Татьяна Сергеевна
Формирование основы патриотизма и начал гражданственности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №23" г. Хабаровск
Доклад :
«Формирование основы патриотизма у детей дошкольного возраста, начала гражданственности через установление преемственных взаимосвязей между уровнями образования: дошкольное – начальное – среднее – общее образование, ранняя профилизация старших дошкольников»
Выполнила : Карпук Т. С.
Воспитатель старшей группы «Умка»
г. Хабаровск
2018
Публикация «Формирование основы патриотизма и начал гражданственности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
«Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве и даже о национальном суверенитете».
(Президент России В. В. Путин)
Актуализация опыта заключается в следующем
Современное дошкольное образование уже сегодня развивается в инновационных условиях. Значительно повышаются требования общества к его качеству. Обогащение детского развития, происходит путем участия дошкольника в специфически детских, доступных ему по возрасту, видах деятельности. Новые стандарты дошкольного образования ориентированы на «воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека». Детский возраст является наиболее оптимальным для системы нравственно-патриотического воспитания, но реализация всех задач с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует дополнительного образования детей, его содержания, форм, методов адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Взрослые часто задают вопросы: «Как же нам воспитывать новых граждан, как научить их активной жизненной позиции, самосохранению и быть патриотами своей страны? Ведь в недалеком будущем именно им отвечать за то, какой будет Россия. Для дошкольников, пока не очень понятны слова «патриотизм» и «любовь к Родине». Детство – замечательная пора, когда все еще впереди, когда мы играем в космонавтов, врачей, пожарных и верим, что наша мечта сбудется.
В процессе изучения данной темы мы столкнулись со следующей проблемой:
1. Противоречия между формированием нравственно-патриотических качеств у дошкольников и недостаточной педагогической компетентностью родителей по данной теме.
Цель: заключается в создании условий для формирования нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
В работе по данной теме, решались следующие задачи:
1 .Познакомить детей старшего дошкольного возраста с историей родного города, его достопримечательностями, памятниками символикой города, государства (герб, флаг, гимн)
2. Формировать у детей чувство любви к родному городу, своей малой родине.
3. Развивать интерес к русским традициям и промыслам
4. Обогатить предметно-развивающую среду по патриотическому воспитанию на основе краеведения
5. Воспитывать уважение к защитникам нашей Родины, к их подвигам во имя России, к человеку труда.
Главная ведущая деятельность дошкольника, как всем нам оно знакомо – это игра. Игра основана на стремлении и умении ребенка входить в воображаемые ситуации и действовать по их законам. В последние годы в нашей стране значительно оживилась работа по воспитанию патриотизма и гражданского самосознания у детей. Образовательными организациями предпринимаются более заметные шаги по приобщению детей к интересному и полезному делу, по воспитанию у ребят качеств гражданина и патриота.
Решая, задачи нравственно - патриотического воспитания, я строилаи свою работу в соответствии с условиями, учитывая следующие принципы:
1. Позитивный центризм (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
2. Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
3. Дифференциальный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
4. Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных нагрузок;
5. Деятельный подход;
6. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию представлена следующим образом: семья, детский сад, родная улица, родной город, страна. Работа по патриотическому воспитанию с детьми ведется в нескольких направлениях:
- духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, макетов, экскурсии в музей, в школу, в библиотеку) ;
- воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность) ;
- культурно-познавательное (экскурсии, посещение кукольных спектаклей, встречи с интересными людьми) ;
- нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация посильного труда детей).
Работа по каждой теме включала занятия, игры, экскурсии, праздники. Темы повторялись. Изменялось только содержание, сложность и длительность изучения. Отдельные темы были приурочены к конкретным событиям и праздникам.
Мы приучали детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщение, выводы. Предлагала найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. п.
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны, как для повышения познавательной деятельности, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.
Каждая тема должна подкрепляться играми, продуктивными видами деятельности (изготовление поделок, альбомов и т. д.).
Благодаря такому обширному и тесному сотрудничеству у юных кадетов зародилось много традиций:
1. Значимое событие в жизни юных кадетов – торжественное мероприятие «Посвящение в юных друзей кадетов», где воспитанникам старших групп были вручены красные береты – как символ мужества и славы. Накануне этого знаменательного события кандидаты в юных друзей кадетов учили присягу, проходили подготовку к посвящению, которая включает в себя изучение истории кадетского движения, строевую подготовку. Церемония посвящения в кадеты - красивый, запоминающийся и волнительный ритуал, как для самих кадет, так и для родителей и педагогов.
2. Значки – как символ чести и достоинства, на которых изображена эмблема нашего детского сада с надписью «Юный кадет»
3. Парадная форма, которая состоит из красной рубашки и бежевых брюк, кофта красного цвета для всех ребят. Обязательным атрибутом формы является, красный берет.
4. «Гимн юных друзей кадет.
5. Проведение акции «Подарок ветерану», где юные кадеты в торжественной обстановке во время празднования Дня Победы вручали ветеранам войны цветы и подарки, сделанные своими руками.
6. Участие в смотрах военно-патриотической песни и строевой подготовки.
7. Экскурсии в вертолетный полк, по памятным местам и музеям города Хабаровска
8. Традиционные праздники «Честь имею!», «Парад кадетских групп», «Смотр строя и песни», «Смотр-конкурс кадетских групп».
9. Цикл мероприятий по теме «Моя Родина Россия».
10. Дисциплина «Основы физической и строевой подготовки»
18. Дисциплина «Основы этикета».
19. Участие в различных конкурсах. Неоднократно юные друзья кадетов становились призерами и победителями городских, областных, региональных, всероссийских конкурсов.
Проводились мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию :
выставки рисунков: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Моя Родина»; рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта;
экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников;
экскурсия по городу на «автобусе» (по фотографиям и иллюстрациям);
экскурсия военный вертолетный полк;
прослушивание песен о родном городе (крае, области);
изготовление альбома «Природа моего края»;
беседа о символике России, объяснение значения пословиц о Родине и многое другое.
Отдельным направлением нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения является военно-патриотическое воспитание. Работу по данному направлению организую как интеграцию различных видов деятельности. Это встречи, экскурсии, изучение традиций воинской доблести и славы России, истории и героического прошлого родного края. По традиции в День Защитника Отечества проходят встречи с военнослужащими вертолетного полка, которые согласились быть нашими подшефными.
Центральным стержневым моментом, оказывающим наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств, является праздник, посвященный Дню Победы.
В процессе своей работы предпочтение отдаю таким технологиям как: технология музейной педагогики; проектная технология. На базе детского сада потихонечку начинается собираться материал для мини-музей «Мир старины». Это название отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.! Можно самому переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а у нас он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш пока еще не сформированный мини-музей – результат общения, совместной работы педагога, детей и их семей (выставка «Мы – наследники Победы»). По мимо этого у нас в группе появился уголок «Юные орлята», где есть информация не только для ребят, но и для их родителей :
- устав кадетской группы;
- кодекс чести кадета;
- гимн юных друзей кадетов;
- кадетские значки;
- единая парадная форма.
Социальными партнерами дошкольной организации являются:
Войсковая вертолетная часть
Детская библиотека
Центр патриотического воспитание (договор и план совместных мероприятий)
Музей воинской славы
Центр дополнительного образования,Отрада,
СК,Ерофей арена,
Предполагаемый результат на выход из подготовительной группы
Организация отряда «Орлята» даст возможность для дальнейшего обучения воспитанников в военных и гражданских учебных заведениях. Данный подход позволит повысить доступность кадетского образования и создать структуру для организации и реализации образовательно-воспитательного процесса на принципах кадетского обучения и воспитания, предусматривающих формирование образованной и воспитанной личности для социально-активной деятельности в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.
Конечный результат работы по нравственно - патриотическому воспитанию спроектирован в виде-модели выпускника дошкольной организации. В результате осуществления проекта у дошкольников должна сформироваться основа новой модели поведения будущего гражданина своего города, патриота малой родины, способного переносить жизненные трудности, адаптированного к возникающим проблемам, активно ищущего пути их решения. У выпускников подготовительных групп, к моменту окончания дошкольной организации, должны быть сформированы следующие качества личности:
1. Творческая, змоционально отзывчивая личность, имеющая положительные, разнообразные, богатые переживания, активная, любознательная уверенная и оптимистичная, хорошо представляющая возможность реализации своего творческого «Я», восприимчивая к новизне, оригинальности, с развитой фантазией.
2. Физически развитая личность, осознающая, что время и социокультурная ситуация в мире требуют от него быть сильным, здоровым и вести здоровый образ жизни.
3. Нравственная личность, овладевшая средствами общения и способная взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Знающая общепринятые нормы поведения в обществе, обеспечивающая культурно - исторические ценности прошлого в формировании таких нравственных начал, как: гуманизм и милосердие, патриотизм и интернационализм, честность, справедливость, уважение к окружающим людям, любовь к близким, родным, служение Отчизне, соблюдающая нормы поведения в повседневной жизни, активно участвующая в делах группы, детского сада.
Создание кадетских групп, повысит престиж дошкольной организации в городе, регионе. Окажет родителям помощь в воспитании детей, формировании у них трудолюбия, уважение к родным, близким, дисциплинированности, навыкам безопасности в быту, социуме, природе. Новая форма работы – организация кадетского движения в детском саду – станет прекрасным «мостиком», по которому дошколята пойдут в школу,