Евгения Ермохина
Роль семьи в формировании гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль семьи в формировании гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста.
Духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста педагоги всегда уделяли особое внимание, в настоящее время, оно имеет подкрепление нормативно-правовыми документами. Воспитание гражданственности и патриотизма становится одним из приоритетных направлений в современном, обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Публикация «Роль семьи в формировании гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Понимание ребёнком таких важных качеств как патриотизм и гражданственность особенно необходимо в наше неспокойное время. Что же скрывается за терминами патриотизм и гражданственность? Это и любовь к Отечеству, и гордость за национально-культурные достижения, и толерантное отношение к другим национальностям. Воспитание таких качеств сочетает в себе задачи интернационального, правового, нравственного воспитания, формируют у ребенка нравственные идеалы, активную социальную позицию и потребность трудиться для общества.
Важно определить источники первостепенного гражданственно-патриотического воспитания ребёнка, каковыми будут являться родители, бабушки, дедушки и т. д., самые близкие для ребёнка люди. Естественно, что первые уроки гражданственности дети получают в своей семье, которая с раннего возраста определяет вектор развития ребёнка, направляет сознание, волю и чувства детей. В ней же и закладываются основы личности ребенка, к поступлению в школу ребёнок уже имеет своё представление об окружающем его мире, он более чем на половину сформирован как личность, по сложившимся в дошкольном возрасте ценностям он определяет что хорошо, а что плохо.
Конечно, воспитать без определенных приемов и продуманных мероприятий нельзя, но без душевного контакта с ребенком, без передачи от сердца к сердцу энергии души все эти мероприятия становятся бессмысленными. Эту мысль подтверждают и слова известного педагога В. Сухомлинского, который считал, что «годы детства – это, прежде всего воспитание сердца».
Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. От поведения близких в домашних условиях и отношения их друг к другу зависит, какой вырастет гражданин страны. Задача дошкольного учреждения в данном случае - направить родителей, помочь семьям в благом и важном деле. Ведь, если близкие относятся друг к другу не доброжелательно, не помогают своим родным, то и ребенок вырастет таким же - никого не любящим, умеющим только брать, а не отдавать и делающим все во благо только себя самого. А если в семье есть реликвии старших поколений и дети восхищаются их героическими поступками, царит любовь, забота, доброта, где каждый готов прийти другому на помощь, то и ребенок вырастет не только любящим, но и патриотом своей Родины, так как без любви к отцу, матери, бабушке, дедушке невозможно вырасти достойным гражданином.
Как же научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть?
Это возможно благодаря использованию важнейших педагогических принципов воспитания – сотворчество детей, родителей и педагогов, опора на эмоционально-эстетические отношения.
Педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 283 «Золотой ключик» определил необходимость воздействия на сознание детей не только через непосредственную образовательную деятельность в области социально-коммуникативное развитие, но и огромную роль в воспитании патриотических и гражданственных чувств отводит музыке и музыкальным занятиям. Ведь музыкальные занятия имеют особое значение для патриотического воспитания юных Россиян. Так как любовь к Родине – это безграничное чувство, благодаря которому ребята учатся чувствовать красоту родной земли, уважение к ее истории, к предкам, которые защищали ее свободу и независимость, любовь к родной семье, гордость за достижения нашей национальной культуры.
Нравственно-патриотическое воспитание, усвоение культуры нашего народа будет неполным, если не дать детям возможность «прикоснуться» к народной музыке. Ведь народные музыкальные произведения знакомят детей с обычаями и бытом нашего народа, жизнелюбием, трудом, чувством юмора, безмятежным отношением к родной природе.
С музыкальным фольклором дети знакомятся в повседневной жизни, на музыкальных занятиях, на досуге и при участии в народных праздниках. Одним из любимейших народных праздников у детей является «Масленица – проводы русской зимы».
Его дети всегда ждут с нетерпением, наряды, русские костюмы привлекают своими красками детей. Заигрыши, хороводы, участие в любимых народных играх – «Горелки» и «Гори ясно», пение русских народных песен – необычно, ново, а значит интересно. Любимый момент в этом празднике – это вкусное угощение, которое любят даже взрослые – блины. Так народная музыка приносит радость в жизнь наших воспитанников, поднимает настроение, снимет чувство страха, то есть обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.
Но никакие красивые и высокие фразы не тронут душу ребенка, если не будет затронуто самое дорогое – это любовь к самым важным людям, которые всю жизнь остаются с нами рядом: мама, бабушка… В детском саду в течение года проходят различные праздники, цель которых прививать детям любовь к родным, близким – это и «День Матери», и «Праздник, посвященный всем женщинам – 8 Марта», и «День защитника Отечества» и др. Все усилия педагогов направлены на создание условий для полноценного, активного участия родителей на данных мероприятиях, недолжно остаться равнодушных зрителей.
Запоминающимся в этом году стал подарок мамам и бабушкам ко «Дню Матери» в средней группе инсценировка сказки «Теремок», с активным участием не только детей, но и их родителей. Каждая семья прошла серьё зную подготовку: они готовили пословицы о семье, стихи о маме, бабушке, создали своими руками музыкальные инструменты. В нашем большом теремке жили не просто герои сказки, а целые семьи мышат, зайчат, волчат и т. д. Появление каждой семьи сопровождалось каким-нибудь номером, так как прежде чем попасть в теремок нужно что-то исполнить. В конце сказки, герои играют в подвижные игры с родителями, танцуют под веселую музыку, водят дружный хоровод, а сладким заключением вечера стало чаепитие с пирогом.
Проделанная работа по развитию и воспитанию нравственных, патриотических чувств на музыкальных занятиях дала свои положительные результаты:
- дети с большим удовольствием воспринимают предоставленный материал;
- у воспитанников появляется безграничный интерес к народной музыке и истории народа, чувство гордости за свое Отечество, уважение к коренным жителям того края, где они родились;
- появились позитивные традиции, приносящие интерес и радость детям, родителям и педагогам.
Таким образом, через эмоциональную речь, музыкальные произведения, включение народных традиций и музыки в жизнь дошкольного учреждения оказывается воспитательное воздействие на ребенка, на развитие его социальных, творческих, музыкальных способностей, формирование гражданственности и патриотизма.
Проделанная работа ещё раз подтверждает важность обозначенных в современной педагогике задач ФГОС дошкольного образования, которые направлены на признание реальности гражданственной основы человека и реальности патриотического мира, в котором необходимо целенаправленное гражданственно-патриотическое воспитание и образование, восстанавливающее целостность человека. Эта задача может быть решена только совместными усилиями семьи, образовательных учреждений и государства. Только тогда в нашем обществе мы сможем воспитать сильную гражданственно-патриотическую личность, которую не осилят никакие соблазны и искушения.