МААМ-картинки

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Светлана Лебедева
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

“Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей”

Сухомлинский В. А.

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально - экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.

Публикация «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. В дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Важную роль в формировании нравственных представлений играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т. д.) Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В ходе ознакомления в детском саду детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям. Одним из жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок, помогают воспитателю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Всё это способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.

В произведениях устного народного творчества особое место занимает уважительное отношение к труду и людям труда. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного воспитания и развития детей.

Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.

Формы работы по патриотическому воспитанию

- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;

- тематические занятия;

-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, целенаправленные игры;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал).

- этические беседы

- знакомство с календарными православными и народными праздниками и традициями, и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха и др.)

- тематические выставки детского творчества.

- широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

- очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью.

Работу по нравственному воспитанию мы проводим по нескольким направлениям «Моя семья», «Родной город», «Моя страна», «Родная природа», «Родная культура»

Мир ребенка начинается с его семьи, поэтому в рамках направления «Моя семья», на занятиях, в беседах, игре дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, представления о профессиях, именах близких людей, семейных традициях.

В рамках проекта «Моя семья» родители и дети предоставляли разнообразные материалы о традициях, праздниках, ценностях своей семьи.

Так как наш детский сад посещают дети родителей, чьи профессии связаны с железной дорогой, то в нашем детском саду запланирована работа по профориентации: экскурсии в железнодорожный музей, на железнодорожный вокзал, в локомотивное депо. Там дети знакомятся с особенностями профессий своих родителей. Богатство впечатлений дети отражали в игровой деятельности. В рисунках по замыслу у ребят появились темы: «Мой папа - машинист», «Экопоезд», «Моя мама - диспетчер».

Нам хочется, чтобы юные жители гордились своей малой родиной. В рамках направления «Родной город» проводятся целевые экскурсии в краеведческий музей, детскую библиотеку, пожарную часть, где мы с детьми являемся постоянными и желанными гостями. Благодаря экскурсиям по городу дети получают значительный объем информации. В доступной и наглядной форме они знакомятся с историей возникновения города, его достопримечательностями, видами транспорта, трудовой деятельностью людей, знаменитыми земляками. В результате проведенной работы знания воспитанников стали глубже, шире, их рассказы стали содержательными, образными, эмоциональными.

На занятиях по направлению «Родная страна» дети знакомятся с географическими сведениями о территории России, ее государственными символами. Дети больше узнали о столице нашей Родины, республике, знаменитых россиянах. Полученные знания закрепляются на развлечениях «День России», «День государственного флага», «День города», «Чир Ине». Отдельным направлением затронута и военная тематика. В его рамках ведется работа с детьми по разучиванию стихотворений, песен, ознакомлению с художественными произведениями о защитниках нашей Родины, войне, победе. Дети ставили спектакль по фильму «А зори здесь тихие», с выступлением которого заняли первое место в городском конкурсе, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Ознакомление с народной культурой в детском саду происходит на повседневных занятиях, где дети узнают об устном народном творчестве: сказках, былинах, потешках, праздниках и обрядах, народно-прикладном искусстве.

Считаем, что раскрытие личности ребенка полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в ней при помощи вхождения в годичный праздничный круг. Это помогает лучше ориентироваться во временных понятиях, понимать зависимость деятельности людей от природных условий, запоминать названия и понятия. В нашем детском саду уже стало хорошей традицией отмечать праздники: Новый год, Рождество Христово, Колядки, Масленицу, Пасху, Иван Купала, обязательно празднуются именины детей.

Труд является одним из немаловажных факторов духовно-нравственного воспитания детей. Приобщая детей к труду, формирую ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе. Любовь к природе определяется также бережным отношением к ней. Первые трудовые умения дошкольников в дальнейшем переходят в прочные навыки, которые способствуют воспитанию важных нравственных качеств : трудолюбия, заботливости, чуткости, умение дружно работать. Летом ребята с удовольствием работают на нашем огороде и в цветнике. Дети сажают овощи, цветочную рассаду, пропалывают и поливают грядки и клумбы, испытывая при этом радость и удовлетворение от совместной деятельности.

На протяжении всего учебного года постоянно велась работа с родителями. Результатом стала убежденность в необходимости нравственного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности предупредить и преодолеть отрицательные проявления в их поведении, вырастить из них достойных граждан нашей страны. В приемной создан уголок для родителей по духовно – нравственному воспитанию, где они могут получить всю интересующую их информацию. Мы стараемся вовлекать родителей в совместные мероприятия, результаты которых радуют детей, вызывают у них чувство гордости. В результате дети воспринимают родителей как союзников, чувствуют их постоянную поддержку. Ведь все мы хотим увидеть наших детей счастливыми, добрыми, умными – настоящими патриотами своей Родины.

Литература:

1. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/ Сост. : Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. М. : УЦ «Перспектива», 2012.-248с.

2. Зеленова И. Н., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010.- 96с.

3. Ковалева Г. А. Воспитание маленького гражданина: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - 2-е изд., испр. и доп. -М. : АРКТИ, 2004.-80 с.

4. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования. -2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.-168с.

5. Петрова В. И., Стульчик Т. Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.-72с.

6. Маханева М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд., испр. и доп. -М. : АРКТИ, 2005. -72 с.

7. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ авт. -сост. В. Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2013.-166с.

8. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников : целевой творческий практико-ориентированный проект/авт. -сост. Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева. - Волгоград: Учитель, 2013.-103с.

9. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2008.-128с.

Источник: https://doshkolnik.ru/

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств личности дошкольников через продуктивную деятельность Слайд №1 Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Лизунова Елена Дмитриевна, я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад комбинированного.

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста Нравственное воспитание деток дошкольного возраста является одной из сложнейших задач обучения в критериях современного дошкольного образовательного.

Конспект занятия для детей подготовительной группы по формированию духовно-нравственных качеств в ходе знакомства с притчей МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад № 5 «Колокольчик» Конспект беседы с детьми подготовительной.

Опыт работы «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных православных праздников» ПО ТЕМЕ: «ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ» Введение «…. Дети.

Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры» Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры» Паспорт проекта.

Проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей на основе православной культуры и народных традиций» Тип проекта: информационно-познавательный, творческий. Актуальность: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп:.

Педагогический проект «Мультфильм, как средство воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста» ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА: Тип проекта: групповой, информационно-творческий, долгосрочный. Актуальность: Воспитание нравственных качеств у.

План самообразования «Мультфильм как средство воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста» Тема самообразования: Мультфильм, как средство воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста. Цель работы по данной.

Проектная деятельность «Развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста» Актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости.

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи «Люди не должны забывать о своем культурном прошлом, о памятниках, литературе, языке, живописи … Национальные отличия сохранятся и в ХХI.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 31 августа 2016 в 05:55
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Лебедева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД