Получи документы

Формирование первоначальных навыков безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста

Галина Китаева
Формирование первоначальных навыков безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Самое дорогое у человека – это жизнь», - писал Н. А. Осторовский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все изгибы превратности нашего бытия.

Рост количества машин, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков на автодорогах являются одной из причин дорожно – транспортных происшествий, где потерпевшими являются дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма в образовательных учреждениях, в том числе и в дошкольных. И от того, донесли ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности зависит его жизнь.

Публикация «Формирование первоначальных навыков безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» одна из задач направлена на «… формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.»

Основные стороны личности закладываются в первые годы жизни, а значит на семью и дошкольное образовательное учреждение возлагается особая ответственность по воспитанию подрастающего поколения.

В основной образовательной программе нашего дошкольного образовательного учреждения во второй младшей группе образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» определены задачи направленные на формирование безопасного поведения в быту, социуме, природе:

1. Развивать интерес к правилам безопасного поведения

2. Обогащать представления о правилах безопасного пользования предметами

3. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.

Современная система образования активно работает над проблемой обучения безопасному поведению детей на дорогах. Как правило, найти полностью разработанные методические рекомендации для детей младшего дошкольного возраста не так – то просто, ведь к детям этого возраста нужен особый подход. Необходимо донести до малыша очень сложные вопросы, причем донести так, чтобы он, затаив дыхание поглощал информацию и с восторгам приходил на занятия.

Актуальность и просто жизненная необходимость ознакомления детей с правилами дорожного движения несомненна. Известно, что знания, полученные в детстве, наиболее прочны, правила усвоенные в эти годы становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Сегодня детский сад стремиться обеспечить воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры поведения на дороге. Соблюдения правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью для ребенка.

Вопросами безопасности жизнедеятельности занимались многие отечественные и зарубежные ученые, педагоги, психологи.

П. Лич и П. Статлэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество детей дошкольного возраста в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем – то забываются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

В. М. Федяевская впервые выделила причины несчастных случаев на дороге и улице с детьми дошкольного возраста.

В. В. Давыдов, Л. В. Занков. А. Н. Леонтьев и др. осветили в своих трудах многообразие идей и подходов к проблеме безопасности детей

Вопросы формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста отражены в работах Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркина, Т. Г. Хромцовой, К. Ю. Белой и др.

В настоящее время в связи с введением ФГОС ДО, происходит обновление содержания образования, выходят новые и новые методические пособия, программы по формированию у детей дошкольного возраста культуры безопасности, программы и пособия по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения, но к сожалению, в основном все эти пособия ориентированы на детей старшего дошкольного возраста.

Познакомившись с современной литературой и нормативно – правовыми документами, мы решили выбрать направлением своей педагогической деятельности именно «Формирование первоначальных навыков безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста»

Я определила цель и задачи своей работы:

Цель: Формировать первоначальные навыки безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Формировать у детей элементарные представления о правилах поведения на улице, во дворе, вблизи дороги;

2. Формировать у детей представления об участниках дорожного движения, о видах транспорта, средствах обеспечения дорожной безопасности;

3. Формировать умения устанавливать простейшие причинно – следственные связи в окружающем;

4. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;

5. Обогащать развивающую предметно пространственную среду группы

6. Организовать партнерское взаимодействия с семьями воспитанников.

Ведущей педагогической идеей стало:

«Создание педагогических условий, способствующих формированию первоначальных навыков безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста»

Свою работу мы начали с разработки перспективного планирования по формированию первоначальных навыков безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста, серии конспектов, картотеки игр, анализа развивающей предметно пространственной среды группы, и анализа уровня заинтересованности и компетентности семей воспитанников в данной области. При составлении перспективного планирования большое внимание уделили отбору информации по накоплению детьми знаний о транспорте, о правилах поведения, обеспечивающих безопасность на улице, во воре на дороге.

Свою работу по формированию первоначальных навыков поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста мы организовывали в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности, совместной деятельности в режимных моментах, а так же в самостоятельной детской деятельности.

В процессе непосредственно – образовательной деятельности расширяли представления детей о видах транспорта, строении машин, формировали у детей представления о пространстве улицы, о светофоре и его назначении. В формировании знаний нам помогали герои сказок, лесные жители. Вместе с героями дети узнавали новое о безопасном поведении на дороге, правилах дорожного движения, помогали героям в их трудных ситуациях. На занятиях мы старались подводить детей к выводам о том, как нужно вести себя на дороге, где ее нужно переходить, можно ли играть рядом с дорогой и к чему это может привести.

Полученные знания мы закрепляли с детьми на прогулке в процессе наблюдений за приезжающими машинами в детский сад, за поведением пешеходов, за движением транспорта. В процессе наблюдений мы уточняли полученные знания, дополняли их и совершенствовали.

Знания детей по правилам безопасности дорожного движения мы закрепляли и в художественной деятельности.

Так после изучения светофора, его назначения, мы с детьми выполнили аппликацию «Веселый светофор», а по желанию детей мы приготовили раскраски «Светофорик», где дети в самостоятельной деятельности раскрасили светофор.

Мы подобрали художественную литературу по проблеме, разгадывали с детьми загадки, слушали и заучивали стихи.

В работе мы широко использовали дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры.

При изучении тем «Легковой транспорт», «Грузовая машина», «Пассажирский транспорт», «Специальные машины», мы организовывали дидактические игры: «Собери машину», «Угадай, что назову», «Машины разные нужны, машины всякие важны», дети с удовольствие играли в подвижные игры: «Цветные автомобильчики», «Красный, желтый, зеленый», «Воробушки и автомобиль». При изучении темы «Наша улица» организовывали игры и игровые ситуации: «Мишка идет по улице», «Перейди дорогу», «Пешеходный переход». Дети с удовольствием рассматривали альбомы с транспортом, сюжетные картинки «Улицы города», мы беседовали, рассматривая иллюстрации, обсуждали ситуации, где герои иллюстраций нарушали правила дорожного движения, и делали выводы о последствиях их нарушений.

Дети с удовольствием самостоятельно играли в дидактические игры, раскрашивали рисунки, а их любимые игры с макетами улиц города, увлекали их практически на целый вечер.

Для организации работы необходимо было пополнить развивающую предметно – пространственную среду по нашей тематике, поэтому в группе появился центр «В гостях у Светофорика». В центре появились игры, макеты, плакаты альбомы, художественная литература, яркие костюмы, атрибуты для организации сюжетно – ролевых игр. Этот центр стал не только познавательным, но и одним из самых любимых детьми.

Одно из направлений организации нашей работы стала организация партнерского взаимодействия с родителями. М постарались привлечь родителей к организации воспитательно – образовательного процесса и сделать их полноценными участниками этого процесса. Нас очень обрадовало то, что родители приняли активное участие в нашей работе. С целью повышения интереса родителей к проблеме детского дорожно – транспортного травматизма мы разработали серию консультаций «Дорога и дети», провели родительское собрание, семинар практикум, организовывали беседы по проблеме, праздники и развлечения, а также в приемной группы оформили «Уголок безопасности». Очень приятно был тот факт, что родители сами предлагали темы для встреч, проявляли активность и инициативность.

Наша работа включала в себя 3 этапа:

1 этап – аналитический (где был проведен анализ методической литературы по выбранной теме, анализ уровня первоначальных навыков безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста, анализ РППС группы, анализ уровня заинтересованности данной проблемой среди семей воспитанников. Кроме того того, мы разработали перспективное планирование, серию конспектов, разработали картотеку игр по ПДД для детей младшего дошкольного возраста)

2 этап – Основной (на данном этапе организовывалась работа по формированию первоначальных навыков безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста, организация РППС группы и организация взаимодействия с семьями воспитанников)

3 этап – итоговый (на данном этапе мы проанализировали эффективность нашей работы)

Проведя анализ нашей работы, мы можем говорить о том, что работа дала положительные результаты.

Анализируя уровень первоначальных навыков безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста мы увидели, что большинство детей владеют устойчивыми знаниями о правилах безопасного поведения на улице, дороге. Дети знают, чем опасна дорога, что вблизи дорог играть нельзя. Почти все дети знают и различают виды транспорта, ориентируются в пространстве. Кроме того, используют свои знания в играх.

(Диагностика, по которой мы выявляли уровень первоначальных навыков безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста, разработана на основе диагностики предложенной программой «Детство» и программой Т. И. Даниловой «Светофор». Основным методом диагностики стала беседа и наблюдение)

Обогатилась развивающая предметно пространственная среда группы. А так же, мы берем на себя смелость говорить о том, что родители стали более внимательно относиться к проблеме безопасности детей на дороге у них возрос интерес к этой проблеме, ну и на наш взгляд родители стали активнее принимать участие в жизни своих детей и детского сада.

Свой опыт мы представили нашим коллегам на педагогическом совете, был организован семинар практикум, мы разместили опыт в сети интернет, и на официальном сайте Нашего детского сада. А так же, мы организовали показ открытого воспитательного мероприятия «Безопасная дорога для малышей» и в нашем ДОУ стало традицией организация летнего праздника «В гостях Светофорика!»

В заключении хочется сказать, что если ребенку вовремя не дать специальных знаний и навыков, то дети будут действовать в соответствии с их возрастными психологическими особенностями, а значит опасно, не контролируя свое поведение. Ребенка с детских лет следует учить управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «Можно», «Надо», «Нельзя». Это касается всех сфер жизни, в полной мере это относится и к поведению на улице и дороге!

(Чувство страха и чувство опасности относиться к разным сферам. Первое к сфере инстинктов. Второе к сфере рассудка. Первое надо подавлять, второе развивать.)

/И. Шевелев/

Публикации по теме:

Формирование навыков безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста Само понятие «безопасность» подтверждает важность и необходимость проведения работы по формированию безопасного поведения в быту. Ребёнок.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на основе знакомства с ПДД Актуальность проблемы состоит в том, что в последние десятилетия проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности детей приобрела чрезвычайную.

Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге средствами игровой деятельности В нашей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой ДТП.

Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге путём использования продуктивной деятельности . Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Особую тревогу мы.

Интегрированное занятие по основам безопасного поведения для детей младшего дошкольного возраста «На лесной полянке» Конспект по непосредственно образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально.

Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни.

Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде "формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде"Проект посвящен актуальной.

Обобщение опыта «Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Задачи:1. Формировать у детей знания об осторожном обращении с опасными предметами. 2. Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах.

Обобщение опыта «Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта «Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Володина Елена Обобщение опыта «Воспитание.

Опыт работы «Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах» Огромен и нескончаем поток транспорта на улицах наших сёл и городов. По этим же улицам проходит тысячи пешеходов, среди них, конечно, дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование первоначальных навыков безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 апреля 2016 в 18:25
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование первоначальных навыков безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Галина Китаева (УИ 408632) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД