Вера Фигуровская
Формирование основ здорового образа жизни с использованием нетрадиционных методов оздоровления
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебная аптека»
Программное содержание: расширять имеющиеся и формировать новые знания и представления детей о лекарственных растениях, природоохранной деятельности человека на земле; закреплять понятия о взаимосвязи растительного мира и человека; формировать основы здоровьесбережения.
Цель. Познакомить с лекарственными растениями родного края; на основе получения знаний сформировать стремление к их рациональному использованию и охране; разъяснить правила бережного отношения к лекарственным растениям.
Цель: 1. Расширить знание о пользе и применении лекарственных растений
Публикация «Формирование основ здорового образа жизни с использованием нетрадиционных методов оздоровления» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
2. Закрепить правила безопасности на природе
Цель: формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.
Цель: - уточнить и расширить представления о лекарственных
растениях.
- закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и
человека;
- учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.
- воспитывать эстетический вкус;
- бережное отношение к природе.
Задачи: Формировать знания о лекарственных травах, способах лечения травами. Развивать умение узнавать и называть лекарственные растения, рассказывать о них. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Задачи:
1. Образовательные : - дать представления о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения; закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;
2. Развивающие: - развивать интерес к опытно – экспериментальной деятельности; формировать мышление, творческое воображение.
3. Воспитательные: - воспитывать нравственные чувства: доброжелательность, уважение друг к другу, любовь к природе родного края и гуманное отношение к природе.
Развивать исследовательский интерес, любознательность; активизировать в речи понятия «лекарственные растения», названия лекарственных трав (подорожник, шалфей, зверобой, душица, лаванда) ; развивать связную речь, интерес к природе родного края.
Воспитывать любознательность, интерес к родной природе, экологическое мировоззрение.
Активизация словаря: лекарственные растения, душица, шалфей, зверобой, чабан.
Оборудование: мультимедийное оборудование, высушенные лекарственные растения, иллюстрации с изображением лекарственных растений, аптечные упаковки с травяными сборами.
Как начало
Если вдруг ты заболел,
Не спеши с таблетками,
Пригласи своих друзей
С зелеными ветками.
Они и красивей, и тоже лечебные,
Бывают и горькие, но очень полезные.
Помногу их пить тоже нельзя,
Бывают опасными эти друзья.
- О каких друзьях говориться в стихотворении?
О растениях.
Растенья от усталости избавят,
Настроение поправят,
Отдохнуть дадут душой,
Вселят радость и покой.
Это- сказочное царство,
Где кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура, и таблетки.
Нужно только не лениться,
Нужно только поучиться
Находить эти растенья,
Что пригодны для леченья.
Сегодня я хочу пригласить вас на встречу с природой, её тайнами, сюрпризами.
Нас в любое время года учит мудрая природа.
Птицы учат пению. Паучок терпению.
Пчёлы в поле и в саду обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте.
У природы круглый год обучаться нужно.
Весь лесной народ учит крепкой дружбе.
Вам интересно, что нас ждёт впереди и чему нас сможет научить природа сегодня?
Воспитатель: Дети, какое у вас настроение? (ответы детей)
А какое настроение у погоды, давайте попробуем определить вместе. Посмотрите, какое небо? Расскажите о нём. Радуется ли нам солнце? Какое оно? Есть ли сегодня ветер? Как вы узнали?
Обобщение: По небу плывут облака, каждое может показаться нам чем-то необычным. Лёгкий ветерок раскачивает ветки деревьев, делится своими секретами. Яркое солнышко нам спутник и друг. Пусть наше настроение сегодня ничего не омрачит.
шалфей. Название этого растения происходит от латинских слов «спасать, предохранять». Шалфей – светолюбивое, теплолюбивое и засухоустойчивое растение. Как вы понимаете значение этих слов? (ответы)
-Верно, шалфей любит свет, тепло и хорошо переносит отсутствие влаги – не боится засухи. В большинстве видов шалфея содержаться эфирные масла, которые применяются в медицине и для приготовления духов, кремов, мыла. (показывает кусочек мыла, дает детям понюхать его). А эфирное масло шалфея мускатного используют при приготовлении сладостей и добавляют в чай. А еще шалфей называют «чабан-чай». Как вы думаете, кто такой чабан? (ответы)
-Правильно, это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи-чабаны пили чай их шалфея, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами. А еще шалфей замечательно лечит больное горлышко.
-Лопух лечит почки и печень.
Мы с вами познакомились с лекарственными растениями. Как надо обращаться с ними?
• Собирать растения необходимо в меру, оставляя часть в природе для размножения.
• Срезать или собирать необходимо только ту часть растения, которая является целебной. Нельзя выдёргивать растения с корнем.
• Сбор следует производить только в определённое время.
• Незнакомые растения собирать не следует.
• Ягодники нельзя топтать, ломать, надо оставлять часть ягод другим людям и животным.
• Незрелые ягоды собирать не следует.
• Необходимо помнить о том, что некоторые растения ядовиты, поэтому нельзя собирать и без взрослых, а тем более брать в рот красивые ягоды.
Лечение травами давно известно в народе, а в далёкие времена собирали специальные люди и их называли «травниками»
- Чтобы познать секреты лечебных трав, нужно много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы.
Физкультминутка:
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
На нос села пчела,
Посмотрите вниз, друзья.
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягоды собрали.
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали.
Физкультминутка: «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы (потягивание – руки в стороны)
Небывалой красоты
К солнцу тянутся цветы (потягивание – руки вверх)
С ними потянись и ты
Ветер дует иногда, (дети машут руками, изображая ветер)
Только это не беда.
Наклоняются цветочки, (наклоны)
Опускаются лепесточки (приседание)
А потом опять встают
И по – прежнему цветут.
Физминутка.
«Едем, едем далеко мы,- крутим руль.
Нажимаем на педаль,- движением ноги «нажимаем» на педаль.
Газ включаем- выключаем,- рука делает движение назад-вперёд.
Смотрим пристально мы вдаль. –рука «козырьком» у глаз.
Дворники счищают стёкла- движения работающих «дворников»
Вправо- влево! Чистота!
Ветер волосы ерошит- пальцы рук шевелят волосы на макушке.
Мы шофёры хоть куда!- кулак с поднятым вверх большим пальцем.
Игра:
«На приеме у врача» : нужно помочь кукле-врачу правильно назначить лечение пациентам.
Маша порезалась, у нее идет кровь. Дети (марлевую повязку пропитать соком крапивы, приложить к ране, также можно обработать настоем ромашки, календулы) .
Коля простудился, у него болит горло. Дети (полоскать горло настоем ромашки, отваром календулы).
Ольга Ивановна перенервничала на работе, не может успокоиться. Дети (попить настойку мяты, на ночь – настой из одуванчиков).
У Марии Сергеевны бессонница. Дети (принимать настойку мяты, чай из одуванчиков на ночь).
У Вани пошла кровь из носа. Дети (закапать в нос свежий сок крапивы 3 раза в день и попить отвар ромашки).
Прослушивание песенки «Зелёная аптека»
Лекарственные растения необходимо собирать по правилам. Чтобы лучше запомнились эти правила я вам приготовила схему.
* Цветки собирают, когда растение цветет.
* Корневища - поздней осенью, когда плоды уже осыпались.
* Собирают в сухую погоду, сушат под навесом.
* Нельзя собирать вблизи дорог.
* Собирают в широкие корзины, чтобы растения не помять.