Лутошкина Ирина
Формирование нравственных представлений у дошкольников при ознакомлении с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственных представлений у дошкольников при ознакомлении с художественной литературой
Духовно-нравственное воспитание в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Публикация «Формирование нравственных представлений у дошкольников при ознакомлении с художественной литературой» размещена в разделах
За последнее время статус чтения, его роль, отношение к нему в обществе сильно изменилось. Книга как носитель духовности перестала воздействовать на юного читателя. Дети «чтению» книг предпочитают просмотр мультфильмов по телевизору или компьютерные игры. Самое интересное, что родители им в этом «помогают», им это удобно. Проще усадить ребенка за просмотр мультфильма, нежели почитать ему книгу. Между тем именно в дошкольном возрасте формируются культурные эталоны деятельности читателя. Пока дошкольник является слушателем : все произведения, с которыми он встречается, он воспринимает на слух. Следовательно, возрастает роль педагогов и родителей в приобщении ребенка к миру книги и формировании положительных нравственных качеств посредством художественной литературы. Входя в жизнь растущего человека, художественная литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
«Умение выбрать книги для своего и чужого чтения — не только наука, но и искусство» (Н. А. Рубакин)
Восприимчивость ребёнка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения читать, начинает складываться начитанность, что в дальнейшем положительно сказывается на его умении воспринимать поэзию и прозу, расширяется литературный багаж.
Книга развивает творческую фантазию, эмоционально-познавательную деятельность, любовь к искусству, вводит в мир образов, отражающих жизнь, обогащает знаниями, представление о мире, о родном языке его красоте, выразительности, многообразии.
В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т. д., т. к. именно они вмещают в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей.
Одни из распространенных жанров детской литературы – русские народные сказки.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
В сказках дети черпают первые представления о справедливости, чести, достоинстве, преданности и т. д. Сказка настраивает ребёнка на сопереживание, сочувствие, сострадание, ребёнок мысленно проходит с героем весь путь. Сказки воспитывают любовь к Родине, знакомят детей с разной природой, обычаями, укладом русской жизни.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Сказки помогут показать:
• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает : в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
Так же неоценима роль рассказов. Они предельно разнообразны по содержанию и по форме. Это могут быть короткие повествования в несколько фраз, рассказы созданные на основе пословицы или рассказы, излагающие правдивые истории о человеке, его трудовой деятельности, о героизме.
Воспитанию чувства гуманизма, любви к окружающему способствуют рассказы о природе. Тайны природы, ее законы рассказываются перед детьми в рассказах В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина, Г. Скребицкого, И. Соколова-Микитова и др. Мир природы показан в забавных, интересных сюжетах, вызывающих добрые чувства, ласковые улыбки, смех. Рассказы М. Пришвина наполнены тончайшей светлой поэзией, настроением, раздумьями человека.
Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг.
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Задача взрослого — открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться.
Важно чтобы ребенок испытывал радость от прочитанного произведения, чтобы у него появилось желание слушать книгу, думать о ней, пересказывать, читать наизусть, чтобы общение с книгой стало потребностью. Целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством для развития речи дошкольников, но и способствует нравственному воспитанию детей.