аня сарбасова
Формирование нравственного здоровья детей средствами художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственного здоровья детей средствами художественной литературы.
Духовный и нравственный кризис, переживаемый нашим обществом,особенно затрагивает молодёжную среду. Именно поэтому вопрос о духовном здоровье молодых людей становится сегодня во главу угла. Без решения этого вопроса невозможно совершенствования образования,прогресс науки, развитие культуры. Но, ни один молодой человек не может миновать ступень дошкольного образования. Следовательно, рассмотрение проблемы нравственного здоровья человека необходимо начинать с дошкольного детства. Современная ситуация в образовании, и особенно в дошкольном,объективно является непростой. Неуклонно растёт число отклонений в развитии детей дошкольного возраста. Наряду со сложными аномалиями органического происхождения, заметен рост и психогенных нарушений. Здоровье россиян – интеллектуальное, физическое, нравственное –действительно становится проблемой национальной безопасности. Нравственное здоровье, что мы под этим понимаем? Это наличие высокоразвитых внутренних духовных качеств, способность личности строить модели своего поведения в соответствии с принятыми в обществе нормами нравственности и морали. Моральные (нравственные) качества многообразны, но к главным срединих относится доброта, душевность, любовь к близким, любовь к своей Родине. Это нравственная основа прочности психической сферы человека,правильности мыслей, направленных на достижение целей, преодоление трудностей. Однако эти замечательные моральные качества не приходят сами собой. Они – результат воспитания. Художественная литература имеет огромное воспитательное,познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Одним из наиболее эффективным средством является художественная литература. Знакомить детей с художественной литературой мы начинаем в младшем возрасте,читая им потешки, песенки и прибаутки. Затем обращаемся к народным и авторским сказкам, стихам и рассказам. В процессе повседневного общения дети проявляют по отношению друг к другу не только внимание и доброжелательность, но и грубость, злость, что приводит к ссорам, а иногда к драке. Формированию у детей доброжелательности, желание совершать добрые поступки помогают произведения Н. Носова, которые мы обсуждаем на утренних сборах, а сами хорошие поступки и замечательные дела отражены на экране добрых дел,который расположен в группе. Усвоение многих социальных ценностей происходит в процессе коллективной деятельности. Умение играть вместе происходит не сразу. Эгоцентризм ребёнка, как особенность данного возраста, мешает ему понять, что другой ребёнок тоже имеет право на то, на что он сам претендует. В данных ситуациях нам на помощь приходят русские народные пословицы, доступные пониманию детей «Один за всех, все за одного», «Зачем клад, коли в семье лад» и другие (слайд с пословицами)Используемые в утренние часы пословицы и поговорки о дружбе и друзьях помогают при совместном планировании дел, расстановке сил, способствуют преодолению конфликтных ситуаций, подведению итогов. С помощью бесед, произведений художественной литературы, фольклора мы доносим до ребёнка мысль о том, что отношение к людям проявляется через отношение к труду, к вещам, небрежное отношение к которым, говорит о том, что ребёнок не ценит труд взрослых и тех, кто сделал эту вещь, и тех,кто купил её, заработав деньги. При подготовке к этическим беседам о труде и бережном отношении к вещам, мы обращаемся к произведениям П. Воронько «Я носила воду»,А. Барто «Я лишний», С. Михалкова «Всё сумею сделать». В конце беседы организуем коллективный труд. Будь, то уборка в группе, ремонт книг,помощь малышам в уборке участка. Коллективный труд помогает подвести к сознанию детей о том, что эта деятельность приносит радость и удовольствие, составляющие компоненты нравственного здоровья (особенно, когда мы слышим слова благодарности и похвалу от других детей и взрослых).Очень важными составляющими нравственного здоровья являются такие личностные качества как воля, терпение, мудрость, нравственная чистота. Одним из наиболее эффективных методов интеграции личности, её самосозидания является сказка, которая расширяет сознание ребёнка,совершенствует его взаимодействие с окружающим миром, так как сказка и внутренний мир ребёнка неотделимы друг от друга. Сказка является одним из самых чистых и живительных источников формирования у ребёнка эстетических эталонов и представлений. Эти «сказочные представления» могут впоследствии активно влиять на личность взрослого человека. Счастливый конец сказки даёт ребёнку чувство психологической защищённости. Он начинает понимать, что можно многого добиться в жизни, найти верных друзей, если будешь следовать правилу: как ты относишься к людям, так и они отнесутся к тебе. Известно, что А. С. Пушкин с восторгом говорил о сказках: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А что такое сказка для современного ребёнка? По мнению А. В. Запорожца, ценность сказки в том,что «она способствует активному сопереживанию персонажам, постановке себя на их место, действию как бы от их лица», благодаря сказке во многом открываются смысл и моральная значимость человеческих поступков. А сточки зрения К. И. Чуковского, «до семилетнего возраста сказка для каждого нормального ребёнка есть самая здоровая пища – не лакомство, а на очень питательный хлеб…» А то, как мы преподнесём детям этот хлеб и «до сыта ли накормим им» зависит от нас, взрослых, педагогов и родителей. Очень часто сказки подаются детям недостаточно разнообразно, в основном– это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов,кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Часто сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем:смотреть зрелище интереснее и легче. Ребёнок чаще сидит у телевизора, чем с книгой. Решению перечисленных проблем может помочь, используемая нами в работе технология Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой».,построенная на творческом наследии Джанни Родири, ТРИЗ и собственном опыте автора. В технологии на конкретных увлекательных примерах описываются нестандартные методы и приёмы работы со сказками. В каждом предложенном произведении есть нравственный урок, выраженный пословицей или поговоркой, задачи на воспитание добрых чувств, развития психических процессов (мышление, воображение) речи и познавательной активности детей, а так же развития мелкой моторики рук. Например: р. н. сказка «Курочка ряба» (слайд)Нравственный урок «Не в золоте счастье».- Воспитание добрых чувств. Обсуждаем с детьми, кто из героев добрый, самый добрый и почему?- В каких? Или например: р. н. сказка «Волк и семеро козлят…»«Лиса и заяц» нравственный урок- не имей сто рублей, а имей сто друзей…»В пособии представлены авторские сказки Л. Толстого, А. Пушкина, К. Ушинского и русские народные, украинские, зарубежные сказки. По предложенной в технологии универсальной схеме можно любое художественное произведение сделать развивающим. Схема (слайд)Название сказки1. Нравственный урок. 2. Воспитание добрых чувств. 3. Речевая зарядка. 4. Развитие мышления и воображения. 5. Сказка и математика. 6. Сказка и экология. 7. Сказка развивает руки. Предлагаемые автором семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно. Их может быть меньше или больше. То есть мы, взрослые, родители можем выбирать из схемы те задания или вопросы, которые покажутся нам важными, интересными и полезными для конкретного ребёнка или конкретной возрастной группы детей. Закончить сообщение я бы хотела словами Т. Д. Зинкевич – Евстегнеева:«Если ребёнок с раннего возраста начнёт осознавать «сказочные уроки»,отвечать на вопрос «Чему нас учит сказка?», соотносить свои ответы сосвоим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций».Мы, взрослые должны помнить, что всё, что мы даём слушать детям должно давать только положительный эффект. В этом случае наша работа будет важной и необходимой альтернативой всему разрушительному и негативному, что хлынуло на наших детей из многочисленных средств массовой информации и окружающей жизни. В этом случае наши дети станут нравственно здоровыми.