nn
Формирование основ экологической культуры у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Наш девиз: «Природу любим, познаем, вместе дружно бережем!»
Одна из основных задач дошкольного воспитания - формирование основ экологической культуры. В рамках природоохранительного социально-образовательного проекта «Эколята – молодые защитники Природы», в подготовительной к школе группе № 1 воспитателем Мальгиной Еленой Владимировной, детьми и их родителями, под руководством старшего воспитателя Гизатуллиной Лейли Зинятулловны, создан уголок «Эколята – Дошколята».
Публикация «Формирование основ экологической культуры у дошкольников» размещена в разделах
Цель: формировать у воспитанников богатый внутренний мир, систему ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру.
Данный уголок находится в группе, он органично вписался в интерьер и стал украшением групповой комнаты, его удобное расположение дает детям возможность ежедневно обогащать свои представления о многообразии природного мира, приобретать навыки ухода за растениями, живыми организмами, умению наблюдать, рассматривать, изучать, логически мыслить, делать выводы и умозаключения, а также играть в дидактические, настольно-печатные игры, рисовать, лепить, проводить опыты и эксперименты. Главная особенность уголка – его непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжении всего учебного года. В уголке «Эколята - Дошколята» находится папка-передвижка, на которой размещен логотип «Эколята Дошколята», девиз, текст клятвы для посвящения детей в «Эколят – Дошколят», гимн, а также у ребят есть друзья – Эколята, которые берегут лес и его обитателей. С Умницей дети читают книги о природе и животных, учат стихи и поют песни, делают поделки. С Елочкой проводят эксперименты в лаборатории. Тихоня показывает ребятам, как ухаживать за аквариумом и его обитателями, растениями в уголке природы и на игровой площадке, помогает ребятам посадить и вырастить огород на окне. А с Шалуном они играют в подвижные, словесные, дидактические игры. Вместе со всеми героями проводятся веселые развлечения, изучаются обитатели земли и родного края, лекарственные растения и т. д. В уголке находится много материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми, а также разнообразный материал для самостоятельной деятельности и творчества: стихи, игры (подвижные, дидактические, настольно-печатные, развлечения, викторины, правила поведения на природе, фотографии мероприятий экологической направленности. В целях более эффективного взаимодействия с родителями, в уголке подобран материал и оформлены папки-передвижки с консультациями по тематике экологического воспитания дошкольников. Регулярно организуются выставки совместных работ детей с родителями, детей с воспитателем и самих детей, а также проведение праздников и досугов «Птицы - наши друзья», «Урожайное лето», «Лесная аптека на службе у человека», «Сохраним природу вместе» и мн. др. Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестер и братьев. Так, например, папы принимали участие в изготовлении кормушек для птиц, которые развешиваем в зимний период на территории детского сада. А мамы активно участвовали в выставке «Дары природы». Очень важно убедить родителей продолжать начатое в детском саду дело и дома. Эта работа способствует повышению экологической культуры родителей. Совместные усилия воспитателей и родителей дают свои положительные результаты. Навыки и умения детей, полученные от общения с природой родного края, и есть, те зерна, орошенные в благодатную почву, которые дадут прочные ростки бережного отношения ко всему живому Земле. Возможно, это их будущее, а пока они могут кормить птицу, оберегать деревья, заботиться о животных.
В нашей работе по экологическому воспитанию мы используем различные методы и формы работы с детьми : дидактические игры, наблюдения, беседы по теме природоведения, опыты, проблемные ситуации, интегрированные занятия, а также широко используем проектную деятельность «Свойства воды», «Огород на окне», «Зачем ёжику иголки?», «Солнышко лучистое», и т. д. ; создание альбомов «Дружим с природой», «Морские обитатели», «Лечебные растения нашего края», «Животный мир земли», «Четыре времени года», «В союзе с природой». В ходе совместного создания альбомов, дети узнали о родной природе, об обитателях родного края и их повадках, о растительном мире и его свойствах, взаимоотношении людей с животным и растительным миром, а также вникли в суть экологических проблем и причин их появления, и возможные пути их решения. В ходе реализации проекта «Эколята-дошколята» с воспитанниками детского сада было проведено много интересных игр, бесед, ситуаций, творческих мастерских, экскурсий, акций, викторин и конкурсов, тематических занятий подчиненных целям воспитания любви, бережного и уважительного отношения к Природе.
Для занятий по экологическому воспитанию в уголке «Эколята – Дошколята» подобрана картотека игр для получения детьми знаний о родной природе, ее обитателях и формирования бережного отношения к природе в целом. Наряду с беседами, прогулками, наблюдениями, мы включаем в работу природоохранные акции, так как это комплексные мероприятия, вовлекающие как детей, так и взрослых в процесс сохранения природы. Наполняемость и содержание уголка «Эколята – Дошколята» меняется каждый месяц по мере проведения мероприятий, а также согласно времени года и сезонным изменениям в природе. В ходе экологической работы нас сопровождают и помогают сказочные герои Эколята.