазик так, как это делает ветер. Что стало с водой?
В Прудик попали мелкие камешки, галька, листья с деревьев, песок. Бросайте в воду камешки, гальку и наблюдайте, как на воде образуются круги. Где оказались камешки?
Насыпьте в воду песок и подождите некоторое время. Что стало с песком? Осталась ли вода прозрачной? Что происходит с листьями в воде?
Стих ветер, и Прудик засмеялся. Ему стало хорошо от того, что в нем теперь есть не только золотые рыбки, но и песок, камешки, листья. Почему Прудик засмеялся?
(слайд 10)
Выглянуло солнышко, и Прудик засмеялся еще сильнее.
В это время мимо проходили дети. Они смеялись и ели конфеты. А фантики бросали прямо в воду. А потом к Прудику подошел какой-то человек и вылил в него грязную воду.
Бросьте в таз фантики и вылейте в него окрашенную воду. Что стало с водой? Где в ней находятся фантики? Видны ли теперь камешки, ракушки в пруду?
Прудику сделалось плохо. От грязи вода стала мутной, и он загрустил.»
Подумайте, что нужно делать, чтобы Прудику было хорошо?
Как правильно вести себя на природе у воды, чтобы ее не загрязнять?
Возьмите карточки и зачеркните рисунки тех предметов, которые нельзя кидать в воду. Эти рисунки вы покажете своим друзьям и расскажете, как важно не загрязнять воду.
1. Вода - это, что всем жизнь нам дает
Что силы и бодрости нам придаёт
(пальцы сцеплены в замок – сжимать и разжимать пальцы).
2. Кристально чиста или очень грязна
В любом состоянии полезна она
(Расцепить пальцы, ладони врозь, пошевелить пальцами).
3. Где водится грязь, там лягушки живут
Для них лишь в болоте покой и уют
(поочередно сжимать и разжимать кулачки).
4. Для нас же вода должна чистою быть
Чтоб мы не боялись и мыться, и пить.
(пальцы сцепили в замок, локти развели в стороны, волнообразные движения руками).
5. Давайте же воду все будем беречь
(сложить из ладошек домик).
6. Иначе закончиться может вода
И жизнь на планете затихнет тогда.
(сложить кулачок в кулачок).
Дедушка Знай прощается с вами, а мы будем с нетерпением ждать его новых сказок. (слайд 11)
Давайте снова поиграем: «Хлопни, топни, повернись- в педагога превратись!»
10 мин Алгоритм организации эксперимента
V. Рефлексия: краткое описание методов, средств, приемов. (слайд 12)
Несколько важных советов:
1. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.
2. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели.
3. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит.
4. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете.
5. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности.
6. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям, родителям.
7. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.
Рефлексия. (слайд 13)
Полезна ли была вам информация мастер – класса?
Если да – поднимите «улыбочки;
Если нет – поднимите «грустные личики»
Мы будем рады, если данный мастер – класс был для вас полезен и интересен.
Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.