Наталья Георгиевна Грачева
Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами пожарной безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
«Есть много путей преодоления
опасностей, если человек хоть
что – то готов говорить и делать».
/Сократ/
Как показывает статистика, участившиеся в последнее время трагические случаи пожаров происходят с участием детей.
Объясняется это тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку, отсутствуют навыки обращения с огнем, ослаблен контроль со стороны взрослых за поведением детей.
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах
Публикация «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами пожарной безопасности» размещена в разделах
познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится
небезопасным для него. Часто причиной пожара становится детская шалость.
Поэтому педагогам и родителям необходимо объединить усилия для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии. Необходима целенаправленная работа над формированием у детей культуры пожаробезопасного поведения.
Взяв это направление, были определены цель и задачи.
ЦЕЛЬ:
формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
через ознакомление с правилами пожарной безопасности.
ЗАДАЧИ:
- Формирование представлений о причинах возникновения пожара
- Расширение представлений о труде пожарных, их профессиональных действиях
-Формирование навыков безопасного поведения в случае возникновения пожара : уметь
ориентироваться в пространстве помещения группы, квартиры, знать первые действия при
пожаре, уметь вызывать службу спасения «01».
- Формирование осторожного отношения к предметам – повышенным источникам пожарной опасности
- Воспитание интереса и уважительного отношения к профессии пожарных
-Воспитание желания оказывать взаимопомощь, бережно относиться к своей жизни и здоровью
За основу намеченной работы я взяла программу «Формирование культуры БЕЗОПАСНОСТИ» Л. Л. Тимофеева и технологии:
• «Мини – музей в детском саду» Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова
• «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста» Н. А. Короткова.
На первом этапе работы мною были изучены выбранные технологии и были определены направления работы.
Я считаю, что данные формы работы будут востребованы педагогическим сообществом и будут интересны для изучения и применения в педагогической практике.
Сейчас я подробно на них остановлюсь.
Мною были определены критерии диагностики.
• Умеют адекватно вести себя в пожарных ситуациях, взаимодействии с пожарными
• Умеют обращаться с электроприборами, предметами повышенной пожарной опасности
• Проявляют эмоциональную отзывчивость по отношении к другим людям
• У детей развита возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения
• У детей сформированы навыки безопасного поведения с огнем
Входящая диагностика показала, что с достаточный уровнем умений и знаний по данной проблеме - 5% детей, с близким к достаточному – 45%, а с недостаточным уровнем – 50%.
Был собран методический материал из различных источников и адаптирован для детей нашего ДОУ. Это:
• «Картотека игр для детей по пожарной безопасности»
• «Картотека опытов и экспериментов для детей по пожарной безопасности»
• «Картотека загадок для детей по пожарной безопасности»
• «Карточки задания для детей по пожарной безопасности»
• «Консультации для родителей по пожарной безопасности»
• «Конспекты НОД по пожарной безопасности с детьми дошкольного возраста»
Для дальнейшей работы, чтобы у детей была заинтересованность к данной проблеме, с активной помощью родителей была создана предметно – развивающая среда.
Были наполнены центры:
- Дидактических игр (сделанными педагогами и родителями)
- Режиссерских игр (макетами)
- Сюжетно- ролевых игр (атрибутами)
- Библиотека (художественной литературой)
- Аудиотека (мультфильмами, познавательными презентациями, интерактивными играми)
В группе был создан мини – музей «Пожарная безопасность», экспонаты которого были созданы руками родителей и педагогов групп. Наш музей посещали также и дети других групп, а экскурсоводами были воспитанники нашей группы.
Создав предметно – развивающую среду была организована и проведена организованная деятельность с детьми:
-Социально – коммуникативное развитие
«Правила пожарной безопасности»
- Художественно – эстетическое развитие
Рисование «Пожарные спешат на помощь»
Аппликация коллективная «Пожар в городе»
- Познавательное развитие
«Огонь – друг – огонь враг»
«Профессия - пожарный»
- Речевое развитие
«Чтение С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»
- Физическое развитие
Тематическое занятие «Пожарные на учении»
Самыми увлекательными для детей были экскурсии в пожарную часть и службу МЧС, т. к. наш ДОУ активно взаимодействует с этими социально значимыми для наших воспитанников служб на данный момент по данной проблеме. Благодаря этим экскурсиям дети узнали:
-Как устроена пожарная часть
-Как выглядит и для чего предназначена пожарная машина, машина МЧС
-Для чего пожарному нужен защитный костюм
-Как работает брандспойт
-Как вести разговор с диспетчером спасательных служб
-Какое спасательное оборудование используют спасатели МЧС
-Посмотрели познавательные фильмы по теме
Также в совместной работе с детьми были использованы технологии Н. А. Коротковой
• Опыты и эксперименты
• Река времени
• Путешествие по карте
• Классификация
Была организована работа с родителями. Были проведены консультации:
• «Родителям об огне»,
• «Правила поведения при пожаре»,
• «О чем рассказать ребенку»,
• «Правила обращения с огнем»,
• «Если в доме начался пожар».
А также:
Родительское собрание «Безопасность детей в наших руках».
Конкурс «Пожарная безопасность».
Совместные экскурсии.
Все знания, которые дети получили в организованной и совместной деятельности с педагогом, дети реализовали в самостоятельной деятельности: дидактических, режиссерских, сюжетно – ролевых играх, в творческой художественной деятельности.
Работа второго этапа на данный момент все еще ведется и продолжается.
Мы ожидаем, что наши дети, выйдя из стен нашего ДОУ и встав на вторую ступень образования – начальную школу, усвоят навыки :
• Правильного поведения в экстремальных ситуациях
• Будут уметь набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону
• Четко называть свой адрес
• Знать средства пожаротушения : вода, огнетушитель, земля, песок, снег
• Правильно действовать во время пожара
• Осознанно выполнять правила противопожарной безопасности
• У них будут сформированы представления о профессии пожарного