Юлия Федорченко
Формирование основ безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о необходимости формирования у детей культуры безопасности в различных сферах жизнедеятельности. Автор обосновывает, что проектная деятельность будет являться наиболее эффективным методом в решении этой проблемы. Ключевые слова: старший дошкольный возраст, социальный опыт, безопасность жизнедеятельности, метод проектов, проектная деятельность в детском саду. Проблема безопасности жизнедеятельности признается актуальной во всем мире, и в России, в частности. Это связано с техногенной, социальной, природной обстановкой. Особенную важность приобретает проблема безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Обусловлено это тем, что ключевая роль в решении этой проблемы принадлежит образованию на ранней ступени. Ребенок в силу своих физиологических особенностей еще не может в достаточной мере оценить все степень опасности окружающего мира, поэтому взрослый обязан передать ему социальный опыт и привить основные правила безопасности. Главная цель по формированию основ безопасности жизнедеятельности – познакомить дошкольников с возможными опасными ситуациями и правилами поведения в них. Также необходимо иметь в виду эволюцию самого понятия «безопасность жизнедеятельности» в дошкольном образовании. Если ранее оно включало в себя вопросы охраны жизни и здоровья детей, об печение безопасных условий работы сотрудников ДОУ, то теперь оно дополнилось понятиями экологической катастрофы и терроризма. Исходя из этого, в понятие безопасности жизнедеятельности дошкольников включены такие аспекты как: поведение в быту, в транспорте, на улице, при пожаре, при наводнении, общение с незнакомыми людьми и т. д. На сегодняшний день метод проектов, как педагогическая инновация, органически входит в новые образовательные стандарты. Проект – это «комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни» [1, с. 27]. Метод проектов считается наиболее эффективным, так как рассматривается вместе с гуманизацией образования, развивающим обучением, личностно-ориентированным и деятельностным подходами. Привлечение средств проектного метода при формировании основ безопасности жизнедеятельности способствует повышению уровня самостоятельности детей, их активности. Совершенствуется умение находить Теория и методика дошкольного образования 109 информацию об интересующем предмете или явлении. Так, для эффективного использования проектного метода в формировании безопасности жизнедеятельности целесообразно использовать программу «Безопасность» (Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, которая реализуется пять основных векторов (рис. 1).
Публикация «Формирование основ безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» размещена в разделах
Ребенок и другие люди---ребенок и природа---ребенок на улицах города--- ребенок дома---здоровье ребенка
Рис. 1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ Использование проектного метода, считает К. Ю. Белая, «невозможно без соответствующей предметной среды» [2, с. 12]. Так, в группах необходимо оформить Центр «Безопасность», в который будут включены: картотека дидактических игр по ознакомлению с основами безопасности, разнообразные альбомы («Опасные предметы», «Сигнал светофора», «Спичка-невеличка», «Ребенок дома» и другие). Также успешно используются в проектном методе и информационно-компьютерные технологии. Создание и демонстрация презентаций помогут детям наглядно познакомиться с опасными ситуациями и возможными путями выхода из них. Работа с проектами при формировании основ безопасности жизнедеятельности должна сопровождаться следующими методами: моделирования, сравнения, экспериментирования, наблюдения, беседами по ситуациям, а также досуговая и игровая деятельность. В проектный метод особенно важно вовлекать родителей, потому что базис своего развития ребенок получает исключительно в семье с близкими людьми. Таким образом, при формировании основ безопасности жизнедеятельности посредством проектного метода дети начинают понимать, что мир вокруг – разный и содержит возможные опасности. Важно именно в до- школьном возрасте научить ребенка не бояться таких ситуаций, а уметь найти выход и обезопасить себя.
Список литературы
1. Актуальные проблемы инновационной деятельности образовательных организаций в современных условиях: сборник научных статей по материалам региональной заочной научно-практической конференции (Белгород, 28 ноября 2018 г.) / под ред. Е. В. Никулиной, М. В. Глотовой, О. Э. Кузьминовой. – Белгород: БелИРО, 2018. – 308 с.
2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М. : Мозаика – Синтез, 2013. – 64 с.