Папки-передвижки

Мастер-класс «Формирование познавательного интереса младших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Татьяна Бубнова
Мастер-класс «Формирование познавательного интереса младших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

ПЛАН – ПРОГРАММА мастер-класса

по теме «Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Категория

участников: Педагоги МАДОУ «Детский сад № 6»

Цель мастер-класса : Распространение педагогического опыта по организации опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста

посредством игрового взаимодействия

Публикация «Мастер-класс „Формирование познавательного интереса младших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности“» размещена в разделах

Задачи мастер-класса : • Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по формированию познавательного интереса у младших дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности.

• Вовлечь участников мастер – класса в совместную деятельность для освоения педагогического опыта.

• Активизировать потенциал педагогов, дать возможность использования педагогического опыта в профессиональной деятельности.

Организация мастер – класса :

Виды деятельности с участниками мастер-класса Регламент работы (временной период) Продукт деятельности, включая участников

I.Актуализация. Постановка проблемы. (Эл. обр. ресурс)

Доброе день, уважаемые коллеги!

Мы рады встрече с вами на мастер-классе :

«Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности».

«Познание начинается с удивления»

Аристотель. (слайд 1)

«Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний».

Н. Н. Поддьяков.

Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяет ребенку удивляться, узнавать окружающий мир, формирует познавательной интерес.

(слайд 2)

1 мин

II.Тренинг /разминка (активизация деятельности)

Структура детского экспериментирования

Дискуссия:

От чего может исходить тема эксперимента? (слайд 3)

- от интереса детей;

- от календарного планирования;

- от наблюдений;

- после чтения литературы;

- рассматривания книг, иллюстраций, энциклопедий;

- от сказочного персонажа;

Какова структура детского экспериментирования (слайд 4)

Выберите правильный вариант.

Вариант 1.

• постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

• целеполагание

(что нужно сделать для решения проблемы);

• выдвижение гипотез

(поиск возможных путей решения);

• проверка гипотез

(сбор данных, реализация в действиях);

• анализ полученного результата

(подтвердилось – не подтвердилось);

формулирование выводов.

Вариант 2.

• Выдвижение гипотезы

• Проверка предположения

• Целеполагание

• Проблемная ситуация

Формулировка вывода

• Новая гипотеза (если предположение не подтвердилось)

Чтобы заинтересовать детей, привлечь к экспериментированию используем мотивацию

(слайд 5)

Что используется для положительной мотивации деятельности :

- тайна, сюрприз;

- мотив помощи (помоги утятам, котятам и т. д.)

- познавательный мотив (почему так произошло)

- ситуация выбора (как догадались, почему одни плавают, а другие нет) 3 мин

Мотивация к деятельности

III.Учебная информация (идея, основные моменты педагогического опыта) (слайд 6)

В нашей группе созданы условия: лаборатория, в которой размещены различные материалы и предметы для проведения опытов и экспериментов :

- природные материалы

- бросовый материал

- прозрачные, непрозрачные сосуды, ведерки, воронки)

- технические материалы

- медицинские материалы

-дополнительное оборудование (контейнеры, детские фартуки, схемы)

- для развития познавательной активности создаются выставки, коллекции, гербарии.

- игровое оборудование, пластмассовые игрушки, игры на магнитной основе.

Работа в детской лаборатории начинается с экскурсии, во время которой дети знакомятся с ее хозяином – дедушкой Знаем. (слайд 7)

Кроме дедушки Зная в лаборатории живет его внук «Почемучка».

Дедушка Знай и Почемучка рассказывают экологические сказки, показывают забавные опыты и заинтересовывают детей каким - либо вопросом, предметом - для того, чтобы вызвать у них познавательный интерес.

Иногда Дедушка Знай не дает ответы на детские вопросы, а предлагает спросить у мамы или папы, и затем рассказать всем ребятам или нарисовать ответ вместе с родителями.

После окончания работы в лаборатории, дети самостоятельно убирают рабочее место, помогают дедушке Знаю подготовить лабораторию к следующему посещению.

Уважаемые коллеги!

Дедушка Знай приглашает желающих в лабораторию. Он приготовил для Вас:

Экологическую сказку: «Жил – был Прудик».

Задачи. Исследовать влияние на воду природного материала. Исследовать причины загрязнения воды. (Эл. образовательный ресурс)

3мин

IV Практикум. Активная деятельность участников. Обмен мнениями.

Алгоритм организации эксперимента. (слайд 8)

• Создать условия для проведения опытов и экспериментов (место проведения)

• Выбрать тему эксперимента (по интересам, по темам, по наблюдениям)

• Подготовка материала (красочный, удобный, в соответствии с темой)

• Использование мотивации.

• Проведение эксперимента.

Материал для экспериментов:

2 таза – прудики с чистой водой, камешки, галька, ракушки, сухие листья, фантики от конфет, песок, стаканчики с грязной водой, простые карандаши, карточки с рисунками, схемы правил безопасности, фартуки и нарукавники.

Уважаемые педагоги, предлагаю вам поиграть, чтобы превратиться на несколько минут в детей.

«Хлопни, топни, повернись, в ребятишек превратись!»

Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать

Качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Ребята, давайте вспомним с вами правила безопасности при проведении опытов с водой (показ схемы).

А теперь оденьте, пожалуйста нарукавники и внимательно слушайте дедушку Зная.

Экологическая сказка. (слайд 9)

«Жил – был прудик, а в нем плавали золотые рыбки. Прудику было весело и хорошо. Но однажды подул сильный ветер. Подуйте на воду в тазик так, как это делает ветер. Что стало с водой?

В Прудик попали мелкие камешки, галька, листья с деревьев, песок. Бросайте в воду камешки, гальку и наблюдайте, как на воде образуются круги. Где оказались камешки?

Насыпьте в воду песок и подождите некоторое время. Что стало с песком? Осталась ли вода прозрачной? Что происходит с листьями в воде?

Стих ветер, и Прудик засмеялся. Ему стало хорошо от того, что в нем теперь есть не только золотые рыбки, но и песок, камешки, листья. Почему Прудик засмеялся?

(слайд 10)

Выглянуло солнышко, и Прудик засмеялся еще сильнее.

В это время мимо проходили дети. Они смеялись и ели конфеты. А фантики бросали прямо в воду. А потом к Прудику подошел какой-то человек и вылил в него грязную воду.

Бросьте в таз фантики и вылейте в него окрашенную воду. Что стало с водой? Где в ней находятся фантики? Видны ли теперь камешки, ракушки в пруду?

Прудику сделалось плохо. От грязи вода стала мутной, и он загрустил.»

Подумайте, что нужно делать, чтобы Прудику было хорошо?

Как правильно вести себя на природе у воды, чтобы ее не загрязнять?

Возьмите карточки и зачеркните рисунки тех предметов, которые нельзя кидать в воду. Эти рисунки вы покажете своим друзьям и расскажете, как важно не загрязнять воду.

1. Вода - это, что всем жизнь нам дает

Что силы и бодрости нам придаёт

(пальцы сцеплены в замок – сжимать и разжимать пальцы).

2. Кристально чиста или очень грязна

В любом состоянии полезна она

(Расцепить пальцы, ладони врозь, пошевелить пальцами).

3. Где водится грязь, там лягушки живут

Для них лишь в болоте покой и уют

(поочередно сжимать и разжимать кулачки).

4. Для нас же вода должна чистою быть

Чтоб мы не боялись и мыться, и пить.

(пальцы сцепили в замок, локти развели в стороны, волнообразные движения руками).

5. Давайте же воду все будем беречь

(сложить из ладошек домик).

6. Иначе закончиться может вода

И жизнь на планете затихнет тогда.

(сложить кулачок в кулачок).

Дедушка Знай прощается с вами, а мы будем с нетерпением ждать его новых сказок. (слайд 11)

Давайте снова поиграем: «Хлопни, топни, повернись- в педагога превратись!»

10 мин Алгоритм организации эксперимента

V. Рефлексия: краткое описание методов, средств, приемов. (слайд 12)

Несколько важных советов:

1. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.

2. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели.

3. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит.

4. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете.

5. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности.

6. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям, родителям.

7. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

Рефлексия. (слайд 13)

Полезна ли была вам информация мастер – класса?

Если да – поднимите «улыбочки;

Если нет – поднимите «грустные личики»

Мы будем рады, если данный мастер – класс был для вас полезен и интересен.

Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.

Публикации по теме:

Формирование познавательного интереса к математике посредством дидактических игр Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры.

Развитие познавательного интереса у младших дошкольников на основе представлений о природе Цель: 1. Ознакомить с явлениями неживой природы, представителями животного и растительного мира, проводить их сравнительный анализ, устанавливать.

Мастер-класс для воспитателей по опытно-экспериментальной деятельности «Лягушка-путешественница» Цель: создание условий для повышения уровня знаний и умений педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи:.

Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности «Приключения Лунтика на Земле» Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Развитие познавательного интереса, любознательности у младших дошкольников посредством ознакомления с сенсорными эталонамиРазвитие познавательного интереса, любознательности у младших дошкольников посредством ознакомления с сенсорными эталонами Тема: «Развитие познавательного интереса, любознательности у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с сенсорными эталонами.

Опыт работы «Формирование познавательного интереса у старших дошкольников посредством экспериментирования»Опыт работы «Формирование познавательного интереса у старших дошкольников посредством экспериментирования» МБДОУ «Детский сад №47» Ленинградская обл., Гатчинский р-он. Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у старших дошкольников.

Презентация «Экологическое воспитание младших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности» Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты: • разнообразные циклы наблюдений в повседневной.

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством ознакомления с природой и проектной деятельности «Мир, окружающий ребенка- это прежде всего мир природы, с бесконечными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный.

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Формирование познавательного интереса младших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Опубликовано: 15 февраля 2018 в 20:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Формирование познавательного интереса младших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бубнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД