Получи документы

Формирование основы патриотизма и начал гражданственности у детей дошкольного возраста

Татьяна Сергеевна
Формирование основы патриотизма и начал гражданственности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №23" г. Хабаровск

Доклад :

«Формирование основы патриотизма у детей дошкольного возраста, начала гражданственности через установление преемственных взаимосвязей между уровнями образования: дошкольное – начальное – среднее – общее образование, ранняя профилизация старших дошкольников»

Выполнила : Карпук Т. С.

Воспитатель старшей группы «Умка»

г. Хабаровск

2018

Публикация «Формирование основы патриотизма и начал гражданственности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

«Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве и даже о национальном суверенитете».

(Президент России В. В. Путин)

Актуализация опыта заключается в следующем

Современное дошкольное образование уже сегодня развивается в инновационных условиях. Значительно повышаются требования общества к его качеству. Обогащение детского развития, происходит путем участия дошкольника в специфически детских, доступных ему по возрасту, видах деятельности. Новые стандарты дошкольного образования ориентированы на «воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека». Детский возраст является наиболее оптимальным для системы нравственно-патриотического воспитания, но реализация всех задач с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует дополнительного образования детей, его содержания, форм, методов адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

Взрослые часто задают вопросы: «Как же нам воспитывать новых граждан, как научить их активной жизненной позиции, самосохранению и быть патриотами своей страны? Ведь в недалеком будущем именно им отвечать за то, какой будет Россия. Для дошкольников, пока не очень понятны слова «патриотизм» и «любовь к Родине». Детство – замечательная пора, когда все еще впереди, когда мы играем в космонавтов, врачей, пожарных и верим, что наша мечта сбудется.

В процессе изучения данной темы мы столкнулись со следующей проблемой:

1. Противоречия между формированием нравственно-патриотических качеств у дошкольников и недостаточной педагогической компетентностью родителей по данной теме.

Цель: заключается в создании условий для формирования нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

В работе по данной теме, решались следующие задачи:

1 .Познакомить детей старшего дошкольного возраста с историей родного города, его достопримечательностями, памятниками символикой города, государства (герб, флаг, гимн)

2. Формировать у детей чувство любви к родному городу, своей малой родине.

3. Развивать интерес к русским традициям и промыслам

4. Обогатить предметно-развивающую среду по патриотическому воспитанию на основе краеведения

5. Воспитывать уважение к защитникам нашей Родины, к их подвигам во имя России, к человеку труда.

Главная ведущая деятельность дошкольника, как всем нам оно знакомо – это игра. Игра основана на стремлении и умении ребенка входить в воображаемые ситуации и действовать по их законам. В последние годы в нашей стране значительно оживилась работа по воспитанию патриотизма и гражданского самосознания у детей. Образовательными организациями предпринимаются более заметные шаги по приобщению детей к интересному и полезному делу, по воспитанию у ребят качеств гражданина и патриота.

Решая, задачи нравственно - патриотического воспитания, я строилаи свою работу в соответствии с условиями, учитывая следующие принципы:

1. Позитивный центризм (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

2. Непрерывность и преемственность педагогического процесса;

3. Дифференциальный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

4. Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных нагрузок;

5. Деятельный подход;

6. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию представлена следующим образом: семья, детский сад, родная улица, родной город, страна. Работа по патриотическому воспитанию с детьми ведется в нескольких направлениях:

- духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, макетов, экскурсии в музей, в школу, в библиотеку) ;

- воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность) ;

- культурно-познавательное (экскурсии, посещение кукольных спектаклей, встречи с интересными людьми) ;

- нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация посильного труда детей).

Работа по каждой теме включала занятия, игры, экскурсии, праздники. Темы повторялись. Изменялось только содержание, сложность и длительность изучения. Отдельные темы были приурочены к конкретным событиям и праздникам.

Мы приучали детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщение, выводы. Предлагала найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. п.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны, как для повышения познавательной деятельности, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.

Каждая тема должна подкрепляться играми, продуктивными видами деятельности (изготовление поделок, альбомов и т. д.).

Благодаря такому обширному и тесному сотрудничеству у юных кадетов зародилось много традиций:

1. Значимое событие в жизни юных кадетов – торжественное мероприятие «Посвящение в юных друзей кадетов», где воспитанникам старших групп были вручены красные береты – как символ мужества и славы. Накануне этого знаменательного события кандидаты в юных друзей кадетов учили присягу, проходили подготовку к посвящению, которая включает в себя изучение истории кадетского движения, строевую подготовку. Церемония посвящения в кадеты - красивый, запоминающийся и волнительный ритуал, как для самих кадет, так и для родителей и педагогов.

2. Значки – как символ чести и достоинства, на которых изображена эмблема нашего детского сада с надписью «Юный кадет»

3. Парадная форма, которая состоит из красной рубашки и бежевых брюк, кофта красного цвета для всех ребят. Обязательным атрибутом формы является, красный берет.

4. «Гимн юных друзей кадет.

5. Проведение акции «Подарок ветерану», где юные кадеты в торжественной обстановке во время празднования Дня Победы вручали ветеранам войны цветы и подарки, сделанные своими руками.

6. Участие в смотрах военно-патриотической песни и строевой подготовки.

7. Экскурсии в вертолетный полк, по памятным местам и музеям города Хабаровска

8. Традиционные праздники «Честь имею!», «Парад кадетских групп», «Смотр строя и песни», «Смотр-конкурс кадетских групп».

