Приложение МААМ

Формирование чувств патриотизма у детей дошкольного возраста посредством игр

Августина Слепцова
Формирование чувств патриотизма у детей дошкольного возраста посредством игр
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование чувств патриотизма у детей дошкольного возраста посредством игр

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

«Среднеколымский улус (район)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – детский сад «КЭСКИЛ»

Улусные педагогические чтения

по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

Доклад на тему:

«Формирование чувств патриотизма

у детей дошкольного возраста через игры»

Слепцова А. С. - воспитатель МБДОУ

«ЦРР-д/с «Кэскил» с. Налимск

Налимск

Публикация «Формирование чувств патриотизма у детей дошкольного возраста посредством игр» размещена в разделах

2015г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение

2. «Воспитание-преобразующий фактор общественного развития»

2.1. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

2.2. Игра- как форма воспитания

3. «Организация работы с детьми»

3.1. Формы работы с детьми

Введение

Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.

Детский сад наряду с семьей является важнейшим социальным институтом воспитания ребенка дошкольного возраста. Дошкольное образовательное учреждение оказывает свое воспитательное воздействие на ребенка в самый сензитивный (чувствительный, восприимчивый) период его жизни. Воспитание служит всеобщей и необходимой формой развития ребенка, поэтому основной задачей детских учреждений является повышение эффективности и качества образования детей на основе всестороннего воспитания и развития личности каждого ребенка.

Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям своей и других народов. Необходимо также создание определенных условий для разностороннего развития творческих способностей ребенка, инициативности, самодеятельности, организованности, успешной социализации в обществе; формирования основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни; экологического воспитания, на основе которого вырабатывается гуманное отношение к миру; воспитания интереса к труду, трудолюбия.

Маленьким детям еще не доступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страниц. Основоположник русской педагогики К. Д. Ушинский отмечал, что для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности. На основе наследия К. Д. Ушинского отечественная педагогическая наука рассматривала народную педагогику как соединение эмпирических педагогических знаний с опытом народных масс. Она основывалась на традиционно сложившихся в народе воззрениях на цели и задачи воспитания детей.

К сожалению, в последнее время, в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. В связи с этим снижается воспитательное воздействие семьи и национальной культуры, отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более современными» западными образцами. В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов общества, формирование воспитательного потенциала системы образования приобретает особую актуальность.

Исходя из этого, наш педагогический коллектив поставил перед собой следующие цели и задачи:

- создать новую воспитательную модель, обеспечивающую всестороннее развитие детей;

- воспитывать основы социально-нравственной сферы чувств, представлений, отношений;

- воспитывать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам и т. д.

- пробуждать в детях любовь к родной земле, черты национального характера.

Цель данной работы: Учить наследовать нравственные и патриотические ценности через игры.

Задачи:

- развитие дружеских отношений между детьми;

- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, малой родине, Отчизне;

- расширение представлений о патриотизме, развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

В настоящее время достаточно методической литературы по данному вопросу. Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины.

Задача педагога- отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые ему наиболее доступны и которые дают ему природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, традиции, общественные события и т. д.

Причем факты, явлении, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Поэтому, часть цели в работе по воспитанию патриотизма, посчитали целесообразным достичь через игры- прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком.

2. «Воспитание- преобразующий фактор общественного развития»

2.1. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств. «Ничто- ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования : в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя»,- говорил К. Д. Ушинский.

Педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.

Нравственное воспитание- процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых : родителей, педагогов, с другой- активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях. Ядро нравственности (морали) составляют нормы и правила поведения. Любовь к Родине, труд, коллективизм, взаимопомощь, другие нормы нравственности, характерные для общества- это неотъемлемые элементы сознания, чувств, поведения и взаимоотношений. Поэтому, реализуя определенное содержание, используя различные методы нравственного воздействия, педагог должен внимательно анализировать результаты проделанной работы, достижения своих воспитанников.

Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние и др., и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины и др., к коллективу (чувство коллективизма, солидарности, к искусству (эстетические чувства). У ребенка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, таких, как, например, справедливость, любовь к своей Родине, расположение к детям других национальностей. В дальнейшем это переходит в более сложное чувство патриотизма, гражданственности, интернационализма.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. Причем сначала возникает сопереживание радости, а затем уже сопереживание горя.

Развитие нравственных чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живет. Условия эти- положение его в семье и в детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует. При целенаправленном воспитании чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте- это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Наследовать- значит делать своим, осваивать наследие- то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа- огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

Итак, патриотическое воспитание в детском саду- это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Современная дошкольная педагогика широко использует все богатство накопленного опыта. Раскрывая преемственность современного воспитания и традиций народной педагогики, видный исследователь этнопедагогики Г. Н. Волков указывает, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», а систематичность и целенаправленность в работе являются основными условиями эффективности воспитательного процесса.

Для этого необходимо создание благоприятной образовательно- воспитательной среды, содействующей разностороннему индивидуальному развитию и духовно- нравственному становлению личности ребенка, а именно атмосферы любви, внимания к каждому ребенку и взаимопонимания между всеми участниками педагогического процесса, личный пример взрослого, приоритет нравственных ценностей как важнейшего фактора эффективного воспитания, творческое содружество и взаимодействие детей и взрослых.

Исходя из вышесказанного, с помощью народной педагогики осуществляется обогащение содержания и методов воспитания дошкольников, поэтому знания традиций народной педагогики особенно важны для каждого педагога и родителя.

Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться также чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого влияния- в национальном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в играх и игрушках, в которые он играет. Малыш естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, обрядов, нравов людей, среди которых живет.

К. Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях первые и блестящие попытки раскрытия национальной самобытности. На основе наследия К. Д. Ушинского отечественная педагогическая наука рассматривала народную педагогику как соединение эмперических знаний с опытом народных масс. Она основывалась на традиционно сложившихся в народе воззрениях на цели и задачи воспитания детей.

Национальная педагогика имеет свои богатые традиции и опыт воспитания детей, которые основываются на народности и духовности в воспитании. Проанализировав уровень воспитанности детей, наш коллектив пришел к выводу, что у них недостаточно формируются нравственно- этические чувства, воспитывается любовь к Родине. В работе имели место формализм и излишне идеологизированное содержание образование детей, которые в воспитательном процессе доминировали над развитием культуры чувств, отношений и положительных эмоций.

Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа, к наследию. Мы, конечно же, относимся уважительно к людям всех национальностей, но считаем, что человек, живущий в Республике Саха в России, обязан знать ее культуру и историю.

Современный национальный идеал личности- высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящие и будущее своей страны, воспитанный в духовных и культурных традициях народа. По мнению

Д. С. Лихачева, духовный потенциал личности ребенка развивается под влиянием приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре.

Гибкое варьирование различных форм организации деятельности позволило включить в содержание педагогической работы краеведческий материал (сюжетные картины, дидактический материал, настольные игры, поделки и т. д.). Понимая важность приобщения детей к народной культуре ведется работа в этом направлении.

Сочетание возрастного и индивидуального подхода в воспитании и обучении детей, педагогически целесообразное взаимодействие взрослого и ребенка на основе равноправного партнерства- основные составляющие успешной работы по формированию патриотического сознания детей.

2.2. Игра – как форма воспитания

Основным видом деятельности дошкольника является игра. Игра- универсальное средство психоэмоциональной и физической разрядки. Игры сопровождали людей на протяжении всей истории человечества. И совсем не всегда безраздельными хозяевами в игровом царстве были дети. Игра и быт тесно переплетались в жизни каждого.

На памяти старших наших соотечественников непременное присутствие настольных, подвижных, ролевых игр в семейной жизни. Они помогали преодолевать монотонность будней, объединяли разные поколения и поддерживали теплую атмосферу семейного очага.

По мнению психологов, здоровым может быть назван только тот человек, кто умеет работать, любить и играть. Однако дети всегда остаются детьми, и жить для ребенка- означает играть. Как и много лет назад, именно через игру дети познают окружающий мир и самих себя, учатся общению, освобождаются от переполняющих их эмоций, и положительных, и негативных, зачастую даже неосознаваемых.

Но детское сообщество не может существовать совершенно независимо от процессов, характерных для мира взрослых. Ограничиваются возможности его самовыражения и развития. А вот через игру ребенок наиболее полно выражает свои чувства и переживания. Игра- естественная форма детского существования. Следовательно, самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие.

Игра с детьми требует от воспитателя высокого профессионализма, пробуждения многих способностей и талантов. Хорошо владеющий игровыми навыками педагог может достичь их с помощью самых разнообразных целей.

За время развития педагогики как науки отношение к детской игре существенно менялось. В те времена, когда быть ребенком означало быть неполноценным взрослым, наставники предлагали своим воспитанникам более «практичные занятия», чем игры. Но по мере того как знания о природе детства углублялись, изменялся и взгляд на игру. Сейчас она по праву рассматривается как ведущая детская деятельность.

Игры занимают особое место в процессе воспитания. С педагогической точки зрения их отличает широкая направленность, так как в каждой совершенно естественно решается сразу несколько практических задач: развивается мышление, расширяется круг знаний о мире людей и природы, формируется эмоциональная сфера, укрепляются произвольная память и внимание, тренируется воля, укореняются полезные навыки общения и неписаные законы существования отдельного человека в группе.

Все сказанное позволяет утверждать, что диапазон применения игр в повседневной работе каждого специалиста дошкольного учреждения чрезвычайно широк. Решать многие практические задачи с их помощью смогут воспитатель, психолог и методист, музыкальный работник и логопед, педагог по физическому воспитанию и преподаватель, направляющий изодеятельность детей. Каждому сотруднику детского сада игры помогут при проведении ежедневных занятий, непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, при подготовке к праздникам и т. д. С ними жизнь детской группы станет насыщеннее, разнообразнее и гармоничнее.

3. «Организация работы с детьми»

3.1. Формы работы с детьми

Спецификой организации всего педагогического процесса является построение работы педагога с детьми по сюжетно-тематическим линиям. Оно позволяет объединить различные виды деятельности детей на основе единого содержательного поля (народной сказки в младшем возрасте или художественного произведения в более старшем). Учитывая возрастные особенности детей, воспитатель определяет тематику и содержание работы. Прописываются цепочки интересных событий и алгоритм освоения сказок или художественных произведений. Определенным итогом освоения являются комплексные занятия, в которые включаются драматизации и театрализованные постановки (в них участвуют все дети- кто-то играет роли, кто-то рисует декорации, кто-то участвует в массовых сценах- изображают лес, цветы и т. д.)

Наряду с НОД новой формой организации являются праздники: календарные, фольклорные, дни именин и т. д.

Особое внимание в своей работе мы уделили укреплению связей с родителями. Добились того, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса; они принимают участие не только в праздниках, где играют роли, участвуют в играх, но и проводят совместно с воспитателем тематические собрания, мероприятия и т. д.

Мы работаем в тесном контакте с культурно- образовательными учреждениями социума: школой, этно-культурным центром «Кулума», библиотекой: участвуем музыкальными номерами по народным и календарным праздникам, составлен совместный поэтапно- тематический план с местной библиотекой. Очень жаль, что в поселке нет музея и дома «Арчы», где дети смогли бы обогатить знания, погружаясь в национальный быт, историю, экологию родного края, традиции. Ведь именно таким образом формируется любовь к малой и большой Родине.

Раз в год старшие дошкольники с педагогами, по договоренности совершают экскурсию в Краеведческий музей г. Среднеколымск.

Для создания развивающей среды по нравственно- патриотическому воспитанию был создан национальный этнокабинет для приобщения к местным традициям и национальным настольным играм. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, помогаем усвоить лучшее из накопленного нашими предками опыта. Тем самым расставляются эстетические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом утраченные в современной жизни.

Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает. Любовь к родной природе- сложное чувство, включающее в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивую мотивацию к ее познанию, а так же желание охранять и приумножить природные богатства. С этой целью создана экологическая комната, где дети помогают ухаживать за комнатными растениями, играют в дидактические игры, занимаются исследовательской деятельностью.

Формированию творческой личности ребенка способствует работа дополнительного образования:

-фольклорная студия «Далбарай»;

-оздоровительная студия «Оккоолой»;

-кружок «Юный эколог»;

-национальная игротека и т. д.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования музыкальных игр Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги ищут новые приемы сохранения и укрепления.

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрФормирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Я предлагаю Вашему вниманию многофункциональное пособие «На цирковой арене. Данное дидактическое пособие состоит из круга диаметром 35 см.

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений Правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка. С учетом постоянного.

Формирование первоначального логико-математического опыта у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Умственное развитие дошкольников – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.

Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Опыт работы по теме: «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами дидактических игр.

Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Статья «Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность». Хрищатая Н. А., воспитатель.

Опыт работы «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста» «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста» Доклад из опыта работы Рысаевой Светланы Валерьевны, воспитателя МБДОУ.

Отчет по самообразованию «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Отчёт о работе по самообразованию за 1 полугодие 2016-2017 учебного года. Младшая разновозрастная группа. Воспитатель: Мошкина Н. В. Тема:.

Презентация «Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством музыкального воспитания» Видео 1 слайд Здравствуйте, уважаемые коллеги. Позвольте представить Вашему вниманию мою работу, тема которой: «Формирование гражданско-патриотических.

Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста Статья «Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста» «ДЕТСТВО - каждодневное открытие мира и, поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование чувств патриотизма у детей дошкольного возраста посредством игр
Опубликовано: 20 июня 2018 в 15:10
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование чувств патриотизма у детей дошкольного возраста посредством игр» (включая файлы) размещена пользователем Августина Слепцова (УИ 1608681) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД