Наталья Чупрова
Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой Родине в процессе реализации проекта
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное воспитание
Тема опыта: «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине в процессе реализации проекта с региональным компонентом»
Автор опыта: Чупрова Наталья Александровна, старший воспитатель ГБДОУ НАО «Детсий сад п. Красное»
1. Информация об опыте
Условия возникновения опыта
Публикация «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой Родине в процессе реализации проекта» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Государственное бюджетное образовательное учреждение ненецкого автономного оруга «Детсий сад п. Красное» расположено по адресу Ненецкий автономный округ п. Красное ул. Пролетарская д. 11
В ДОУ функционируют 6 возрастных групп. Наполняемость ДОУ составляет 120 детей, 18 педагогов.
В ДОУ создана материально-техническая база: имеется 4 кабинета: для специалистов, кабинет старшего воспитателя, медицинский кабинет, музыкальный зал, физкультурный.
Заключены договора о совместной работе с учреждениями социума: С/К «Звёздный», ПЧ№2 п. Красное.
Работа с детьми осуществляется по «Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой- М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ» В образовательном процессе используются программы дополнительного образования по реализации регинального компонента: О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение к истокам русской народной культуры», А. Бурениной «Ритмическая мозаика», Е. Н. Окотэтто «Ненецкие подвижные игры в детском саду», П. А. Баракулева «Примерные конспекты занятий», С. В. Тайбарей «Методические пособия к программе», М. Я. Барнич «Родной язык в ДОУ ненецкого автономного округа» «Ебцотано тохолку», Р. И. Канюкова Л. Я. Талеева «Программа по ненецкому языку для подготовительной к школе детских садов Севера».
Из 120 детей посещающих детский сад 75 являются детьми коренной национальности. При проведении первичной диагностики знаний детей по ознакомлению воспитанников с родным краем были выявлены следующие результаты: высокого уровня не было совсем, средний уровень – 49%, низкий уровень – 51%. Такие показатели побудили педагога на более углубленную работу по формированию и закреплению знаний детей о своем крае, в котором живут дошкольники.
Для формирования у дошкольников представлений о своей малой родине была разработана поэтапная система осуществления формирования знаний о её истории и настоящем времени, традициях, достопримечательных местах и накоплен дидактический материал по этой теме.
Актуальность опыта. В соответствии с Законом РФ “Об образовании” государственный стандарт (ГОС) включает не только федеральный, но и региональный компоненты. Законодательство в области образования и установления национально - региональных компонентов ГОС находится в ведении субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 29, п. 2,8 Закона РФ “Об образовании”. В настоящее время ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности не только у взрослых, но и детей.
ФГОС дошкольного образования одним из важных аспектов современной государственной политики определяет введение регионального компонента в систему образования разного уровня.
В соответствии с ФГОС ДО содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватить следующие структурные единицы, представляющие определё нные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
В содержании двух образовательных областей «Социально – коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» определено содержание по организации образовательного процесса в направлении воспитания познавательного интереса к малой родине.
В настоящее время, как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Дети страдают дефицитом знаний о родном городе, крае. А ведь наша история нуждается в том, чтобы нынешние и последующие поколения с интересом изучали и пропагандировали всё, что с ней связано. Пока мы интересуемся своей историей, своим прошлым, не забываем настоящего – мы живём. Желание познать славное прошлое родных мест даёт импульс для развития любви к своей Родине. Чтобы развить у детей патриотические чувство к Родине, нужно «научить» быть привязанным к чему-то, к кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле.
Педагогам дошкольных учреждений предлагается различная педагогическая и учебно - методическая литература, в которой представлены разработки, рекомендации по ознакомлению детей с родным краем. Но в этой литературе трудно найти целостный подбор средств, приёмов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повысить уровень знаний дошкольников о своём крае, воспитания к нему патриотических чувств и недостаточной технологической проработкой этого процесса. Поэтому педагог постаралась разработать систему работы в этом направлении, которая способствует развитию у детей целостного восприятия окружающего мира, наглядно-образного мышления, творческого воображения, связной речи, непосредственного эмоционального отношения к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям, стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в построении условий работы по формированию любви к родному краю, к своей малой Родине, через внедрение национально – регионального компонента в образовательный процесс ДОУ.
Разработанная система работы направлена на знакомство детей с правилами культуры поведения в общественных местах посёлка, понимания необходимости согласовывать своё поведение с интересами общества, в воспитании уважения к жителям посёлка, в стремлении оказать помощь и поддержку другому человеку. Когда дети знакомятся с красотой родного города и посёлка, у них развивается эстетический вкус, желание жить в красоте. Трудовое воспитание формируется в ходе совместной с воспитателем самостоятельной трудовой деятельности дошкольников. Ребята видят результат своего труда, и у них возникает желание трудиться на благо своей малой Родины. Умственное и речевое развитие осуществляется в процессе использования дидактических и словесных игр по данной теме, при выполнении различных индивидуальных заданий. При этом у детей развивается связная речь, внимание, память, логическое мышление, умение самостоятельно делать какие – либо выводы
Длительность работы над опытом составляет 3 года, с сентября 2012 года по сентябрь 2015 года. Работа в этом направлении проводилась поэтапно. На первом этапе проходило изучение и подбор методической литературы, создание предметно-развивающей среды, оформление наглядно-демонстрационных и дидактических материалов. На втором этапе осуществлялось внедрение новых форм и методов воспитательно-образовательной работы с детьми и вовлечение родителей в педагогический процесс по данной теме. На третьем этапе устанавливалась динамика усвоения материала по ознакомлению детей с родным посёлком, краем, подведение итогов работы и определение её эффективности.
Теоретическая база опыта
Методически работа базируется на современных концепциях и теоретических трудах Е. Н. Окотэтто, П. А. Баракулева, С. В. Тайбарей М. Я. Барнич Р. И. Канюкова, Л. Я. Талеева, А. И. Пичкова, П. А. Явтысого
Авторы рассматривают дифференцированность и поэтапность внедрения регионального компонента в воспитательный процесс. Отмечают необходимость того, чтобы у ребёнка формировалось чувство любви к Родине. Воспитание эмоционально – положительного отношения к тем местам, где он родился и живёт, развитие умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желания узнать больше об особенностях края; стремления принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю – вот далеко не полный перечень задач стоящих перед воспитателем.
Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А. В. Запорожец; С. А. Козлова; В. А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности.
Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные гуманитарные технологии. Такой технологией является технология проектирования, ориентированная на отношения «ребёнок - взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности.
Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира». В ходе совместной с детьми деятельности над проектом значимые взрослые содействуют восхождению личности ребё нка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе; овладевают позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, к природе; дети получают право на саморазвитие.
Поэтому одним из основных средств развития знаний у старших дошкольников о своей малой Родине, является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. По исследованиям психологов Н. Н. Подъякова; Д. Б. Эльконина старший дошкольный возраст характеризуется наиболее устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам синтеза; самооценке, стремлением к совместной деятельности, данные утверждения позволяют использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста метод проектов.
Новизна опыта заключается в использовании проектной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с родным посёлком, краем, создании развивающей среды, введении в педагогический процесс разнообразных форм обучения и воспитания, комплексное обучение на занятиях и вне занятий.
2. Технология опыта
Цель опыта: развивать у старших дошкольников интерес к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;
Задачи:
• изучение методической литературы по данному вопросу;
• определение положительного результата в воспитании детей при использования в работе регионального компонента ;
• систематизация методов, приемов и дидактического материала по использованию регионального компонента в работе педагога;
• определение эффективности предложенных разработок по регионализации учебно- воспитательной деятельности в ДОУ.
В рамках проектного метода осуществлялась поэтапно. Первый этап работы в рамках проекта включал в себя : изучение методической литературы по данной теме, подбор вопросов для диагностики знаний, умений и навыков детей, выявление начального уровня знаний о родном крае, у детей старшего дошкольного возраста. (Приложение №1)
Второй этап включал в себя организацию работы по проектному методу. Был разработан и реализован педагогический проект : «Формирование у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине в процессе реализации проекта с региональным компонентом» (Приложение №2). Основным моментом данного этапа являлась апробация выбранных форм и методов работы.
Третьим этапом было проведение мониторинга знаний, умений и навыков детей. Проанализирована динамика формирования знаний по краеведению у детей, которая доказала результативность использования выбранных форм и методов работы, правильность их комбинирования и актуальность использования.
Для успешной реализации педагогического проекта использовались разнообразные формы организации деятельности: реализации поставленных задач.
Таблица 1
Организация учебно – воспитательного процесса
для реализации проекта с региональным компонентом.
Направление работы Вид работ Содержание
Организация предметно – развивающей среды Оформление «ненецких» уголков в группах - традиционные игрушки;
- национальная одежда и обувь;
- предметы обихода и т. д.
Работа с родителями - оформление уголков ненецкого языка,
Открытые мероприятия
Пособия для проведения непосредственно образовательной деятельности данной тематики - материал для закрепления лексического материала;
- Стихи для заучивания;
- Диалоги
- Словарики лексических групп по следующим темам: «Одежда», «Животные тундры», «Пища и посуда»
- создание фото – инфомационных альбомов:
«Птицы нашего края»,
«Рыбы нашего края»,
«животные нашего края»,
«Растения нашего посёлка»,
«Наш посёлок» (Приложение№ 3)
Организация учебно – воспитательной деятельности Был разработан перспективный план работы с детьми для старшей и подготовительной к школе группах.
Организация занятий по ненецкому языку
Познавательные занятия по ознакомлению детей с жизнью и бытом
Конкурсы рисунков на тематику «Родной край» Осуществляется по программе и методическим материалам «Родной (ненецкий) язык в ДОУ»
Организация работы кружка по ознакомлению с этнографией Работа кружка строится на основании программы «Как живут дети в тундре?»
Межпредметные связи Соотнесение основных понятий, предусмотренных программами обучения и воспитания в детском саду (на русском и ненецком языках)
Проведение режимных моментов - проведение режимных пауз;
- ненецкое речевое оформление
Игра - предметы декоративно – прикладного искусства;
- национальные игры;
- речевое оформление игровой деятельности.
Итоговое обобщение Организация праздников и развлечений - стали традициями ДУ (проводятся ежегодно)
Конспекты праздников и развлечений
Обобщение материала учебного года:
- песни на ненецком языке;
- стихи ненецких поэтов;
- инсценирование устного народного творчества.
Были намечены разные формы работы с учё том возможностей и особенностей детей группы:
- Непосредственно-образовательная деятельность;
Развитие речи: Чтение и инсценировка народных сказок
Развитие элементарных математических представлений: 1Составление ненецкого орнамента из геометрических фигур; 2 Составление и решение текстовых задач, которые построены на местном материале.
Знание регионального материала используется на занятиях по ИЗО при аппликации, лепке. Работа велась по темам:
1. Наша Родина – Россия. Ненецкий автономный округ. Посёлок Красное (глобус, карта, картинки о тундре, описание тундры в стихах, рассказах, книга П. А. Явтысого «Морошковый край» и т. д.).
2. Животный и растительный мир тундры связан с особенностями времён года на Севере (долгая суровая зима, короткое лето, иногда жаркое, иногда холодное и дождливое, наблюдения детей, картины, рассказы детей).
3. Растения нашего края: деревья – ель, карликовая берёза, ольха, ива, рябина, красная и чёрная смородина; ягоды – морошка, брусника, черника, голубика, вороника (психа,; грибы – белые, красноголовики, моховики, сыроежки, мухоморы (ядовитые). Проводим экскурсии в лес.
4. Знакомство детей с «Матушкой Печорой» (где берёт начало, протекает, красота, богатство реки, экология). Экскурсии к реке в разное время года, рассматривание картинок рыб – сёмга, нельма, омуль, щука, язь, окунь, ёрш. Труд рыбаков летом, зимой, рыболовецкие участки, где ловят рыбу. Игры с детьми: «Ловля рыбы», «Рыбаки и рыбки».
5. Жители Ненецкого автономного округа – люди разных национальностей, о приветливом отношении северян друг к другу.
6. Город Нарьян – Мар – столица округа. (Рассматривание иллюстраций в книгах про округ, про город. Улицы города – Ленина, Выучейского. Хатанзейского, Тыко Вылка, Смидовича и др. Почему так названы? Есть в городе морской порт, мясокомбинат, почта, телеграф, парикмахерские, магазины, школы, музей, различные дома. Слушание грамзаписей о Нарьян – Маре, о тундре:
• «Оленёнок» Сл. Пичкова А., муз. Пайкина.
• «Тундра» Сл. А. Пичкова.
• «Нарьян Мар мой, Нарьян –Мар» Муз. Пономаренко.
7. Посёлок Красное.
Отчего так называется, местонахождение, природа (тундра, сопки, болота, озёра, речка и т. д).
Прогулки по посё лку:(улицы, дома). Экскурсии: в мехпошивочную мастерскую (рассматривание готовых изделий мастериц, бурки, тапочки, сувенир, обращая внимание на красоту узора, на аккуратность изделия); на пекарню (как пекут хлеб); в школу; в музей, в интернат (чьи дети там живут и почему).
8. Ненецкие сказки: «Кукушка», «Хозяин ветров», «Сова и куропатка» и другие. Знакомство с ненецкими поговорками, загадками, стихами.
- Игры;
Дидактическая игра Дидактические игры, содержащие местный колорит, помогут дошкольникам познакомиться ближе с материальной культурой ненецкого народа. Многими исследователями отмечена положительная роль дидактической игры на формирование психических процессов памяти, внимания и восприятия.
Игры:
- «Назови цвет»
- «Чудесная сумочка»
- «Назови узор и обведи»
- «Ягоды тундры»
- «Животные тундры»
- «Зимующие и перелётные птицы»
- «Одень куклу»и др.
Организация и проведение подвижных игр.
Подвижные игры занимают центральное место среди игр с правилами, и всегда используются при организации таких режимных моментов, как прогулка и физкультурные занятия. Ненецкие подвижные игры развивают основные движения: ходьбу, бег, лазание, прыжки. Способствуют формированию таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, смелость, настойчивость, решительность.
Знакомство с ненецкими песнями. К истокам ненецкой культуры приобщаем детей и при прослушивании и разучивании песен на ненецком языке.
Викторины, конкурсы; беседы (с использованием наглядного материала, схем, рисунков, фотографий); целевые прогулки, экскурсии (к окружающему объекту); обыгрывание различных ситуаций (правила поведения на улицах поселка и в общественных местах).
Интегрированное занятие, в котором воспитателями групп, совместно со специалистами ДОУ (с воспитателем по ненецкому языку, с музыкальным руководителем, с воспитателем по физической культуре и психологом ДУ) - является неким итогом работы всех направлений, по воспитанию познавательного интереса к малой родине старших дошкольников.
Работа по теме опыта невозможна без тесной связи с семьями воспитанников. С ними была проведена работа о необходимости пополнения предметно-развивающей среды в групповой комнате по ознакомлению детей с родным краем. Родители приносили разные вырезки из местных газет о каких – либо мероприятиях, которые проходят в нашем городе и фотографии различных выставок, мероприятий, на которых они побывали со своими детьми.
С родителями воспитанников, было проведено анкетирование на тему «Знаете ли вы свой город?», из которого можно было сделать вывод, что у них недостаточно о нём знаний. На собраниях родители знакомились с работой, которая проводится с их детьми в детском саду по ознакомлению с родным городом/поселком. Подчёркивалась необходимость единства воспитательных воздействий на ребёнка в детском саду и дома. У родителей формировалось понятие, что знакомство с родным городом и воспитание патриотических чувств к своей малой Родине очень важно для полноценного развития ребёнка. Педагог давала советы родителям, чтобы взрослые в выходные дни посещая Н-Мар, знакомили своих детей с центром нашего города, с его памятниками, так как возможности посетить эти места воспитателю с детьми не всегда есть.
Для родителей воспитанников проводились консультации на темы: «Познакомьте ребёнка с родным городом», «Давайте поможем детям полюбить свой город», из которой они узнали более подробную информацию о детстве и юности академика, в честь которого назван наш город.
В родительском уголке выставлялись консультации на темы «Безопасность детей на улицах города/посёлка», «Трудиться – значит любить свою Родину», «Семья – это маленькое государство», «Зелёные уголки нашего посёлка», «Как можно провести с ребёнком выходные дни». Все эти консультации у родителей вызвали большой интерес. Большинство из них старались воплотить в жизнь рекомендации, которые они получали в детском саду.
В честь Дня села каждый год организовывался конкурс «Мой любимый поселок Красное». Родителям предлагалось вместе с их детьми нарисовать самое любимое место в поселке или за ним, где они любят отдыхать.
Проводился конкурс «Я люблю свою семью», где каждая семья должна была нарисовать свой семейный герб. Семья – это маленькое государство со своими законами, особенностями, интересами.
Родители воспитанников оказывали помощь в изготовлении кормушек для птиц, которые вывешивались на участке детского сада в холодное время года. Тем самым дети чувствовали заботу своих родителей о птицах, живущих в нашем городе, что немаловажно в воспитании подрастающего поколения. Так же родители детей, которые посещают нашу группу участвовали в благоустройстве территории детского сада, помогая делать территории дошкольных учреждений нашего города красивыми.
3. Результативность
Представленная в опыте система работы в процессе реализации педагогического проекта позволила добиться положительных результатов в формировании знаний у детей о своём городе, воспитанию к нему патриотических чувств и развитию у дошкольников связной речи.
Представленные результаты диагностического обследования знаний дошкольников о родном крае свидетельствуют в основном о положительной динамике отслеживаемых показателей. Если сравнить выпуск детей 2012 года и 2013 года можно наблюдать, как повысился их уровень знаний. В 2012 году со средним уровнем выпустились из детского сада 62 % воспитанников, с высоким – 38%, а уже в 2013 году средний уровень составил 53%, высокий – 47%. Сравнивая 2015 год, в котором было 49 % детей со средним уровнем и низким 51%, а в 2014 году он значительно возрос. Средний уровень детей составил 53%, высокий – 47%.
Результаты проведённой работы показали, что у большинства исследуемых детей достаточно хорошо сформированы знания о родном крае, его истории возникновения и дальнейшего развития до настоящего времени, символике города Нарьян –Мара и нашего поселка, дети закрепили правила поведения на улицах города и в общественных местах, значительно возрос уровень речевого развития дошкольников. Дети уже без особых усилий могут составить небольшой рассказ о своём родном городе/поселке, найти на карте – схеме какой-либо заданный объект, рассказать о животных, которые обитают в нашей местности.
В процессе наблюдения за детьми в их свободной деятельности можно увидеть, что они уже самостоятельно могут организовать ненецкие подвижные игры, поиграть в дидактические, речевые игры по теме ознакомления детей с родным краем. Дети с большим интересом рассказывают своим родителям и знакомым те знания о городе и поселке, которые они получили в детском саду.
Таким образом, планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи дали положительные результаты. Опыт позволил убедиться в том, что знакомство детей с родным краем оказывает большое воздействие на чувства детей, при этом развивается и совершенствуется их речь, интеллект, формируется образно-наглядное мышление, воображение и индивидуальность ребёнка, которая определяет его жизненный путь и душевные устремления. Ребёнок не только познаёт свой поселок, но и выражает своё отношение к нему. А это в свою очередь является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию у него нравственных ценностей.
Уходят наши дети в школу с хорошим багажом знаний о культурном наследии ненцев, представлении о растительном и животном мире. Знакомив ребят с богатым, самобытным наследием ненецкой культуры, мы, делаем очень полезное дело. Ведь в фольклоре и декоративно-прикладном искусстве ненцев заложены ценные педагогические идеи. В жанровом отношении ненецкий эпос представляют сказания о реальных событиях, мифы, легенды, множество сказок, бывальщин. Фольклор способствует воспитанию у подрастающего поколения таких нравственных черт, как товарищество, дружба, взаимопомощь, семейные ценности.
Работа, проводимая в ДОУ по использованию регионального компонента в развитии детей, способствует воспитанию любви к природе, развитию сопереживания к ее бедам, желанию бороться за ее сохранение.