Синдянкина Надежда
Инновационный педагогический опыт «Экологическое воспитание посредством развития познавательного интереса к родному краю»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно–воспитательного процесса
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы, степи. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!»
М. Пришвин
Публикация «Инновационный педагогический опыт „Экологическое воспитание посредством развития познавательного интереса к родному краю“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание детей – одна из важнейших составляющих развития страны, связанная со становлением экологического сознания у населения, которая напрямую формирует здоровье нации.
На сегодняшний день очевидно, что проблема защиты природы стоит очень остро перед человечеством в целом. Нужно признать, что мы плохо справляемся с обозначенной задачей.
В течение многих лет общество было нацелено на преобразование природы, на то, «чтобы взять у нее все богатства», а человек считал себя победителем, покорителем природы. Это означает, что в отношениях «люди – природа» человек рассматривает себя как главное действующее лицо, которое может переделать природу так, как ему нравится, для своего блага.
Важно сформировать у подрастающего поколения новое экологическое сознание, позицию биоцентризма: человек – особая, разумная, но все же только часть природы, а экология – это не просто наука, это мировоззрение. Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представление о законах природы.
Плохая экология влияет негативно на здоровье взрослых и детей. Загрязненный воздух и вода, некачественные продукты питания, проблема перенаселения – это далеко не исчерпывающий перечень экологических проблем.
2017 год в России объявлен годом экологии. «В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности» издан Указ Президента Российской Федерации от 5 января 2016 г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии».
Отдельное внимание среди проводимых экологических мероприятий уделено экологическому образованию. От переданных подрастающему поколению знаний будет зависеть, насколько успешно будут решаться экологические проблем в обозримом будущем.
Одним из рычагов экологического воспитания дошкольников является развитие познавательного интереса к родному краю, его природе, традициям, обычаям. Считаю знакомство с родным краем основой экологического воспитания. Чтобы воспитывать экологически грамотных членов общества, ответственно относящихся к природе своей страны, необходимо начать с малого: семья, улица, на которой живешь, природа родного села, города, республики и, наконец, страны в целом. Если каждый ребенок научится оберегать улицу, на которой стоит его дом, детский сад, в котором он проводит много времени, от мусора, возможно, нам удастся предотвратить экологическую катастрофу, на пороге которой стоит человечество.
Чувство любви к Родине, родному краю – одно из самых сильных чувств. А почувствует ли человек привязанность к родной земле, если отдаляется от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Задача взрослых: и родителей, и воспитателей сформировать у дошкольников познавательный интерес к родному краю, позитивное отношение к настоящему, прошлому, желание как можно больше узнать о флоре, фауне нашего региона, сформировать у детей интерес, желание охранять и беречь родную природу, а также воспитывать уважительное отношение к людям, живущим в Республике Мордовия.
Объектом особого внимания становится флора и фауна республики. Необходимо показать воспитанникам, насколько хрупка окружающая среда, насколько зависима от деятельности человека. Любовь и бережное отношение к растительности и животным родного края, сформированные у детей, позволят сделать экологическое воспитание более эффективным и целенаправленным. Кроме того, особое внимание следует уделять животным и растениям, занесенным в Красную книгу Республики Мордовия и Красную книгу Российской Федерации, подчеркнуть необратимость для природы утрачивания видов животных и растений. Формирование у дошкольников устойчивого знания об исчерпаемости полезных ископаемых, о необратимости загрязнения водоемов и воздуха могут помочь в преодолении экологического кризиса современности. И, конечно, особую важность среди указанных аспектов приобретают проблемы гуманизма, защиты Человека, как вида. Решение проблем перенаселенности, формирование благоприятных условий для жизнедеятельности Человека, обеспечение экологически чистыми продуктами питания - важное знание, которое можно передать нашим детям через формирование любви и уважения к членам семьи, соседям, работникам детского сада и т. д.
Таким образом, актуальность и перспективность опыта трудно переоценить. Именно развитие познавательного интереса к родному краю имеет особое значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса в аспекте экологического воспитания.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения,
становления опыта
Экологическое воспитание становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка главными человеческими ценностями, зародить интерес к малой Родине, пробудить чувство ответственности за нее, показать необходимость решения экологических проблем.
На формирование педагогического опыта по обозначенной теме оказали влияние следующие факторы:
изучение методической литературы;
изучение опыта коллег.
Ведущей педагогической идеей считаю необходимость развития экологической культуры детей, развития представлений о человеке, его действиях и взаимосвязи с природой через познание родного края.
В соответствии с особенностью тематики считаю основной целью в работе с детьми дошкольного возраста в экологическом направлении - формирование осознанно-правильных экологических представлений о флоре, фауне родного края, о Человеке, как виде.
Задачи реализации поставленной цели:
1) формирование у детей начальных экологических знаний;
2) раскрытие перед детьми самоценности природы родной республики и страны в целом;
3) воспитание у детей гуманного и бережного отношения к окружающему миру;
4) развитие элементарной экологической ответственности и целесообразного поведения в природе;
5) воспитание любви к живой и неживой природе.
Считаю, что решению задач по экологическому воспитанию детей через развитие познавательного интереса к родному краю будут способствовать следующие условия:
1. Создание эколого-развивающей среды.
2. Помощь родителей в экологическом воспитании детей.
3. Стремление педагога вести экологическое воспитание детей.
В нашей группе созданы следующие условия:
подобран разнообразный содержательный материал для детской деятельности;
создана предметно - развивающая среда (центры развития ребенка);
разработаны картотеки наблюдений, опытов, экспериментов, игр;
система работы отражена в перспективном и календарном планировании.
3. Теоретическая база опыта
Экологическое воспитание зародилось очень давно, но как педагогическое явление оформилось сравнительно недавно. До появления термина «экологическое воспитание» широко был распространен термин "экологическое просвещение". Он насчитывает несколько веков. Еще Я. А. Коменский рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее законам. В то время "экологическое просвещение" приравнивалось к природосообразности и получило свое признание в педагогике. Ж. -Ж. Руссо и Песталоции считали, что человек – это существо совершенное, развитие которого должно протекать в условиях, максимально приближенных к природе. Что касается русских мыслителей, то, без сомнения, интерес представляет точка зрения Л. Н. Толстого, который в природной среде видел идеальные условия для решения проблемы естественного воспитания ребенка, а естественный трудовой цикл взаимодействия человека с природой рассматривал как идеал образа жизни.
Значительный вклад в становление современной системы экологического просвещения внесли советские и российские педагоги. Период 1975 – 2005 годов характеризуется целым рядом важных исследований в области экологического воспитания и образования студентов и школьников в курсах различных учебных предметов и на разных этапах непрерывного экологического образования. В настоящее время общенаучным определением термина "экологическое воспитание" можно считать следующее. Экологическое воспитание – это система регулярного педагогического воздействия, которое направлено на формирование экологической воспитанности и образованности у учащихся, а также на развитие знаний, умений и навыков относительно деятельности в природе.
Для обеспечения теоретической базы наряду с региональной программой «Мы в Мордовии живем» использую следующие программы, технологии и другие источники по инновационной деятельности :
Красная книга Республики Мордовия. В. И. Астрадамов. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 2005. – 333 с.
Родничок :Хрестоматия для маленьких / Сост. А. И. Брыжинский.
География моей Республики. Саранск, МКИ., 1993 г.
Лямбирь/ Саранск, МКИ, 1993 г.
4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения
Свою работу строю по следующим тематическим блокам:
1. Блок «Что такое природа?» - направлен на формирование элементарных представлений о том, что такое природа, из каких компонентов она состоит, формирование умения находить окружающие объекты, предметы и явления, правильно классифицировать понятия «живая – неживая природа».
2. Блок «Неживая природа» формирует представление о Земле как о планете, на которой существует жизнь.
3. Блок «Царство растений» призван:
- познакомить с разнообразием растительного мира: деревьями, кустарниками, травами, их характерными признаками, частями растений;
- сформировать представление о растении как о живой природе;
- дать представление о сезонном развитии растений.
4. Блок «Царство животных» направлен на ознакомление с разнообразием животного мира: птицами, зверями, насекомыми, рыбами, землеводными, определение отличительных особенностей каждой группы животных.
5. Блок «Человек на планете Земля» призван учить детей жить в дружбе с природой, понимать и знать ее законы, соблюдать их, беречь окружающую среду.
Работа над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Экологическое воспитание детей через развитие познавательного интереса к родному краю» с целью создания единого образовательного пространства началась в 2014 году.
Предметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений. Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к явлениям и объектам природы должны стать для взрослого той отправной точкой, с которой будет осуществляться все дальнейшее воспитание и образование ребенка: развитие чувства любви и бережного отношения ко всему живому и неживому, обогащение представлений детей о мире природы и формирование необходимости ее оберегать.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-развивающая среда. В связи с этим в группе оформлен уголок природы, где содержатся комнатные растения, оборудование по уходу, разнообразный дидактический и природный материал, игры с экологическим содержанием : «Кто где живет?», «С какой ветки детки?», «Чей хвост, чьи латы?», «Что где растет?», «Чьи следы?» и др.
Уголок природы позволяет знакомить детей с разнообразием комнатных растений, условиями их роста и развития. Уход за ними способствует приобретению практических умений и навыков.
Календарь природы формирует у детей умения и навыки наблюдения за природными объектами и явлениями. В процессе ухода за растениями и ведения наблюдений у детей формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
В центре «Науки, естествознания и экспериментирования» созданы оптимальные условия для совместной и самостоятельной деятельности детей. Центр оснащен разнообразным материалом и оборудованием.
Для установления причин, явлений, связей и отношений между предметами и явлениями стараюсь использовать в работе опыты-эксперименты : «Где спрятался воздух?», «Как распространяются семена?», «Почему улетают птицы?», «Свойства воды». С помощью исследовательской деятельности дети подводятся к суждениям, умозаключениям, уточняются их знания о свойствах и качествах, объектах природы, что способствует формированию познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности. Опыты-эксперименты – одни из важнейших аспектов познавательного развития детей. Сравнивая, экспериментируя, дети анализируют, обобщают, делают выводы. Все это способствует формированию познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности.
В группу приобретена карта Республики Мордовия с обозначениями городов и различных мест обитания животных. Она помогает наглядно ориентироваться и запоминать фауну республики. Есть книги о республике Мордовия, о г. Саранске и с. Лямбирь. Фотоматериалы, альбомы, посвященные природе края, папки на тему: «Деревья», «Кустарники», «Животные», «Птицы», «Грибы», «Как вести себя в природе», дидактические материалы, игры экологического содержания и т. д. – все это ведет к установлению взаимосвязи и взаимозависимости в растительном и животном мире, а также желанию познавать, беречь, охранять и сохранять природу родного края.
Считаю, что ведущей формой работы являются познавательные занятия. Важно, чтобы занятия развивали мыслительную деятельность и активность детей. Перед детьми ставлю познавательную задачу и предлагаю изыскивать средства ее решения. Использую вопросы, которые побуждают детей к сравнению, установлению сходства и различия, провожу опыты, эксперименты. Разработала ряд конспектов НОД: «Лекарственные растения Мордовии», «Знакомство с комнатными растениями», «Знакомство с родным краем», «Путешествие по станциям природы», «Животные нашего края» и др.
Особое внимание уделяю природоохранительному вопросу. Знакомлю детей с флорой и фауной республики. Обращаю внимание на исчезающие виды растений и животных, занесенные в Красную книгу.
М. Ф. Нестурх писал: «Тысячами, миллионами нитей человек связан с природой Земли, с сушей, водой, воздухом, с животными и растениями». Неслучайно, что природа является могущественным источником, из которого дети черпают свои первые знания, впечатления в силу того, что мир природы встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Поэтому одной из особых форм организации работы по экологическому воспитанию и развитию познавательного интереса детей является экскурсия на луг. Это одна из трудоемких и сложных форм обучения. На экскурсиях на луг дети знакомятся с растениями, животными и одновременно условиями их обитания. Благодаря такому виду деятельности у детей развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Например, организуя экскурсию, знакомлю детей с основным объектом наблюдения – травами. Учу детей различать и называть растения (почему растения называются «подорожник», «тысячелистник», «мат-и-мачеха», «зверобой»). Учу детей различать растения по цветами, листьям и стеблю. Здесь же организую наблюдения за насекомыми. На какие цветы чаще садятся бабочки, а на какие пчелы? Как охотятся кузнечики? Как отличить пчелу от осы?
На экскурсиях в лесополосу знакомлю детей с природой, животными, птицами, насекомыми, одновременно с условиями их обитания, что способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. При проведении экскурсий дети не только любуются красотой природы, вспоминают, закрепляют правила поведения на природе, но и делают вывод о вреде промышленных выбросов, бытового мусора и т. д.
В. А. Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы, чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».
Кроме того, важно отметить, что трудно переоценить значение краеведения в экологическом воспитании детей через развитие познавательного интереса к родному краю. Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Поэтому краеведческая работа должна вестись уже начиная с детского сада, с возраста, когда начинается процесс становления личности.
Проводя эту работу, знакомлю детей с историей родного края, расширяю представления о климатических условиях и природном ландшафте. Особое место в краеведческой работе занимает дидактический материал и музейная педагогика, которые помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого нашей республики. Экспедиции природоведческого характера позволяют показать богатство и разнообразие животного и растительного мира мордовской земли.
Учитывая ведущую деятельность детей, широко использую в своей работе различные игры («Экологический светофор», «Съедобное-несъедобное», «Вкусно-невкусно», «Что сначала, что потом?», «Собери букет», «Я садовником родился», «Найди дерево по семенам» и др.).
Полагаю, что результат любого дела может быть достигнут только при взаимодействии семьи и детского сада. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – задача воспитания экологически грамотного человека.
Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода в экологическом воспитании детей является личный пример взрослых, когда они собственным поведением демонстрируют отношение к природе и активно участвуют вместе с детьми в природоохранной деятельности.
Семья и детский сад – два важнейших феномена, которые дают ребенку жизненный опыт. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир природы и бережного к ней отношения. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей через развитие познавательного интереса к родному краю использую активные формы и методы:
родительское собрание «Задачи экологического воспитания» с прослушиванием сообщения «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»;
консультации «Развитие личности ребенка через воспитание любви к родному краю», «Советы и рекомендации эколога», «Досуг ребенка на природе», «Воспитание любви к природе»;
беседы «Как научить детей предсказывать погоду, наблюдая за окружающим миром», «Живые барометры»;
экскурсии с участием родителей «Мы друзья природы», «Мое любимое село»;
акция «Юный эколог» : подготовка участка к летнему сезону, выращивание рассады цветов для клумб и цветников, озеленение территории детского сада, изготовление скворечников, кормушек;
дни открытых дверей:
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов, развлечений : «Праздник села», «Праздник урожая», «День Земли»;
родительский уголок (информация об экологическом воспитании дошкольников);
выставка фотографий «Наши добрые дела»;
папки-передвижки;
выставки детских работ, подготовленных совместно с родителями: «Мое любимое время года», «Природа глазами детей», «Лес весной», «Птицы родного края»;
анкетирование «Экологической воспитание детей».
С детьми старшего дошкольного возраста провожу викторины, интеллектуальные игры : «Знатоки родного края», «Кого охраняет Красная книга?», «Самые интересные факты о животных». Этот способ работы направляет детей на интеллектуальное развитие, так как требует воспроизведения представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.
Одной из форм работы с детьми является продуктивная деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд, лепку. Она позволяет закрепить полученные детьми знания, расширить представления об окружающей действительности. Результаты продуктивной деятельности детей оформляются в виде тематических выставок. Особую ценность представляет коллективный труд, где у детей формируется чувство ответственности за свою работу, за частицу общего труда.
Провожу конкурсы детских рисунков: «Мир глазами детей», «Пусть всегда будет солнце», «Весна в лесу», «Лесные жители зимой», «Красная книга природы».
Вместе с тем в своей работе большое внимание стараюсь уделять художественной литературе, так как художественная литература о природе, о животных, о явлениях природы глубоко воздействует на чувства детей. Использую в воспитательном процессе произведения Н. А. Некрасова, А. С. Пушкина, Н. Сладкова, М. Пришвина и др.
Важным приемом передачи информации детям являются познавательные рассказы : «Зачем животным хвост?», «Как общаются слоны?», «Почему медведи впадают в спячку?», «Откуда родом картошка?», «Что растет в пустыне?» и др.
Произведения учат видеть красоту природы, понять связи и явления, сопереживать за братьев меньших, стать добрее и лучше.
5. Анализ результативности
Считаю, что проделанная работа, помогла детям получить достаточно хорошие знания по экологии в соответствии с возрастными особенностями, дети познакомились с различными формами взаимодействия объектов, научились устанавливать причинно-следственные связи в природе, т. к. в этом возрасте наглядно-действенное мышление активно дополняется наглядно - образным. В дальнейшем дети смогут усваивать более сложные представления и понятия о природе.
Результативность инновационного опыта в том, что через развитие познавательного интереса к родному краю сделаны важные шаги к экологическое воспитанию. Считаю, что в результате проделанной работы у детей сформировались:
первичные представления о живой и неживой природе родного края;
гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;
эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы);
знания о практических действиях по охране природы;
логическое мышление, которое проявляется в умении экспериментировать, анализировать, обобщать.
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта
В ходе проделанной работы столкнулась с рядом проблем. В частности, родители пассивно относятся к нетрадиционным формам взаимодействия, не владеют достаточными знаниями о родном селе, республике, природе родного края.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, студентам педагогических колледжей и вузов.