Ирина Шлык
Формирование патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с творчеством С. Есенина
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с творчеством
С. Есенина
«Россия. Какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то…»
С. А. Есенин
Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" указывает, что «патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины»
Публикация «Формирование патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с творчеством С, Есенина» размещена в разделах
Мы считаем, что именно в старшем дошкольном возрасте особую актуальность приобретает проблема формирования патриотических чувств, так как именно в данный период социальное развитие детей это не только влияние внешних факторов, но и целенаправленный, организованный педагогический процесс.
В дошкольных учреждениях формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста начинается с формирования основ патриотизма, привития уважения к Родине и её ценностям. Это целый комплекс мероприятий, имеющих гражданскую направленность, которые должны сформировать у ребёнка и его родителей единые ценности.
Исходя из этого, при реализации того или иного комплекса мероприятий, огромное значение имеет выбор условий, методов и средств позволяющих осуществлять патриотическое воспитание старших дошкольников с максимальной эффективностью.
Если мы обратимся к содержанию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, то можем отметить острую необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Этот период в развитии ребёнка для воспитателя время благодатной почвы, и именно в этом возрасте, возникают большие возможности для формирования патриотических чувств детей.
Исходя из всего вышесказанного, мы считаем, что одним из важнейших направлений патриотического воспитания дошкольников, является приобщение детей к творчеству известных писателей, поэтов, художников, композиторов родного края. Как объяснить маленькому ребенку, что такое патриотизм? В дошкольном возрасте, только через любовь к родной земле, её культуре; через ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, бытом и нравами.
Наш город, наша Рязань, имеет богатую историю, славится своими народными промыслами, деятельностью великих людей. И конечно здесь мы говорим о нашем земляке, великом поэте, творчество которого известно за пределами нашей страны – Сергее Есенине.
Творчество С. Есенина, его безграничная любовь к родному краю, к родной природе, является лучшим средством для начала формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Безусловно, эта работа не может быть разовой, она должна проходить на протяжении всего периода дошкольного образования и быть включена в каждую образовательную область развития ребенка.
Если мы будем рассматривать формирование патриотических чувств через познавательное развитие дошкольников, то одной из задач здесь стоит: - развитие представлений о малой Родине и Отечестве, о ценностях нашего народа. И с детьми мы будем говорить об этих ценностях, через произведения С. Есенина. Ярким примером будет стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная»:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Знакомя детей с данным стихотворением, мы уделяем внимание особо ярким, эмоциональным моментам. Например, читая первую строку, отмечаем особое обращение поэта к родине «Гой ты, Русь, моя родная». И говорим о том, что данное обращение пришло к нам из давних времен и свидетельствует о любви поэта к старине и вековым традициям русского народа. А строки «Не надо рая, дайте родину мою» – говорят о сильной и искренней любви и верности России.
Беседуя с детьми о поездках за город, отмечаем, что многие любят бывать в деревнях и селах своих родителей, бабушек и дедушек. Дети рассказывают о красоте и спокойствии деревенской жизни. И вместе читаем стихотворение С. Есенина «Топи да болота»:
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Вззвенивает лес.
Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.
Чтение стихотворения можно сопроводить иллюстрациями и фотографиями, сделанными совместно родителями и детьми своей деревни, деревенской жизни, природы, любимых мест. Мы отмечаем особую красоту деревенской жизни, которая прослеживается в строках: «хвойная позолота», «лесные кудри», «посвист ветряной». О природе мы говорим как о живой, такой же, как мы: «елям снится», «слухают ракиты».
Последние строчки читаем с особой печалью: «Край ты мой забытый,
Край ты мой родной», и говорим о том, что не нужно забывать свои истоки, о возвращении в свои родные места.
Большую базу в формировании патриотических чувств у дошкольников содержит и художественно – эстетическое развитие. Одной из задач художественно – эстетического развития является: - формирование способности замечать и ценить красоту вокруг. Здесь мы говорим о красоте родного края, о его лесных, водных, территориальных богатствах, о любви и гордости за родную землю. В создании зимних пейзажей, мы используем стихотворение С. Есенина «Белая береза», и читаем его на улице, наглядно ощущая каждую строку:
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
На первый взгляд «Береза» - несложное, легкое стихотворение. Но мы, в процессе творчества с детьми, говорим о том, что через образ простой березы, выражена огромная любовь к своей стране и природе.
Говоря с детьми о понятном, близком, о малой родине, родном крае, который они знают, видят, чувствуют, мы формируем задатки патриотизма, через разучивание произведений великого поэта:
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной…
Читая, а затем, разучивая с детьми данное стихотворение, мы особо, эмоционально выделяем первые строки, передающие всю любовь, трепет к родному краю, земле:
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Мы стараемся донести до детей мысль о том, что где бы мы ни были, в другом краю, и даже в другой стране, мы всегда должны возвращаться в родные места, на свою Родину. Туда, где знаком нам каждый уголок, где нас любят и ждут, где мы черпаем силы, где наше сердце.
Работая в данном направлении, формировании патриотических чувств у дошкольников, мы не ограничиваемся традиционными способами изучения поэзии С. Есенина.
С помощью стихотворений поэта мы обогащаем лексический запас детей. Они больше узнают о родном крае, укладе жизни прошлых лет, культурных традициях.
Одним из обязательных элементов работы, является использование ИКТ. Материал, оформленный в виде презентации, привлечет внимание детей к моментам, требующим особого взгляда. С помощью педагога, дети смогут отметить определенные строки, черты, метафоры, понять смысл того или иного стихотворения. Той же этой цели послужит чтение, выполненное мастерами художественного слова.
Объединяя различные виды деятельности в рамках патриотического воспитания посредством изучения творчества С. Есенина, хорошо себя зарекомендовала и проектная деятельность, как с детьми, так и совместно с родителями. Темы проектов имеют большой диапазон: «Моя малая родина», «Красота родного края», «Мои истоки» и многое другое.
Так же огромную роль в формировании патриотических чувств у дошкольников играет и экскурсионная деятельность, посещение библиотек, заповедных мест Рязани, и, конечно же, родины великого поэта Рязани С. Есенина.
Таким образом, можно сказать, что на основе творчества Сергея Есенина, мы можем заложить прочный фундамент для формирования у дошкольников элементов патриотического сознания, чувства любви и верности к свой малой Родине и Отечеству.