Олеся Шапошникова
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общей ослабленности здоровья поступающих в детский сад воспитанников, снижение иммунитета. Поэтому сохранение и укрепление здоровья — одна из главных стратегических задач дошкольного воспитания. Уже в дошкольном возрасте возникает необходимость формировать у детей активную позицию, направленную на укрепление и сохранение своего здоровья, которая впоследствии стала бы потребностью, привычкой, элементарным навыком. Проблема оздоровления, воспитания и развития — компания не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа ДОУ и семьи на длительный период времени.
Публикация «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Учитывая, что целостность педагогического процесса достигается в ходе систематической работы по формированию здорового образа жизни, созданию соответствующей предметно-развивающей среды и взаимодействию всех участников образовательного процесса, необходимо разработать систему по формированию здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста, включающую в себя три этапа. На первом этапе необходимо проводить цельно ознакомления детей с особенностями тела человека. Чтобы дети могли лучше изучить свое тело, можно просить их подойти к зеркалу и рассмотреть себя и своего соседа. Так же около зеркала ребятам можно предложить изобразить как, по их мнению, выглядит здоровый и больной человек. Вместе анализировать их внешний вид. Овладение знаниями через игру должно стать для нас главным условием работы. В повседневной жизни для самостоятельной деятельности детям предлагаются дидактические игры, создавались игровые и проблемные ситуации. В дидактической игре «Назови и покажи» называется какое-то действие, а дети называли соответствующий орган и показывали его. Целью игры «Умею — не умею» было акцентировать внимание детей на умениях и физических возможностях своего организма. При помощи серии дидактических игр детей подводим к мысли о том, что организму для здоровья необходимы разные полезные продукты и витамины. Это такие игры, как «Полезно — не полезно», «Составь меню», «Чудесный мешочек», «Красный — синий», «Разложи правильно».
Еще одной формой может быть беседа «Размышление детей на тему…»
Сформировав у детей представление о человеке как о части природы, раскрыв возможности человеческого организма, переходим ко второму этапу, целью которого было дать элементарные представления об отдельных частях тела и основных органах чувств, сформировать навыки ухода за ними. Детей надо приучать выполнять простейшие упражнения: полоскание рта, релаксацию, несложные дыхательные упражнения. Чтобы на конкретном примере показать, к чему может привести несоблюдение человеком элементарных правил сохранения своего здоровья, можно использовать моделирование ситуации, цель которой — в реальных условиях показать, что здоровый человек это не только тот, кто укрепляет свой организм при помощи физических упражнений, но еще и следит за здоровьем разных частей тела.
При знакомстве с органами чувств (нос, уши, глаза, язык) рассматривать макеты этих органов.
Цель третьего этапа — формирование представлений о факторах, влияющих на здоровье человека, закрепление знаний о здоровом образе жизни. Организуя работу на этом этапе, следует показать, что здоровый человек должен не только ухаживать за своим телом, но и соблюдать режим дня, заниматься спортом, много гулять, закалять свой организм. Этому способствовали физкультурные занятия, организация двигательной активности на прогулке. Досуги и развлечения про-водить не только в помещении, но и на свежем воздухе.
Большое внимание должно уделяться работе с родителями. Для становления и обогащения культуры здоровья были выбраны разнообразные формы работы
Благодаря проводимой работе по пропаганде здорового образа жизни среди родителей воспитанников я думаю, нам удастся не только добиться активного участия родителей в образовательном процессе, но и изменить их отношение к собственному здоровью и здоровью своего ребенка.
Автор Шапошникова О. А МАДОУ с. Белая Глина