Ольга Крикун
Мастер-класс «Развитие творчества дошкольников в музыкально-ритмической деятельности посредством обыгрывания сюжета песен»
▼ Скачать + Заказать документы
Потребность в творческо-игровой деятельности, так же как и творческий потенциал есть у каждого ребенка, и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность.
«Творческую деятельность», Лев Семенович Выготский, определяет как «деятельность человека, которая создает нечто новое…» В процессе танцевально-игрового творчества реализуются многие задачи, которые указаны в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ФГОС дошкольного образования : становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений и др.
Публикация «Мастер-класс „Развитие творчества дошкольников в музыкально-ритмической деятельности посредством обыгрывания сюжета песен“» размещена в разделах
- Песни. Все материалы на тему песен
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Музыка помогает передать характер персонажей в движении. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность.
Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать сюжеты.
Из многообразия средств выразительности программа детского сада рекомендует следующие: в младшем и среднем дошкольном возрасте формировать исполнительские умения, в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения; в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Вся работа с детьми направлена к одной цели: сформировать у детей активное творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой и умение выразить её содержание в движениях.
Танцевальное театральное творчество включает в себя инсценировку песен. Хореографический компонент расширяет развивающие и воспитательные возможности, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).
Прежде чем ребенок начнет импровизировать, он накапливает двигательный и чувственный опыт. Сначала малыши повторяют движения за педагогом, старшими детьми. Педагог сопровождает свои движения и движения детей речью, в которой он обращает внимание на характер движений, выражение лица и других деталей образа. Перед обыгрыванием с детьми проводится беседа по каждому образу или роли. Творческие задания в танцах начинаются с простых импровизаций, различных переплясов и двигательных игр для детей. В старшем возрасте можно предложить детям и более сложные задания: часть танца придумывает педагог, вторую часть – дети. Процесс импровизации, обыгрывания песен более длительный, чем просто разучивание. Так, в начале детям предполагается прослушивание песни, проговаривание текста, затем — игровые "пробы", в которых дети пытаются выразить в движениях содержание песни. Так, например, при инсценировке песни «Две капельки» дети сами подбирали «труппу» актеров, обсуждали и анализировали, что получилось лучше всего и почему.
Сегодня я предлагаю вам вспомнить детский репертуар песен, которые можно обыграть с помощью танца.
Давайте вспомним песни для детей младшего и среднего возраста. Назовите их пожалуйста.
Педагоги называют песни. Например: "Плюшевый медвежонок", "Веселые путешественники", "Рыбачок", "Чебурашка", "Маленький танец", игра "Птички и Ворона".
"Неваляшки", "Едем к бабушке в деревню", "Кузнечик", "Разноцветная игра", "Лошадки'', "Белочка". "Марш", "Кораблики", "Красная шапочка", "Кот Леопольд", "Поросята".
"Антошка", "Волшебный цветок", "Мячик", "Кошка и девочка", "Веселая пастушка", "Песенка о лете"
Какие из этих песен можно обыграть?
А теперь давайте вспомним песни для старшего дошкольного возраста.
"Три поросенка", "Кукляндия", "Упражнение с обручами", "Светит месяц", "Танцуйте сидя", "Крокодил Гена" и др.
"Красный сарафан", "Полкис", "Месяц и звезды", "Два Барана", "Птичка польку танцевала", "Птичий двор", "Цирковые лошадки", "Голубая вода", "Мельница" и др.
"Домисолька", "Богатыри", "Танец Троллей". Старинные бальные танцы: "Полонез, "Менуэт", "Старинная полька"
Какие из этих песен можно обыграть?
За ответы педагоги получают фишки двух цветов, прочем в каждом наборе есть одна фишка, которая ярче всех. Она обозначает педагога, которому будет предложена роль педагога в группе. Остальные педагоги – дети младшего возраста и дети старшего дошкольного возраста.
Уважаемые коллеги, спасибо вам за ответы и я предлагаю вам обратить внимание на ваши фишки. Они двух цветов: желтого и зеленого. Я предлагаю вам разделиться на две фокус группы в соответствии с цветом фишек. Займите удобное для вас место. Итак: уважаемые коллеги, а теперь обратите внимание на оттенок ваших фишек, что вы заметили? Да, уважаемые коллеги, в каждой группе есть обладатель фишки более яркого цвета. Этот педагог будет сегодня выполнять роль педагога- воспитателя, а всем остальным я предлагаю роли младших и старших дошкольников. Обладатели желтых фишек – дошкольники младшего или среднего возраста. Обладатели зеленых фишек – дети старшей или подготовительной к школе группы.
Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в обыгрывание детских песен. Вы готовы?
Итак. Для «желтой» группы для инсценировки две песни на выбор: для малышей «Вышла курочка гулять» или песня для детей среднего возраста «Две капельки».
Для «зеленой» группы я предлагаю песню «Две лягушки».
Ваша задача состоит в том, чтобы составить алгоритм предполагаемой работы по обыгрыванию песни с детьми предложенного возраста, провести подготовительную работу с детьми по инсценировке песни и, соответственно, обыграть выбранную песню. Задание понятно? Тогда приступаем к работе. На обсуждение проекта деятельности у вас есть 5 минут.
В течении 5 минут фокус группы готовятся к показу. Ведущий помогает фокус группам.
Далее группы проводят подготовку к обыгрыванию и обыгрывают песни.
После обыгрываний предлагаю проанализировать работу группы и работу педагога воспитателя с группой детей. На что нужно обратить внимание.
Уважаемые коллеги, мы сегодня наглядно провели работу по обыгрыванию песен в детском коллективе. Скажите, пожалуйста, насколько реально проводить данную работу в группе ваших воспитанников? Какие положительные моменты вы видите в данной деятельности? Какие затруднения вы предвидите? Возьмете ли вы на вооружение данный вид работы по развитию творческого потенциала дошкольников?
Спасибо за внимание!