Сусанна Егиазарян
Консультация для воспитателей «Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Для Вас, коллеги!
«Сказки - блестящее, лучшее в мире золото,
то золото, что блестит огоньком
в детских глазках, звенит смехом
из детских уст и уст родителей».
(Г. Х. Андерсен)
Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Публикация «Консультация для воспитателей „Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно – следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Один из исследователей казахской этнопедагогики Кожахметова К. Ж., анализируя произведения устного народного творчества в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом – бессмертие человечества. В этом – вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу». Таким образом, сказка жила, несмотря на гонения и играла огромную воспитательную роль.
Дошкольный возраст - возраст сказки. И здесь ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Ребёнка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных., близких детям своей наивностью и простодушием героев, чудесных превращений лягушек, лебедей в прекрасных царевн. Кара, постигшая злых, высокомерных гордецов, завистливых старух, жадных и жестоких богачей и властителей. Близок и мил им самый язык сказки, её стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений, которые так свойственны речи ребёнка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что найдёт в детях чутких, внимательных слушателей.
При выборе сказки необходимо руководствоваться не только её занимательностью, доступностью её содержания пониманию ребёнка, но и её моральной стороной. В некоторых сказках попадаются сцены грубости, жестокости, дикой порочности. Поэтому такие произведения необходимо исключать из детского восприятия.
Воздействие произведений искусства и творческой деятельности на личность настолько велико, что в современной психологии появилось новое направление - арттерапия (исцеление искусством, одной из форм которого является сказкотерапия. При помощи сказочных произведений можно бороться с различными детскими «недугами».
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей невероятно притягательной силой, и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребёнка не только вымысел и фантазия- это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребёнка форме - постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального включения и объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребёнок отождествляет себя с положительным героем.
Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, как утверждает И. В. Дубровина, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Именно это позволяет ребёнку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Рассматривая иллюстрации к народным и литературным сказкам, обращаясь к ним на протяжении всего времени пребывания детей в дошкольном учреждении, сравнивая героев сказок и героев, созданных разными художниками. Дошкольники учатся видеть, какие средства те используют, чтобы передать особенности характера и настроения персонажей, понимают, как можно изобразительными средствами (колорит, композиция и т. д.) передать свое отношение к событиям сказки и ее действующим лицам, а значит, получают не только знания, необходимые для изобразительной деятельности, но и вырабатывают нравственные ориентиры, столь нужные для формирования «растущей души».
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и
даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости.
Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразуя его. Но нереальным мир кажется только взрослым, ребенок же все воспринимает как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, в принцев и принцесс, в колдунов и фей, в птиц и животных, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задание, чем просто Петей, Машей и т. д. Через сказки ребенок получает знание о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
Таким образом, сказка для ребенка является не просто фантазией, но особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем - мир жизненных смыслов.
Педагогические исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что одним из важнейших условий развития положительных нравственных качеств личности ребёнка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. Именно в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность и т. д.
В своей работе на занятиях и в повседневной жизни необходимо использовать различные формы работ : чтение сказок, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. Сказки и былины о храбрых богатырях учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В спорах народных героев с отрицательными персонажами решается вопрос о торжестве добра и наказания зла. Сказочные герои вселяют в детей надежду и веру в добро, дружбу, трудолюбие, взаимопомощь.
Для содействия образному восприятию сказок на занятиях следует использовать иллюстративный материал: книжные иллюстрации. Репродукции картин В. М. Васнецова помогают детям ярче почувствовать и понять образы героев и события сказки. Образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства передают быт, традиции и обычаи народа.
Используя в работе сказкотерапию, оказывать таким способом, воздействие на эмоциональное состояние ребенка, мотивацию его поступков, на внутренний мир и нравственные ориентиры в условиях социализации личности дошкольника. Поэтому использование сказкотерапия представляет не только теоретический, но и практический интерес.
В воспитательной работе с детьми этого возраста рекомендуется:
- Чаще рассказывать детям сказки, рекомендованные ГОСО повторять их.
- Беседовать (в свободной форме) по прослушанной сказке, поясняя отдельные моменты.
- В процессе бесед ставить перед детьми вопросы так, чтобы они помогали ребенку сделать правильное сравнение, высказать правильное суждение.
- Чаще стимулировать детей к пересказу сказки в свободной деятельности, в частности игровой и других.
Сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность дошкольника, учит ребят составлять словесные образы, увеличивает словарный запас, расширяет образный репертуар, а внешний мир ребёнка становится богаче и разнообразнее.
Таким образом, сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребёнка. Формирование нравственных качеств личности под влиянием сказки усиливается воздействием на различные органы чувств - слух, зрение, что обеспечивает достижение детьми высоко эмоционального состояния, способствующего реализации воспитательных задач и переходу к самовоспитанию.