Лилия Матвеевская
Формирование первоначальных экологических знаний об озере Байкал у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Матвеевская Л. М.
Формирование первоначальных экологических знаний об озере Байкал
у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация: в статье автором раскрыта методика формирования первоначальных экологических знаний об озере Байкал у детей старшего дошкольного возраста. На основе диагностики уровня сформированности первоначальных экологических знаний об озере Байкал у старших дошкольников автором предложена парциальная программа по экологическому воспитанию в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Публикация «Формирование первоначальных экологических знаний об озере Байкал у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: экологические знания, экологическая культура, старшие дошкольники, ФГОС дошкольного образования
Последние десятилетия прошедшего века — время развития двух параллельных процессов: усугубления экологических проблем нашей планеты и их осмысления человечеством. В России в этот период происходило становление системы непрерывного экологического образования, формировалась концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Следовательно, уже в период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (Э. И. Залкинд, Л. Ф. Захаревич, Е. И. Золотовой, JI.C. Игнаткиной, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, И. А. Хайдуровой и др.)
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно формировать начала экологической культуры - осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды, осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой. При этом ориентировочную основу осознанной природоохранной деятельности и положительного отношения детей к окружающей их природе составляют экологические знания.
Для выявления уровня сформированности первоначальных экологических знаний об озере Байкал у старших дошкольников нами проведена опытно-экспериментальная работа на базе МАДОУ детский сад «Тополек» г. Бабушкин МО «Кабанский район» Республики Бурятия. Необходимым моментом в нашей работе являлась разработка критериев и показателей уровня сформированности знаний об озере Байкал у детей старшего дошкольного возраста. В работе использовались критерии оценки знаний, выделенные В. И. Логиновой, которые включают познавательный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты.
На основе выделенных критериев были определены следующие уровни знаний детей об озере Байкал :
0 уровень – отказ или ответы детей не по существу;
1 уровень – дети называют 1-2 вида обитателей озера, раскрывают их строение;
2 уровень – дети называют 2-3 вида обитателей Байкала, раскрывают их строение, выделяют особенности строения, но не обосновывают эти особенности существенными зависимостями;
3 уровень – дети называют 4-5 видов обитателей озера, раскрывают их строение, особенности строения, обосновывают особенности строения условиями водной среды обитания;
4 уровень – дети называют 6-8 видов обитателей озера Байкал, раскрывают строение, особенности строения, обосновывают особенности строения нескольких классов животных существенными зависимостями, устанавливают полные цепи питания между организмами.
Выявление знаний об озере Байкал у старших дошкольников включает четыре серии заданий.
I серия была направлена на определение у детей географических знаний об озере Байкал, знаний типичных представителей озера. Вопросы задавались как без использования наглядности, так и с опорой на соответствующие вопросу картинки, модели рыб.
Вопросы II серии заданий были направлены на выявление у старших дошкольников знаний об особенностях строения животных Байкала. В задании использовались модели существенных признаков рыб и птиц.
В III серии заданий ставилась задача выявить знания детей о существенной зависимости живых организмов от среды обитания.
IVсерия заданий предусматривала выявление у детей знаний о взаимосвязи живых организмов Байкала.
Полученные данные свидетельствуют, что у многих детей старшего дошкольного возраста отсутствуют адекватные знания об обитателях Байкала, их общих и дифференцированных потребностях, взаимосвязи живых организмов озера Байкал.
Подавляющее большинство дошкольников (50%) овладевают лишь первым уровнем знаний о живом мире озера Байкал, знания у детей фрагментарны, несущественны, содержательно не обобщены. Лишь единицы демонстрируют начало перехода от I уровня знаний ко II уровню, выделяя особенности строения животных, но не обосновывают эти особенности существенными зависимостями от среды обитания (30%). Третий и четвертый уровни знаний об обитателях Байкала в ответах всех серий не зафиксированы.
Для выявления уровня эмоционально-ценностного отношения к природной среде озера Байкал, нами использован метод наблюдения и проведен анализ продуктивной деятельности дошкольников. В рамках акции «Сохраним Байкал» была организован конкурс детских рисунков. Анализ продуктивной деятельности показал, что практически все работы имеют положительный эмоциональный фон, что выражается в использовании ярких оттенков. Рисунки отличаются полнотой, завершенностью, выраженным сюжетом.
В ходе исследования эмоционально-ценностного отношения к природной среде получены следующие результаты: в экспериментальной группе нет детей с высоким уровнем эмоционально-ценностного отношения к природной среде, к среднему уровню относится одинаковое количество детей экспериментальной группе и контрольной группе (по 5 детей соответственно – 62,5%). На низком уровне в экспертной группе 37, 5% детей, что выше, чем в контрольной группе.
По третьему критерию – поведенческому, исследование проводилось с помощью метода наблюдения и метода проблемных ситуаций. Наблюдение проводилось в естественных условиях т. к. географическое расположение города на берегу Байкала позволяет осуществлять совместную деятельность на природе. В ходе наблюдения мы выявили, что не все дети соблюдает экологические обычаи и традиции, такие как не сорить, не рвать цветы, не ломать деревья, не осквернять воду. Но при том понимают, что нужно бережно относится к природе родного края. Дети с удовольствием принимали участие в уборке мусора на берегу; анализируют поступки людей в природе с точки зрения природоохранных действий.
Таким образом, данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что у детей не сформированы первоначальные экологические знания об озере Байкал, носят поверхностный характер. Дети имеют слабое представление о растительном и животном мире, при выполнении заданий допускают ошибки, не всегда могут объяснить связи взаимодействия человека с природой. Нуждаются в дополнительных инструкциях в практической деятельности. В этой связи, количественно-качественный анализ констатирующего эксперимента позволили перейти к разработке парциальной программы «У Байкала мы живём»
Парциальная программа экологического воспитания «У Байкала мы живем» разработана на основе УМК «Байкальский сундучок», соответствует ФГОС дошкольного образования и охватывает 5 направлений развития и носит интегративный характер:
1. Физкультурно-оздоровительное
2. Эколого-познавательное
3. Эколого-речевое
4. Эколого - социально-коммуникативное
5. Эколого - художественно-эстетическое
Каждое направление реализуется посредством мини-проектов и творческих заданий.
Содержание программы включает 3 раздела. В каждом разделе имеется интерактивная часть «Думаем, экспериментируем, творим!» :
1 раздел: «Байкал-чудо природы». Раздел включает общие сведения о Байкале, его происхождение, возраст. Знакомит детей с Байкальской водой и ветрами Байкала.
Интерактивная часть включает игры с байкальским песком, водой и природным материалом родного края.
2 раздел: Над водой и под водой» знакомит детей с флорой и фауной Байкала. Особое внимание уделено эндемику Байкала - байкальской нерпе «Баргуше». Интерактивная часть включает загадки, творческие задания, наблюдение, продуктивные виды деятельности.
3 раздел «Человек и Байкал» рассказывает о роли человека и его деятельности на Байкале, знакомит с жителями байкальской страны, с обычаями традициями народов, живущих вокруг Байкала
Интерактивная часть включает исследовательские проекты, творческие задания, работу с картой.
Для реализации экспериментальной программы экологических знаний об озере Байкал была создана развивающая экологическая среда группы детского сада, которая включает:
- экологическую лабораторию для самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность;
- зеленая зона или зона релаксации уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумом, альпийской горкой, фонтаном. Предназначается, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и выработке навыка ухода за растениями;
- книжная или библиотечная зона, в котором собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей (УМК «Байкальский сундучок», легенды, сказки, стихи, загадки о Байкале ; периодические издания; сказочные персонажи; наглядный материал (видеофильмы «Заповедное ожерелье Байкала», «Колодец планеты», «Времена года на Байкале», слайды о природе Байкала, альбомы, открытки, карты, энциклопедия «Нерпа – чудо Байкала», «Эндемики Байкала», комплект журналов «Сибирячок»); макет озера Байкал, модели обитателей Байкала, дидактические игры.
В работе с дошкольниками по формированию экологических знаний использовался интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования, а также исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, игры, литературы, моделирования, просмотра видеофильмов, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.
На заключительном этапе усвоения программы был проведен флэш-моб «Мы - дети Байкала!» и экологическая акция «Каждая капля имеет значение – озеро Байкал». Таким образом, целенаправленная работа по формированию первоначальных экологических знаний у старших дошкольников обеспечили зарождение у дошкольников осознанных, более устойчивых познавательных интересов и отношений к природе озера Байкал.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Письма и приказы Минобрнауки. - М. :ТЦ Сфера, 2014.-96 с.
2. Байкальский сундучок : Учебное пособие/В. Бабиков, Н. Дагбаева, А. Кушнарева, Э. Нархинова, З. Пазникова, М. Портнягина, Н. Содномова, З. Чимбеева; в авторской редакции. - из-во БГУ, г. Улан-Удэ. 2012.
3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб. : Питер, 2013.-464 с.
4. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.