Галина Лахина
Формирование основ здорового образа жизни дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ здорового образа жизни дошкольника.
В России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения.
Такой тип воспроизводства не отмечался ни в одной стране мира, даже во время войны.
В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом России постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее страны.
Публикация «Формирование основ здорового образа жизни дошкольника» размещена в разделах
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спортом.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.
Здоровье — одно из основных условий, определяющих возможность физического, психического развития ребёнка. Поэтому я ставлю главными задачами по укреплению здоровья и формированию основ здорового образа жизни и эмоционального благополучия детей следующие: - организация рационального режима дня в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями; - организация полноценного питания; - создание условий для оптимального двигательного режима; - осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий; - обеспечение благоприятной гигиенической обстановки и условий для культурного воспитания детей; - создание атмосферы психологического комфорта и предупреждение утомления; - обеспечение безопасности детей; -реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям.
Включаю все задачи разработала систему воспитательно — оздоровительных и закаливающих мероприятий: 1. Оптимизация процесса: организация жизни детей в адаптационный период и создание комфортного режима ежедневно в течении года. 2. Организация двигательного режима: физкультурные занятия 3 раза в неделю в течении года; утренняя гимнастика ежедневно; прогулки с включением игровых упражнений ежедневно; пальчиковая гимнастика ежедневно; оздоровительный бег ежедневно ; гимнастика после дневного сна ежедневно; спортивные праздники и дни здоровья 2 раза в год, спортивные развлечения раз в месяц; спортивные игры и упражнения, подвижные игры, прогулки, походы. 3. Охрана психического здоровья : использование приёмов релаксации, минуты тишины ежедневно несколько раз в день. 4. Профилактика заболеваемости: дыхательная гимнастика в игровой форме 3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке, после сна; оксалиновая мазь совместно с медсестрой ежедневно в определённые месяцы. 5. Оздоровление фитонцидами : ароматизация чесночными бусами.
6. Закаливание с учётом состояния здоровья : прогулки на воздухе ежедневно, хождение босиком по траве июнь — август; хождение босиком по «дорожкам здоровья» ежедневно; обширное умывание ежедневно; точечный массаж - «Су- Джок» ежедневно; контрастное обливание ног ежедневно; игры с водой ежедневно; полоскание горла после каждого принятия пищи; воздушные ванны — облегченная одежда, соответствующая сезону года.
На протяжении многих лет я работала в МБДОУ №30 «Березка». Творчески преобразовала развивающую среду в группе, соответствующую требованиям календарного и перспективного планирования. Созданная среда доступна, открыта, целесообразна, рациональна и соответствует требованиям к условиям безопасного пребывания детей в группе и на участке. Стараюсь создать в группе оздоровительный, щадящий гибкий режим, в соответствии с особенностями биоритмов детей: «совы», «голуби», «жаворонки».При организации оздоровительного режима учитываю сезонные особенности: имеем два сезонных режима. Гибкий и динамичный режим предусматривает разнообразную деятельность детей в течении дня, в соответствии с потребностями и интересами, с учётом времени года, возраста детей и состояния здоровья : фронтальную, подгрупповую и индивидуальную работу с детьми по интересам дошкольника.
В целях снижения заболеваемости совместно с медсестрой провожу ряд оздоровительных мероприятий, запланированных ДОУ (профилактические, медико-педагогический контроль, закаливающие процедуры, фитотерапию, витоминотерапию, массаж). Питание должно быть рациональным и витаминизированным. Во время приёма пищи прививаю культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания.
Особое внимание уделяю двигательному режиму, так, как движение способствует развитию физиологических систем и определяет темп и характер растущего детского организма. Комплексы, входящие в утреннюю гимнастику я беру из методических пособий или составляю сама, использую ритмопластику, логоритмику. В утреннюю гимнастику входят упражнения для коррекции осанки и профилактики плоскостопия, а также дыхательная гимнастика в игровой форме и под музыку, которая воздействует на эмоции детей, создаёт хорошее настроение. Включаю игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения и игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
На занятиях по экологии знакомлю детей с лекарственными и ядовитыми растениями, съедобными и несъедобными грибами и т. д.
