Ирина Бабичева
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через формирование элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через формирование элементарных математических представлений
«Мир, окружающий ребенка это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский.
В современном мире из-за чрезмерного загрязнения и ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии. Перед человечеством возникла важная задача о сохранении природной среды. Воспитание дошкольников в экологическом направлении – важный залог появления настоящего гражданина в будущем. Воспитать настоящего человека без любви к природе, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране окружающей нас природы просто невозможно.
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через формирование элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ещё с раннего детства необходимо объяснять малышам, что природу нужно беречь, любить и заботиться о ней, так как в природе все взаимосвязано. Дети, конечно еще маленькие, не всегда понимают, что значит, и как нужно беречь природу. Поэтому задача взрослых, в частности родителей и педагогов ДОУ, объяснить и научить всему наших детей, что знаем и умеем сами, в силу своих возможностей и навыков.
Основным приоритетным направлением в деятельности нашего образовательного учреждения является экологическое воспитание детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет.
Педагоги нашего ДОУ стремятся к тому, чтобы дошкольники с детства приобщались к экологической культуре, к истокам русской народной культуры и родного края.
Основным содержанием экологического воспитания в нашем детском саду является формирование у ребенка осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Формирование элементарных математических представлений естественным образом интегрируется с вопросами экологии. Изучая с детьми математику, я использую пословицы, загадки, физкультминутки, развивающие упражнения и логические задания на экологические темы.
К примеру, в моей представленной образовательной деятельности перед детьми стоит задача отгадать загадку про кота. Поэтому именно на непосредственной образовательной деятельности по математике дети закрепили знания об особенностях ее внешнего вида, поведения. Повторить и закрепить цвета (синий, красный, зеленый, желтый) и знания о геометрических формах (круг, квадрат, треугольник) и обучить детей умению объединять фигуры по их свойствам я предложила с помощью дидактических игр «Коврики», «Разноцветные клубочки». Закрепить полученные знания о форме и цвете я предложила детям, отгадав загадки об овощах и фруктах. С помощью экспериментальной деятельности «Почему клубочки катятся?» дети закрепили понятие о круглых предметах. Повторили потешку «Как у нашего кота …», где закрепили особенности и свойства шёрстки и облика. Дети рассматривали и угадывали следы животного, слушали звучание его голоса. Помогая бабушке, дети учились быть доброжелательными, заботливыми и милосердными.
При работе с детьми я использовала методы и приемы: словесный, наглядный, беседа, рассматривание, экспериментирование, исследование, ответы на вопросы, выполнение заданий.
В своей практике в образовательной деятельности по математике, особенно в младших возрастных группах для изучения счета я использую задания и карточки с изображением животных, овощей, фруктов, птиц и другие картинки с представителями флоры и фауны.
Рассматривая сюжетные картинки, знакомлю детей с понятиями : части суток, времена года, дни недели, месяцы. Ребята не только запоминают легче их названия, последовательность, признаки, но и решают проблемные задачи.
При знакомстве детей старшего и подготовительного возраста с темой «Части суток» использую модели в виде круга разделенные на 4 равные части, каждая из которых обозначает часть суток и имеет определенный цвет, который связывается с природными явлениями, характерными для данного временного отрезка. (Например, «утро» – голубого цвета, «день» – желтого, «вечер» – серого, «ночь» – черного)
Изучая дни недели, использую такие наглядные материалы как палочки Кюизенера (первые 7 палочек). Каждая палочка («день») имеет свой цвет, состоит из определенного количества условных единиц (обозначает порядковый номер дня недели.) Например, палочка желтого цвета (число 5) обозначает пятый день недели – пятницу. Большим интересом у дошколят пользуется отрывной календарь с наклеенными на листочки цветными полосками и цифрами. Чтобы закрепить с детьми названия дней недели использую «Цветные цифры» от 1 до 7 обозначающие дни недели. Дети усваивают названия дней недели, связывая их с определенным цветом палочек и их порядковым местом, называя предыдущие и последующие дни недели.
Изучая сезонные изменения, использую модели в виде круга, разделенного на 4 равные части. Каждая часть имеет свой определенный цвет, который связывается с природными явлениями, характерными для конкретного сезона.
Открывая дошкольникам мир математики, я стараюсь показать им присутствие чисел в природе, наполнить представление о каждом числе живыми ассоциациями, находя их найти в мире природы вместе с детьми. Здесь нам на помощь приходят представители растительного и животного мира, мы учимся не только правильно считать, но и узнаем новые интересные факты из жизни природного мира, учимся бережно относиться к природе.
Присутствие математики стараюсь преподнести и во время прогулок на участке, используя дидактические игры такие как «Найди по форме», «Что бывает по четыре,по две и. т. д», «Сколько птиц прилетело на участок», «Дорожка» и многие другие. Предлагаю детям сосчитать деревья на участке, найти тонкие и толстые.
В своей работе использую экологические игры, которые оказывают значительную помощь в развитии логико-математического мышления. Игра «Кто больше?» дети отвечают на вопросы, находя ответы, и показывают картинку с правильным ответом. Кто больше: лошадка или овечка? Птичка или пчелка? Муравей или муха? Игра «Кто на что похож?» - набор геометрических фигур, из которых дети составляют животных.
Непрерывное экологическое образование способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению
человеческого достоинства, доброты, сопереживание всему живому.
Таким образом, педагогические технологии взаимодействия детей с природой, многоплановы и позволяют преобразовывать с ними систему образования.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.