9. Цикл мероприятий по теме «Моя Родина Россия».

10. Дисциплина «Основы физической и строевой подготовки»

18. Дисциплина «Основы этикета».

19. Участие в различных конкурсах. Неоднократно юные друзья кадетов становились призерами и победителями городских, областных, региональных, всероссийских конкурсов.

Проводились мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию :

выставки рисунков: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Моя Родина»; рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта;

экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников;

экскурсия по городу на «автобусе» (по фотографиям и иллюстрациям);

экскурсия военный вертолетный полк;

прослушивание песен о родном городе (крае, области);

изготовление альбома «Природа моего края»;

беседа о символике России, объяснение значения пословиц о Родине и многое другое.

Отдельным направлением нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения является военно-патриотическое воспитание. Работу по данному направлению организую как интеграцию различных видов деятельности. Это встречи, экскурсии, изучение традиций воинской доблести и славы России, истории и героического прошлого родного края. По традиции в День Защитника Отечества проходят встречи с военнослужащими вертолетного полка, которые согласились быть нашими подшефными.

Центральным стержневым моментом, оказывающим наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств, является праздник, посвященный Дню Победы.

В процессе своей работы предпочтение отдаю таким технологиям как: технология музейной педагогики; проектная технология. На базе детского сада потихонечку начинается собираться материал для мини-музей «Мир старины». Это название отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.! Можно самому переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а у нас он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш пока еще не сформированный мини-музей – результат общения, совместной работы педагога, детей и их семей (выставка «Мы – наследники Победы»). По мимо этого у нас в группе появился уголок «Юные орлята», где есть информация не только для ребят, но и для их родителей :

- устав кадетской группы;

- кодекс чести кадета;

- гимн юных друзей кадетов;

- кадетские значки;

- единая парадная форма.

Социальными партнерами дошкольной организации являются:

Войсковая вертолетная часть

Детская библиотека

Центр патриотического воспитание (договор и план совместных мероприятий)

Музей воинской славы

Центр дополнительного образования,Отрада,

СК,Ерофей арена,

Предполагаемый результат на выход из подготовительной группы

Организация отряда «Орлята» даст возможность для дальнейшего обучения воспитанников в военных и гражданских учебных заведениях. Данный подход позволит повысить доступность кадетского образования и создать структуру для организации и реализации образовательно-воспитательного процесса на принципах кадетского обучения и воспитания, предусматривающих формирование образованной и воспитанной личности для социально-активной деятельности в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.

Конечный результат работы по нравственно - патриотическому воспитанию спроектирован в виде-модели выпускника дошкольной организации. В результате осуществления проекта у дошкольников должна сформироваться основа новой модели поведения будущего гражданина своего города, патриота малой родины, способного переносить жизненные трудности, адаптированного к возникающим проблемам, активно ищущего пути их решения. У выпускников подготовительных групп, к моменту окончания дошкольной организации, должны быть сформированы следующие качества личности:

1. Творческая, змоционально отзывчивая личность, имеющая положительные, разнообразные, богатые переживания, активная, любознательная уверенная и оптимистичная, хорошо представляющая возможность реализации своего творческого «Я», восприимчивая к новизне, оригинальности, с развитой фантазией.

2. Физически развитая личность, осознающая, что время и социокультурная ситуация в мире требуют от него быть сильным, здоровым и вести здоровый образ жизни.

3. Нравственная личность, овладевшая средствами общения и способная взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Знающая общепринятые нормы поведения в обществе, обеспечивающая культурно - исторические ценности прошлого в формировании таких нравственных начал, как: гуманизм и милосердие, патриотизм и интернационализм, честность, справедливость, уважение к окружающим людям, любовь к близким, родным, служение Отчизне, соблюдающая нормы поведения в повседневной жизни, активно участвующая в делах группы, детского сада.

Создание кадетских групп, повысит престиж дошкольной организации в городе, регионе. Окажет родителям помощь в воспитании детей, формировании у них трудолюбия, уважение к родным, близким, дисциплинированности, навыкам безопасности в быту, социуме, природе. Новая форма работы – организация кадетского движения в детском саду – станет прекрасным «мостиком», по которому дошколята пойдут в школу,

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование чувств патриотизма у детей дошкольного возраста посредством игр МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «Среднеколымский улус (район)» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Презентация «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» В последнее время я активно работаю по теме «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста». Мною составлены планы.

Из опыта работы «Формирование экологических начал у детей дошкольного возраста»Из опыта работы «Формирование экологических начал у детей дошкольного возраста» Выяснилось что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о условиях необходимых для их.

Опыт работы по теме «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»Опыт работы по теме «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» «Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо,.

Представление опыта работы по теме «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» .

Приложения к опыту работы «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» .

Роль семьи в формировании гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста Роль семьи в формировании гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста. Духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного.

Опыт работы по воспитанию патриотизма и гражданственности с помощью пособия «Мы живем в Сибири» В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности.

Воспитание у детей дошкольного возраста гражданственности, формирование нравственных качеств через проектную деятельность Проект "Страна, где мы живем" Цель проекта: Формирование установки положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, с учётом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основы патриотизма и начал гражданственности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 января 2019 в 14:58
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основы патриотизма и начал гражданственности у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сергеевна (УИ 1150456) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД