Вера Шаренкина
Моделирование как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Моделирование как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предоставляют общеобразовательным учреждениям значительные возможности для реализации экологического образования на качественно новом уровне. Основной смысл поиска в современных условиях заключается в выявлении оптимальных условий для формирования естественно-научных представлений, т. е. экологического мышления - способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Публикация «Моделирование как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Роль экологических представлений в познании мира природы велика. Они являются необходимой предпосылкой сознательного усвоения точных знаний о природе, важным источником познавательных, нравственных, культурологических качеств личности. Представления о многообразных предметах и явлениях окружающего мира являются необходимой основой мыслительных процессов, а значит и условием развития мышления и воображения дошкольников. Без представлений невозможно развитие в детях адекватного отношения к окружающему. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину. Новое содержание работы по экологическому образованию дошкольников требует изменения и его методов. В природе многие связи скрыты от непосредственного восприятия, а поскольку они скрыты, то возникает необходимость использовать метод, с помощью которого эти связи станут очевидными. Одним из методов формирования у дошкольников экологических представлений является моделирование и демонстрация моделей. С. Н. Николаева определяет, что: «Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью» [7].
П. Г. Саморукова и другие выделяют несколько групп моделей :
1. Предметные – в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.
3. Графические модели (графики, схемы, мнемотаблицы) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений.
Модели и моделирование позволяют раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия об объектах и системах, их взаимосвязях в природе. Поэтому процесс моделирования и использование готовых моделей является одним из основных средств формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
В теоретическом аспекте проблема использования моделей и моделирования для экологического образования дошкольников разработана достаточно. Практическая же реализация этого вопроса требует дальнейшего изучения.
В связи с этим нами была выстроена программа действий по обогащению экологических представлений старших дошкольников нашей группы средствами моделей и моделирования. При разработке комплекса мероприятий мы опиралась на педагогическую технологию О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» [2] и методические рекомендации Т. В. Хабаровой и Н. В. Шафигуллиной «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников» [9].
Нами были определены педагогические условия для формирования экологических представлений у старших дошкольников посредством моделей и моделирования :
1. Осуществить отбор из программ содержание экологических представлений для моделирования;
2. Определить место моделей и моделирования в процессе формирования экологических представлений
3. Использовать модели как элемент эколого-развивающей среды и включать моделирование в разные виды деятельности детей.
Был составлен перспективный план работы по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами моделей и моделирования на учебный год. Отбор содержания экологических представлений осуществлялся с учетом блоково-тематического планирования, на основе которого строится педагогическая работа в нашем ДОУ. Перспективный план состоит из следующих блоков: сроки реализации, тема недели, программные задачи, НОД, совместная деятельность, модели.
В старшем дошкольном возрасте развитие моделирования происходит по нескольким взаимосвязанным линиям: развитие моделирования как знаково-символической деятельности освоение детьми различных моделей (изменение их обобщенности, системности); их самостоятельное применение в познании различного содержания. й «Роль хвоста в жизни белки, лисы, зайца и др.», «Дерево зимой и летом» (о сокодвижении) и др. при обогащении и уточнении экологических представлений у детей в процессе бесед («Почему осень называют золотой?», «Что бы ты увидел, сидя на облаке?», «Живые ли деревья зимой?», «Зачем белке пушистый хвост?» и т. д.);
Успешное экологическое воспитание детей невозможно без благоприятной предметно – развивающей среды в группе. Дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи в природе на близком и знакомом им материале. Поэтому, свою работу мы начали с пополнения эколого-развивающей среды в группе моделями разных видов. Для того, чтобы понять идею "общего дома" – сообщества растений и животных, проживающих совместно на одной территории, в одних и тех же условиях и взаимосвязанных друг с другом, в течение года совместно с родителями нами были созданы модели экологических систем : «Уголок леса», «Север», «Пустыня», «Пруд», «Океан», «Солнечная система», «Деревенский двор». Мы использовали эти модели в НОД по экологии, в дидактических играх, в совместной деятельности детей и педагогов. Дети с интересом работали с этими моделями и самостоятельно. Например: в «Уголке леса» меняли объекты, соответственно сезону; придумывали и моделировали различные ситуации (белый заяц на зеленой траве; змея на пне зимой и т. д.). Для модели биоценоза «Старый Пень» был подобран методический материал: разработаны занятия, мероприятия, подобраны сказки, рассказы, стихи, проблемные ситуации. Также модели экосистем мы изобразили на верандах детского сада «Океан», «Север», «Лес». Таким образом, проходя по экологической тропинке дети могли закреплять знания об обитателях этих сообществ, составлять элементарные экологические цепочки. При создании экологической тропинки и определении маршрута в природу, по которому дети регулярно совершали прогулки и экскурсии, была составлена карта-схема. Совместная деятельность в экологической развивающей среде совершенствует экологические представления детей, формирует гуманное отношение к природным объектам и развивает навыки взаимодействия ребенка с природой. При формировании экологических представлений мы активно использовали пространственно-временной тип графического моделирования – календари наблюдений. Заполнение календаря, т. е. моделирующая деятельность, - важный эколого-педагогический процесс, который осуществлялся в повседневной жизни детьми под руководством воспитателя. Одна неделя наблюдений за погодой и их фиксация в календаре - это «срез» состояния природы в определенный период сезона. Дети фиксировали наблюдения при помощи значков-пиктограмм, условных обозначений и рисунков. Дошкольники отмечали состояние погоды, силу ветра, одежду людей, птиц, прилетающих на участок, рисовали изменения, происходящие в природе (крону деревьев и кустарников, покров земли). В конце каждого времени года, мы проводили итоговое занятие, на котором сравнивали календари наблюдений каждого месяца, отмечали изменения, произошедшие в природе, дети самостоятельно делали выводы ( например: с наступлением холодов – засыхают многие растения – исчезают насекомые – улетают в теплые края птицы.) Т. е. с помощью календаря, который наглядно демонстрирует динамику изменений в природе, мы формировали у детей представление о зависимости состояния живой природы от погодно-климатических факторов. Санитарно-эпидемиологические требования запрещают содержать птиц и животных в детском саду, поэтому в своей работе мы широко использовали картинки с изображениями хомячков, волнистых попугайчиков, морских свинок, домашних животных (от рождения до взрослого состояния). В итоге, вместе с детьми, мы создали календарь роста и развития детенышей хомячков и волнистых попугайчиков, который по сути является моделью, отражающей с помощью картинок морфофункциональные изменения животного организма в процессе онтогенеза. К сожалению, карточки не смогли полностью восполнить пробел наблюдений за живыми существами, дети были лишены радости общения с живой природой, не увидели воочию процесс развития этих животных, а также им не удалось самим осуществить уход за ними. Моделирование роста и развития растений дети также осуществляли с помощью рисунков. Например, один раз в неделю фиксировали прорастающий в банках репчатый лук (на отдельных страницах). При этом, несколько луковиц прорастали в разных условиях специально созданной опытнической ситуации и на каждой странице изображалась разноцветная полоска времени - «неделя». Дети с удовольствием делали рисунки с помощью двух картонных трафареток - банки и луковицы. После Нового года мы начали цикл наблюдений за зимующими птицами. Все наблюдения фиксировали в специальном календаре. Заполнение календаря один раз в две недели в разгар зимней подкормки позволил детям познакомиться с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика и поведения. Троекратное внесение календаря - в самом начале подкормки (конец октября, в ее разгаре (январь) и в конце марта - дало возможность проследить динамику изменений состава птиц, связанную с их осенне-весенними миграциями. Совместно с дошкольниками мы изготовили самодельный глобус на воздушном шаре из ниток. Чтобы сформировать представление о планете Земля, в течение учебного года мы приклеивали материки, обозначали государства, города, моря; наносили печатными буквами их названия, приклеивали изображения животных, проживающих в океанах, на материках. Большую роль в формировании у дошкольников экологических представлений играют дидактические игры и упражнения с элементами предметного моделирования. Для усвоения детьми представлений о приспособленности живых существ к условиям существования мы использовали игры: «Займи свой домик», «Кто где живет» (формирование представлений о приспособленности животных к условиям существования на определенных природных ландшафтах: поле, лес, луг, водоем); «Кто где обитает» (формирование представлений о приспособленности животных к определенной среде обитания : водной, наземной, воздушной). Продемонстрировать детям связь факторов неживой природы, растений и животных в различных природных сообществах нам позволила игра «Экологическая башня». С помощью этой игры мы подвели дошкольников к пониманию того, что отдельные элементы природы (вода, земля, солнце, воздух, растения, животные) вместе составляют сложную экосистему, и разрушение одного из элементов ведет к разрушению всей экосистемы.
В соответствии с задачей экологического воспитания, предусматривающей формирование у дошкольников представлений о взаимодействии природы и человека, мы использовали серию игр: «Охраняй-ка» (в игре используется картина реки, схемы города и маленькие карточки-модели с изображением дымящегося завода, машин, барж, а также с изображением очистных сооружений, знака, запрещающего мойку машин в реке, лодки. В прорезь картины воспитатель вставлял карточку, например, с изображением дымящегося завода. Дети объясняли, что произойдет в этом случае с природой, и подбирали другую карточку, с изображением очистных сооружений. Эти игры позволяют закрепить знания детей о пользе природы для человека, показать отрицательное воздействие хозяйственной деятельности людей на природу, дать представление о некоторых видах природоохранной деятельности, в которых могут принимать участие и дети. Также в своей работе мы использовали игры, цель которых — формирование представлений дошкольников о правилах поведения в природе. Усвоение детьми правил осуществлялось в процессе анализа представленных в играх ситуаций («Что такое хорошо, что такое плохо», «Найди ошибку», «Что было бы, если бы…», «Прогулка в лес») и расшифровки знаков, в которых отражены те или иные правила поведения по отношению к растениям и животным. В ходе проведения этих игр у дошкольников формируется не только представление о необходимости выполнения правил природоохранного поведения, но и соответствующее эмоциональное отношение к такому поведению. Понимание последовательности сезонных изменений растений вызывает некоторое затруднение даже у детей старшего школьного возраста. Дидактические игры с картинками, например разные варианты дидактической игры “Что сначала, что потом?” помогли детям узнать последовательность развития отдельного растения (земляника, одуванчик, а также последовательность времен года (осень - зима - весна - лето). Для упражнения ребят в классификации явлений природы по сезонам мы проводили игры с картинками, изображающими сезонные явления в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей, например игры “Устроим выставку картин на тему “Зима - лето”, “Когда это бывает”. В таких дидактических играх коллективными усилиями детей создаются предметные модели времен года, где наглядно представляются причинно-следственные и временные связи, восприятие которых вызывает у детей затруднение при применении традиционных методов обучения. Для формирования представлений детей о взаимосвязях живых организмов в экосистемах мы использовали дидактическую игру «Цепочки питания в лесу (водоеме, на лугу)». Ребенку предлагалось составить пищевую цепь из названных объектов и объяснить свой выбор. Показать, что если убрать один из компонентов пищевой цепи, то вся цепочка распадается. Чтобы закрепить эту тему, прочитали и разобрали с детьми сказку В. Бианки «Сова», в которой хорошо передаются взаимосвязи в природе, в том числе зависимость человека от всего живого. Дошкольники с интересом принимали участие в опытнической деятельности, в процессе которой дети устанавливали определенные связи : намоченные семена прорастают быстрее; подкормленное растение дает больше плодов; на прореженной грядке овощи вырастают крупнее; растения, выращенные на солнечных местах, крупнее, обильнее цветут и плодоносят. Все эти выводы дети закрепляли в создании графических моделей «условий, необходимых для лучшего роста и развития растений». Чтобы сформировать у дошкольников понятие о приспособленности животных к среде обитания, мы использовали практическую моделирующую деятельность (экспериментирование, в которой дети с удовольствием принимали участие. Так, с помощью кусочка дерева, камней, коробки с землей и гвоздя мы практически показали детям различную плотность (твердость) субстрата и то, каким образом белка приспособлена ловко лазать и бегать по деревьям. Острым концом гвоздя (модель когтя белки) дети нажимали по очереди на камень, дерево, землю и обнаружили, что в камень гвоздь не входит, на дереве оставляет след — ямку, а в землю легко проваливается по самую шляпку. Из этого вместе с детьми нами был сделан логический вывод, что по каменному столбу или стене белка забраться не сможет, а в дереве ее когти слегка утопают, что позволяет ей прочно удерживаться на нем в любом положении. (По Николаевой С. Н.) В результате этого эксперимента дети самостоятельно пришли к выводу о том, что кошкам и медведям помогают забираться на деревья острые когти. Чтобы показать морфофункциональную приспособленность насекомого к окружающей среде, мы на НОД по ИЗО создали вместе с детьми картонные модели защитной окраски покровов «гусеница на листочке». При этом одну сторону «гусеницы» сделали зеленого цвета, а при ее переворачивании-красного. Так дети могли наблюдать защитную и отпугивающую окраску насекомого. Другая модель дала нам возможность сформировать у детей обобщенное представление о маскировке как таковой. Мы продемонстрировали дошкольникам на пестрой и белой части панели нескольких фигур животных в неподвижном состоянии и в движении вдоль прорези. Дети начали понимать, что для маскировки любого объекта необходимо сочетание двух условий: окраски, совпадающей с фоном, и неподвижности. Таким образом, становится очевидной объективно существующая, но скрытая от восприятия ребенка связь между строением, поведением животного и его средой обитания. Старшие дошкольники уже знают части растений: лист, стебель, корень; знают, какое значение имеет корень для любого растения. Чтобы уточнить эти знания, мы использовали такой прием - рисование предметной схемы-модели на тему “Что мы увидели бы, если бы заглянули под землю”. Дети с удовольствием рисовали лес, сад, огород и при этом старались правильно изобразить наземные и подземные части растений. Так же интересно прошли занятия рисованием на темы “Подо льдом”, “Под снегом”. Вместе с дошкольниками мы освоили такой вид наглядного графического моделирования как круги Эйлера, которые дают возможность моделировать отношения по объему, то есть широте охватываемого ими класса объектов. Использовали модели «признаков живого (модель слуха, питания, зрения, дыхания, движения). Знакомили детей с моделями, отражающими видимые признаки отличия людей. Чтобы дети самостоятельно выстроили последовательность собственного роста и развития, мы применили идею, предложенную Н. Н. Кондратьевой по использованию семейных фотографий (в качестве моделей роста и развития человека) [6]. Помимо обозначенного содержания в нашу работу вошли факты, отражающие связь человека (как живого существа) со средой обитания, зависимость его жизни и здоровья от внешних факторов (воздуха, воды, тепла, пищи и др.). Предметом внимания дошкольников стала тема сохранения здоровья, его поддержание благоприятными условиями жизни в детском саду и семье, здоровым образом жизни. Во время соответствующих занятий, бесед, разбора проблемных ситуаций, были активно использованы модели строения человека, его внутренних органов, подбор моделей необходимых для жизни человека и т. д. Дети с огромным интересом принимали участие в играх экологической направленности, если мы «превращали» их в ученых или даже детективов. Например, для формирования представлений о взаимосвязи человека и природы, мы выложили предметные модели : перо, молния, птица, самолет, бабочка, ткань с камуфляжной окраской, стрекоза, вертолет и т. д. Дошкольникам было дано задание : - найти пару к картинкам с изобретениями людей, картинки с вдохновившими на это их природными объектами. Особое место в моделировании занимает мненемотехника. Мы использовали в качестве дидактического материала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об объектах и явлениях природы; пересказа информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи воспитателя, а так же для самостоятельного моделирования детей (например, игра «Отгадай, какое животное я загадал») [5].
Параллельно этому велась просветительская работа с родителями. Мы рассказали о необходимости экологического образования ребенка. Было проведено родительское собрание «Экологическое воспитание в семье», «Экология и мы», тематические консультации «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста», «Экология вокруг нас», семинар – практикум «Зелёный мир на окне», подготовлена наглядная информация. Обратная связь с родителями проходила через организацию практикумов: «Моделируй вместе с нами». Творческих мероприятий: «Овощной калейдоскоп», фотовыставки. Также родители привлекались к изготовлению моделей экосистем, лэпбуков (интерактивная папка, которая способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме). В любой лэпбук обязательно входят экологические модели. Например, в папку «Бабочки» вошли: модель «насекомые», «строение бабочки», «цикл развития бабочки», динамическая модель «защитная окраска бабочки».
Таким образом, мы считаем, что для того, чтобы сделать экологические представления доступными для детей дошкольного возраста, традиционные методы и приёмы необходимо дополнить демонстрацией готовых моделей и методом моделирования, которые позволяют в материализованной форме воспроизвести внутренние существенные связи в природе, в частности, закономерности приспособления организмов к среде обитания, закономерности их роста и развития, всесторонне развивают интеллект дошкольников.
Список литературы
1. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] / Виноградова Н. Ф. - М. : Просвещение, 2008. - 103с.
2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт – Петербург «Детство-Пресс»2007год.
3. Запорожец, А. В., Эльконин, Д. Б. Психология детей дошкольного возраста / А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 1964. – 351 с.
4. Использование моделей в образовательном процессе дошкольных учреждений. Учебно-методическое пособие для студентов, педагогов дошкольных учреждений. - Шадринск: издательство ПО "Исеть", 1997.
5. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первичных естественнонаучных представлений у дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006.-№4.- С19-21.
6. Кондратьева Н. Н. и др. Программа экологического образования детей «Мы». СПб. : «Детство-пресс», 2001.
7. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. –
Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. —М. : Педагогика 1985. —200 с.
8. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2000.
9. Т. В. Хабаровой и Н. В. Шафигуллиной «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников».
10. Шкляева Н. М., Мангушева М. Ф. Моделирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста. - Глазов: ГГПИ, 2009