На занятиях по ОБЖ К. Ю. Белой решаю задачи по обеспечению безопасности здорового образа жизни, при постоянном общении взрослого и ребё нка на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведём диалог, всё познаём, делаем открытия и удивляемся, а также знакомлю детей со строением и функциями некоторых органов их организма, здоровый человек, безопасное поведение человека,полезные продукты итак далее. При помощи бесед, чтения литературных произведений стараюсь углубить знание детей о болезнях, о том, как их предотвратить.
Занятие по физическому воспитанию провожу по методике «Занимательная физкультура дошкольников» К. К. Утробиной. Основана на повышение интереса детей к занятиям за счёт увлекательных упражнений во всех частях занятия, например в разминке — увеличение количества упражнений, выполнение детьми поточным способом по кругу оздоровительный бег, различные виды ходьбы, дыхательная гимнастика, весёлый тренинг, позволяет детям в игровой форме развивать гибкость, координацию, укреплять мышцы, понимать как они владеют своим телом; массаж стоп, основные виды движений, общеобразовательные упражнения, подвижные и малоподвижные игры.
На прогулке летом и в тёплую погоду практикую оздоровительный бег, ходьбу по дорожкам здоровья и прогулки на расстояние, практикую босоножье и спортивные праздники, спортивные соревнования и игры с водой. Зимой, практикую ходьбу по дорожкам в группе, для профилактики плоскостопия, использую различные резиновые, ковровые и деревянные дорожки и коврики; упражнения для профилактики плоскостопия: ходьба на носках, по ребристой доске, толстому шнуру, по внешней стороне стопы, с перекатыванием, подъём пальцами предметов (палочек, шишек, карандашей, платочков). Дети знают и используют в повседневной жизни большое количество подвижных, антисрессовых игр и «Игры, которые лечат», артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику. Стараюсь как можно больше дать возможность быть на свежем воздухе детям, отдохнуть и снять напряжение. Для этого использую игры академика Г. Ф. Акбашева «Антистрессовая гимнастика». Обучаю ребёнка регулировать своё эмоциональное состояние, правильно реагировать на жизненные ситуации, так, как стресс может стать первоисточником многих детских заболеваний. При этом стрессовая ситуация не навредит здоровью маленького человечка, напротив, она воспитывает в нём волю, поможет развить способности и интеллект. Для снятия стрессов у детей практикую элементы самомассажа, коллективного массажа, а также вибрационную гимнастику. Это не занимает много времени и такой массаж проводится в перерывах между режимными моментами. Самомассаж проводится в игровой форме : «Поиграем с пальчиками», «Поиграем с носиком», «Поиграем с ручками», «Поиграем с ушками», «Поиграем с ножками». Массаж «Су — Джок» ежедневный самомассаж и взаимомассаж рук и тела ног после дневного сна. В основе вибрационной гимнастики практикую естественные движения: стряхивание с себя капель дождя, росы, воды, снега. Эта работа позволяет укрепить стартовые возможности дошкольников и наиболее благоприятно использовать данный период для формирования здоровья ребёнка перед поступлением в школу.
Раз в квартал провожу занятия по программе «Зелёный огонёк», используя интегрированные оздоровительные занятия. Практикуя музыкально — ритмические сказочные сюжеты как основу для познавательной деятельности, можно значительно увеличить двигательную активность дошкольников. Такие занятия позволят успешно решать проблему гиподинамии, которая остаётся главной причиной развития различных недугов, начиная с дефектов осанки и заканчивая сердечно-сосудистыми заболеваниями. Занятия проводятся
под музыку, создаётся сказочная, волшебная атмосфера, используются песенки и попевки, танцы и ритмопластика. В структуру занятия тесно вплетены различные виды деятельности; наряду с дыхательными упражнениями, психогимнастическими этюдами ребёнок поёт, танцует, импровизирует, делает самомассаж и пальчиковый игротренинг. Синтез различных видов деятельности подчинён одной цели — мотивации здорового образ жизни и формирования здоровья.
Работа по воспитанию у детей здорового образа жизни осуществляется в тесном контакте с семьёй. С родителями проводятся беседы о важности здорового образа жизни, консультации, анкетирование, родительские собрания, индивидуальные консультации. Провожу совместные мероприятия: открытые занятия, спортивные праздники, конкурсы семейного творчества.