Татьяна Павловна Белоусова
Стажерская площадка «Формирование когнитивных функций у детей с ЗПР средствами интерактивного оборудования»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные технологии меняют подход к образованию и развитию. Дети адаптируются к новым тенденциям в несколько раз быстрее, чем взрослые. Это требует пересмотра процесса образования, чтобы процесс передачи знаний был максимально интересным и продуктивным.
СЛАЙД 2
* Когнитивные функции – это познавательные способности – качества психики, направленные на познание окружающего мира. Это познавательные процессы, включая ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь.
Публикация «Стажерская площадка „Формирование когнитивных функций у детей с ЗПР средствами интерактивного оборудования“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Оформление детских садов
- Оформление участков и площадок детского сада
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Одной из задач мой работы является: создание условий для развития познавательной деятельности детей. Познавательная деятельность детей с ЗПР (или их когнитивная сфера) имеет ряд особенностей.
СЛАЙД 3
Ощущение – очень важный процесс познания окружающего мира. Ощущения представляют собой акт познавательного процесса при воздействии предметов и явлений окружающей действительности на анализаторы. Дети с ЗПР испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Ощущения у них замедленны, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность ощущения задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.
Внимание характеризуется неустойчивостью, что приводит к неравномерной работоспособности, детям с ЗПР трудно, сконцентрировать внимание, удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действует импульсивно, часто отвлекаются. Внимание неустойчивое, рассеянное, с низкой концентрацией, с трудностями переключения.
Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, ограниченное, фрагментарное, замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации. Наблюдается замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации.
Память: ограничен объем, снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. Замедленное запоминание, быстрое забывание, неточность воспроизведения.
СЛАЙД 4
Мышление: низкая способность к обобщению, сравнению, абстрагированию. В целом – низкая мотивация к игровой (учебной, интеллектуальной деятельности.
Воображение негибкое, статичное, трудно создается воображаемая ситуация. Присущая этим детям монотонность, однообразие и неосознанность деятельности влечет за собой стереотипность и подражательность воображаемых действий. Структурные компоненты воображения развиты на уровне эмоционально-чувственного опыта. Характерной особенностью воображения является низкий уровень развития комбинаторных способностей. Недостаточная сформированность образов представлений у школьников с ЗПР, приводит к затруднениям возможности оперирования ими.
Речь Еще Л. С. Выготский отмечал, что задержка в развитии мышления, знаменует собой и задержку развития речи. При ЗПР имеют место быть все виды нарушений речи. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения как устной, так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи. Структура речевого дефекта детей с ЗПР является очень вариативной, характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой патологии. Чаще всего мы встречаемся с системным недоразвитием всех сторон речи (сочетание фонетико-фонематических нарушений и нарушений в развитии лексико-грамматической стороны речи).
Также не будем забывать, что дети, которых мы сейчас обучаем и воспитываем- это дети поколения Z.
СЛАЙД 5
В 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом была создана теория поколений. Согласно ей, каждые 20–25 лет рождается новое поколение людей, имеющих черты характера, привычки и особенности, которые выделяют их на фоне всех остальных и затем повторяются у будущих поколений. Адаптацию для России в 2003-2004 году провела команда под руководством Евгении Шамис.
Социологи выделяют поколение X, Y и Z. У каждого из них есть свои характерные признаки, по которым они отличаются друг от друга. Наши обучающиеся дети - это поколение Z.
Поколение Z - это дети мультимедийных технологий. Это поколение, родившееся в информационном обществе. Представители Поколения Z «связаны» между собой благодаря таким вещам, как интернет в целом, YouTube, Инстаграмм, мобильные телефоны, SMS, ММС, Ватсаб.
СЛАЙД 6
Особенности поколения Z:
• У детей цифрового поколения будет больше развита кратковременная память, чем долговременная. Современному ребенку, имеющему возможность в любое время «погуглить» и найти нужную информацию нет смысла хранить ее в своей памяти.
• Клиповое мышление — особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов. Согласно исследованиям у поколения Z продолжительность внимания сократилась до 8 секунд. Они не могут сосредоточиться ни на чём более длительное время.
• Гиперактивность, как результат клипового сознания. Этим детям трудно долго оставаться сосредоточенными на чем-то одном, они очень непоседливы и потому расторможены, гиперактивны. Поэтому у таких детей часто возникают проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости и нетерпеливости.
• Склонность к аутизации. Аутизация, как способ взаимодействия с миром людей, с детства погруженных в себя и неспособных общаться с окружающими. На языке психологии – более интравертированными.
• Жажда признания. Современные родители хвалят ребенка за самые элементарные навыки, постоянно говорят о его красоте и исключительности. С самого раннего детства ребенок – принцесса или принц. Это приводит к тому, что желание одобрения становится постоянным. Ярко выражена необходимость признания, так называемые «лайки».
Таким образом, что мы получаем? Мы получаем ребенка, имеющего ЗПР, со всеми особенностями развития его психических процессов и этот ребенок одновременно является представителем поколения Z, со всеми присущими этому поколению чертами.
С учётом психологических особенностей детей и с учётом особенностей поколения Z, необходим выбор адекватного стиля обучения, адекватных приемов и средств обучения.
СЛАЙД 7
Американский психолог, создатель школы психологического консультирования Уильям Глассер пришел в своих исследованиях к выводу, что:
Мы запоминаем:
• 10% из того, что мы ЧИТАЕМ
• 20% из того, что мы СЛЫШИМ
• 30% из того, что мы ВИДИМ
• 50% из того, что мы ВИДИМ и СЛЫШИМ
• 70% из того, что ОБСУЖДАЕМ с другими
• 80% из того, что мы ИСПЫТЫВАЕМ лично
• 95% из того, что мы ПРЕПОДАЕМ кому-то еще.
Как мы видим, личная вовлечённость обеспечивает лучший результат. Так работает мозг. Это закон природы, который нельзя обойти. Дети с ЗПР – не исключение.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности: это связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания.
СЛАЙД 8
Суть интерактивного обучения - вовлечение детей в процесс познания. Интерактивные технологии направлены на формирование у ребенка новых качеств и умений:
• Активизируется индивидуальная мотивация каждого ребенка;
• Происходит развитие ВПФ;
• Развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность);
• Создается ситуация успеха;
• Формируются условия для самообразования и саморазвития личности каждого ребенка.
СЛАЙД 9
Именно интерактивные доски и интерактивные столы соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение детей. Современные технологические средства обучения, которые широко представлены новейшими комплексами компьютерного, интерактивного оборудования, мультимедиа, программного обеспечения, составляют важную часть образовательной среды. В различной комплектации они, бесспорно, улучшают условия труда педагога и обеспечивают большие возможности для обучающихся.
Представлю вашему вниманию программно-аппаратный комплекс «Колибри». Данный комплекс создан совместно с практикующими педагогами и методистами. Все программы прошли тщательное тестирование в образовательных учреждениях.
СЛАЙД 10
Комплекс «Волшебная поляна» - это множество готовых игр. Игры просты и понятны. Можно использовать для обучения одного ребенка, также и группы детей, с участием педагога или без него.
Блок «Психологическая разгрузка» - специальные эффекты позволяют рисовать на экране различные фигуры, буквы, цифры, необыкновенные волшебные картины.
Блок «Общее развитие»- здесь собраны игры для развития пространственного, логического, наглядно-образного мышления и воображения.
Блок «Инженерная школа» - развитие интеллекта, обучение умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности. С помощью данной серии игр можно обучать детей навыкам компьютерного моделирования, проектированию, экспериментированию.
Слайд 11
Игровой центр и интерактивный редактор «Сова» - это коллекция цифровых образовательных игр, уроков и занятий. Выбранные уроки и занятия можно скачать, а можно играть в живом режиме при наличии выхода в интернет. Все игры и занятия разработаны совместно с педагогами, содержат методические рекомендации. Также есть игры для детей с проблемами слуха, зрения. Также в редактор «Сова» позволяет создавать самостоятельно интерактивные приложения, игры, уроки.
СЛАЙД 12
Категории, по которым есть занятия в центре «Сова» перед вами на экране.
СЛАЙД 13
Перечень игр в «Сове» также на экране
Формы организации интерактивного взаимодействия применяю разные: индивидуальная, парная, групповая.
СЛАЙД 14
Работу выстраивала следующим образом:
• знакомство с правилами работы на столе: работаем с чистыми руками, играем определенное время, шнур трогать нельзя, сильно стучать по столу нельзя.
СЛАЙД 15
Основными и самыми важными стали правила: внимательно слушаем, работаем дружно, перед работой делаем зарядку для глаз. Все правила вводила с помощью символов-картинок. Это облегчает запоминание. Затем дети сами стали озвучивать правила в начале занятия.
• Составила для себя перечень имеющихся игр
• Сгруппировала игры по возрастам и темам
Чаще всего интерактивная игра включается в содержание занятия на этапе закрепления и повторения. Например, на занятиях по подготовке к обучению грамоте. На занятиях по развитию связной речи. На занятиях по математике.
СЛАЙД 16
Необходимо отметить о имеющихся противоречиях на уровне нормативной документации. В СанПинах нет дозировки возможного времени работы на интерактивном оборудовании для дошкольников. Опиралась на данные о школьниках, чуть уменьшив это время. Средняя продолжительность использования интерактивной доски в процессе обучения составляет 15 минут, а время непосредственной работы с ней — в пределах 10 минут.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» для учеников I-IV классов время за компьютером на уроке не должно превышать 15-ти минут
Внеучебные занятия с использованием ПВЭМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю. Детям до трех лет работать за компьютером и играть в компьютерные игры не рекомендуется.
Стол неожиданно взял на себя диагностическую функцию: дети с ЗПР не могут дослушать правило до конца и начинают наживать куда попало.
СЛАЙД 17
Предварительные результаты:
Предварительные результаты свидетельствуют, что использование интерактивного оборудования в учебном процессе
• расширило дидактические возможности обучения детей, облегчился процесс подбора дидактического и демонстрационного материала
• способствует повышению уровня учебной мотивации со стороны дошкольников. Все дети с появлением интерактивного стола проявляют большее желание участвовать в образовательной деятельности. То есть стол позволяет мотивировать к занятиям даже самых пассивных ребят. Дети более внимательно и с бОльшим интересом следят за ходом занятия.
• помогает детям научиться работать в группе. Он поддерживает 8 одновременных касаний, поэтому за столом могут работать одновременно 4 ребенка.
• позволяет выявить у детей творческие и лидерские качества, сформировать умение работать в группе. Лидер всегда стремится выполнить задание самостоятельно, потому что у него получается лучше всех. Но некоторые задания для стола предполагают только коллективные решения, то есть детям надо договориться, иначе ничего не получится. Тогда лидер берет на себя распределение ролей, а педагог наблюдаю и корректирую работу.
В заключении могу сказать, что интерактивное оборудование позволяет успешно решать задачи: развивает свободное общение взрослого и ребенка, развивает все психические процессы и все компоненты устной речи детей.