Тамара Дмитриевна Аракелян
Формирование музыкально-ритмического слуха средствами элементарного музицирования у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Зачем нужна ребенку музыка?
Зачем нужна ребенку музыка? Странный на первый взгляд вопрос, ответ
на который, с готовностью дадут не только педагоги, но и родители. Естественно, скажут они, мы хотим видеть своих детей духовно богатыми людьми. У нас по давней традиции принято видеть в эстетическом воспитании «средство формирования разносторонне развитой, гармоничной личности». Иногда еще добавляют «целостной». Но что стоит за этим привычным заклинанием, которое превратилось в словесный штамп, трафарет? Простого и понятного объяснения найти не удается. Интуитивное представление есть, конечно, у всех, но у каждого оно свое. Научные толкования и громоздки и сложны, а какой результат должен получиться в конце этого самого «процесса формирования гармоничной личности».
Публикация «Формирование музыкально-ритмического слуха средствами элементарного музицирования у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Приобщая детей к искусству - следует с самого раннего возраста, буквально каждого ребенка, независимо от степени его одаренности.
Вместе с необходимыми для общения словами и фразами, дети приобщаются к родному языку, чувствуют его поэзию и красоту. Человеку должно быть доступно не только чтение литературных произведений, но и слушание шедевров музыкальных произведений, их понимание. Музыка, быть может, как ни одно другое искусство помогает сделать человека добрее, облагораживает его жизнь. Ее язык интернационален и не нуждается в переводе, в то же время он способен передать самые тонкие, самые глубокие чувства, которые подчас не выразишь словами.
Первый этап обучения является самым важным – это как бы посадка семян. Таланты создать нельзя (Г. Г. Нейгауз) но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста.
В 4 – 5 лет ребенок начинает познавать окружающий мир, но испытывает желание подражать, пробовать свои силы во всем, что он воспринял.
А. Маслоу, один из современных западных психологов, написал: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено».
И. Карлей, опытный педагог-музыкант, много лет посвятившая воспитанию детей, считает, что для достижения этой цели нет лучшего средства, чем занятия музыкой, импровизации, которые станут уроками жизни. Ребенку необходима музыка, а не разговоры о ней.
Итак, отправная точка размышлений определена: детям нужно активное музицирование, а не пассивное слушание. К осознанию этой мысли идти пришлось долго. Элементарное музицирование с орфовскими инструментами, как одна из форм музыкальной деятельности.
Так родилась идея этого плодотворного синтеза: элементарного музицирования и обучения простейшим элементам музыкального языка, развития музыкальности в целом. Отчетливо понимая, что любое музицирование предполагает предварительное, хотя бы минимальное владение элементами музыки и что первое без второго невозможно в принципе, я всегда главным считала само музицирование, желание детей общаться с музыкой, петь и играть в ансамбле, получая от этого удовольствие.
Растормаживающий и побуждающий эффект от использования орфовских инструментов в музыкальной педагогике ни чем иным не заменим. Техническая легкость игры, их способность тотчас же откликнуться на прикосновение чудесными звуками, располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее – к простейшей импровизации. Детей привлекает не только звучание музыкальных инструментов, но и тот факт, что они могут сами извлекать столь красивые звуки. Орфовские инструменты позволяют принимать участие в музицировании всем детям, независимо от уровня способностей. Каждому ребенку в ансамбле может быть найдена подходящая роль. Кроме того, очень притягательна для детей завораживающая и чарующая красота звучания орфовских инструментов. Это дает возможность с первого занятия привлечь внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных, бархатных, хрустящих, сияющих и колючих. Ведь знакомство с огромным миром звуков должно быть первой ступенькой ребенка в мир музыки.
Под элементарным музицированием чаще всего подразумевают создание шумовых оркестров, которые сопровождают игру педагога на фортепиано. Факт перевода пассивного слушания в сферу хоть какого-то активного действия сам по себе знаменательный. Но шумовые оркестры лишь одна из множества возможных форм активного музицирования с инструментами. И чтобы не стать чисто репродуктивной формой, когда педагог определяет, что и кому играть, занятия в нем должны проводиться по методике, предполагающей творческое участие в этом процессе детей. Шумовой оркестр – это игра, где есть место для фантазии, возможны разные варианты оркестровки, замены и обмены ролями, а не исполнение раз и навсегда одной единственной выученной версии.
На самом деле элементарное музицирование является той формой, которая позволяет играть многопланово: играть и играть. Играть на инструментах и играть с элементами музыки : ритмом, тембром, динамикой, фактурой и т. п. ; играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен; и играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно.
Главной задачей элементарного музицирования является импровизационно-творческая игра в музыку в самых разнообразных формах, сочетающих музыку, речь и движение.
Целью этого музицирования является развитие творческих способностей детей и их обучение в действии.
Элементарное музицирование дает возможность каждому ребенку выразить себя: придумать интонацию; изменить уже придуманное; сыграть, «изобрести» способ игры; показать свое отношение к музыке в различных движениях, украсить жестом, соединить все вместе, по частям и т. д. Процессу варьирование конца нет, он всегда открыт и ограничен лишь фантазией и желанием музицирующих продолжать игру на данном материале до тех пор, пока он представляет интерес.
Внутренней сутью всех игровых методик является ценность самого творческого процесса. По отношению к элементарному музицированию это означает, что именно активное общение с музыкой является самым главным смыслом и итогом занятия. Важно петь, играть, слушать свое исполнение и исполнение других. Важно то, как все это происходит, в какой атмосфере.
Творческая работа с детьми, особенно на начальном этапе, обычно кажется менее качественной. Но только кажется. Потому что на самом деле все как раз наоборот! Этот путь для каждого ребенка индивидуален по скорости и интенсивности. Возможно, он окажется более долгим, но принесет совсем другие результаты – живое знание.
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Ценно для каждого из нас то, что затрагивает лично, не только душу, но и тело. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. «Бесконечно богатая информация, заключенная в музыке, считается не рассудком, а динамическим состоянием тела – соинтонированием, пантомимическим движением», - пишет известный музыковед, профессор В. Медушевский.
Еду любят потому, что она вкусная, а не потому, что состоит из белков, жиров и углеводов. Этого можно всю жизнь и не знать. Как можно ничего не знать о жанрах музыки, но любить ее.
Мне кажется, что неким опосредованным путем удалось приблизиться к попытке ответить на вопрос: «Зачем музыка нужна ребенку?» За этим коротким вопросом стоит сложная задача: привить ребенку желание и умение музицировать, научить его выразительно пользоваться звуками. Необходимо, чтобы человек знал, что музыка – это чудесный источник положительных эмоций, который есть в нем самом: пой, играй, насвистывай, двигайся под музыку и делай это так, как ты можешь.
Я считаю, что элементарное музицирование необходимо в деле приобщения детей к миру духовной красоты, с ее радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы, разнообразными образовательными и воспитательными возможностями. Систему игр и упражнений, сделанную мною, по элементарному музицированию, нахожу удачной и точной методической находкой.
Исходя из того, насколько важно создание условий для формирования основ музыкальной и общей культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр мною был организован кружок по элементарному музицированию : «Все мы музыканты» с детьми старшего дошкольного возраста (с двухлетней программой обучения, где подобраны и систематизированы игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый, динамический); игры- развивающие чувство ритма; игры, способствующие восприятию музыки посредством движения; игры, синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности (пение, движение); музыкально-игровые композиции (элементы театрализации).
Система моей работы предполагает:
- выявление уровня развития музыкального слуха детей;
- применение системы игр и упражнений:
• По развитию музыкального слуха;
• По развитию музыкального ритма;
• Игры, способствующие восприятию музыки посредством движений;
• Игры, синтезирующие виды детской музыкальной деятельности.
- совершенствование творческих способностей в процессе импровизации в различных видах музыкальных игр.
Подобранный мною материал рассчитан на 2года (старшая и подготовительная группа). Он разделен на блоки, каждый из которых содержит условия, необходимые для развития определенных музыкальных навыков, специальный инструментарий, музыкальный материал, игры и упражнения. В материал входят разработки комплексных и интегрированных занятий, распределенных по темам.
Истоки возникновения элементарного музицирования.
Как настойчиво тянется малыш к погремушке, чтобы самому ее потрясти и самозабвенно наслаждается простейшим звуком! Он не хочет смотреть, он хочет быть участником потешек, которых так много знали наши бабушки и совсем не знают молодые мамы. Исследования малышом звучащего мира продолжается еще 2-3 года: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки и свистульки, бумага, связки ключей, расчески, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и слушать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими бесконечно, особенно если получается ритмично.
Но вот все стучащее и гремящее в доме исследовано, и вы замечаете, что малыш не может усидеть на месте, когда звучит подвижная ритмическая музыка : кружится и прыгает до изнеможения, хлопает в ладоши, топает ногами, что-то приговаривает. Он очень любит веселиться вместе с взрослыми. Безотчетная радость ребенка заражает, вовлекая всех в незатейливое музицирование.
Никому и в голову не придет задуматься, отчего такое простое движение под музыку дарит столько удовольствия? Какие такие глубокомысленные цели преследует ребенок, который в бессознательной радости кружится под веселую музыку, пока не упадет? Почему он так безотчетливо стремится ко всему, из чего можно самостоятельно извлечь звуки? Ответы на все эти и другие вопросы лежат довольно далеко, от поверхности, «украшательного» представления о назначении музыкальных способностей человека – делать его облик привлекательным и «интересным».
Обратив взор в глубины своих ощущений, взрослый человек обязательно вспомнит хотя бы одно мгновение в своей жизни, когда ему хотелось произнести: «Спасибо, музыка, за то, что ты есть, что ты иногда становишься прибежищем моей души, утешаешь ее в горе и умножаешь ее радость». Эта уникальная человеческая способность дает нам возможность понять, насколько всеобщей является потребность выражать себя в звуках, дарованная человеку от рождения. Ведь Бог наделил этой способностью каждого, только в разной степени. И дал ее с благой целью. Возможно, одна из сокровенных тайн музыки состоит в «гармонизации души», в таинстве самопознания своего внутреннего мира.
Вот только многие поколения педагогов, ищущих дорогу в музыку, забывают о тропинке, проложенной в эту чудесную страну самими детьми. Поэтому получается вроде бы музыка для детей, но исходя из представлений взрослых. Конечно, детям нужна классика как можно больше и раньше: чтоб умели слушать, наслаждаться. Слушание музыки в его чистом виде вообще мало соответствует потребностям детей – это неестественная и статичная форма знакомства с музыкальным искусством, узаконенная взрослой эстетикой. Может быть, существует возможность подойти к этой проблеме с другой стороны, то есть «исходя из ребенка», а не «для него»? Конечно! Но придется расстаться с множеством священных предрассудков. Прежде всего, с убеждением, что для музыкального воспитания детей более всего подходит классическая и романтическая музыка европейской традиции 18-19 веков, которую надо слушать в больших количествах.
Величественное здание мировой музыкальной культуры – целый ансамбль, в котором европейская классика занимает хоть и парадный, но только один подъезд. (Образное сравнение Э. Алексеева) В торжественной анфиладе прекрасных залов Моцарта, Шопена или Глинки трудно представить себе ребенка, звенящего связкой ключей и хлопающего в ладоши под музыку. Наверно, ему здесь все чуждо и очень одиноко – в этом церемонном мире неведомых детству мыслей и чувств. Красота и совершенство, восхищающие взрослого, часто оставляют ребенка совершенно равнодушным. У него свои потребности и свой интерес к миру звуков – прикладной в самом благородном смысле этого слова.
Есть ли в мировой музыкальной культуре уголок, в котором ребенок будет естественным в своих первых музыкальных проявлениях, где все существует для его исследования, творческого постижения сути вещей, радости самостоятельных открытий и общения? Конечно, есть, и деятельность ребенка в них строится по особым законам: он – хозяин, а взрослый – лишь участник игры, мудро и незаметно направляющий ее в нужное русло. Музыка народов мира, такая разная, но одновременно единая в своей высокой духовности, простоте и доступности всем детям. Она не требует для исполнения специальных музыкальных знаний и владения сложными инструментами, поэтому дарит радость, музыкального общения каждому, кто захочет к ней прикоснуться, в том числе и взрослым.
Это не чистая музыка, а музыка неразрывно связанная с речью и движением, которая есть у всех народов мира. Чередовать речь и пение, сочетая их с движением, для детей так же естественно, как и просто играть. Подобная элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением. Элементарная музыка – это музыка для простейшего элементарного музицирования, то есть активного процесса. И этим она отличается от высокой музыки для слушания.
Почему-то никому не приходит в голову начать обучение в первом классе с высшей математики, а не с арифметики и вместо простейших детских потешек и прибауток сразу читать в букваре отрывки из «Божественной комедии» Данте. Арифметика – это элементарная математика, а потешки и прибаутки – элементарная детская поэзия. Если эту поэзию мелодизировать и соединить с движением, получится музыка для того самого элементарного музицирования, о котором идет речь. На первоначальном этапе именно эта форма знакомства детей с музыкой, естественно сочетающаяся с любыми игровыми ситуациями и самыми неожиданными творческими фантазиями.
«Музыка, которая ближе человеческим чувствам и делам, чем многие другие человеческие проявления, многообразна и бесконечна, как сама жизнь. Бесчисленные музыкальные выражения человеческой жизни выглядят как пестрокрасочный ковер, разостланный над всеми частями земли» (К. Сакс).
Есть великая музыка, общемировая художественная ценность которой неоспорима, ее произведения возвышаются как горные вершины над миром людей; есть примитивная, однодневно-конъюнктурная, которая исчезает раньше, чем ее успеешь заметить. Но существует музыка высокодуховная и одновременно очень простая. Это древнейшая, первичная музыкальная стихия, элементарная по своей природе. Она понятна детям, как игра в кубики, к ней ребенок должен прикоснуться на ранней стадии развития, в этом – залог его будущего музыкального развития. Слово «элементарное» не имеет в данном случае никакого негативно-оценочного смысла. Элементарное – значит состоящее из первичных, коренных элементов. Элементарная музыка обращается к простейшим средствам музыкального языка, его «праэлементам» : ритму, тембру, мелосу, именно поэтому она становится музыкой, у которой есть свое высокое предназначение – педагогическое. Это музыка для детей, дошедшая до нас из глубины веков и сохранившаяся благодаря своей духовной ценности.
Элементарная музыка неразрывно связана с речью и движением, потому что они являются праосновой музыки. Музыка для детей не может быть другой, иначе она не сможет выполнять свое педагогическое предназначение: служить средством первоначального музыкального воспитания. В ней есть все то, что близко ребятам: своя веселая поэзия; простейшее движение, доставляющее им ни с чем несравнимую радость; пение, переходящее в речь, когда петь надоест, и речь, переходящая в пение от избытка чувств. Детский мир един, в нем можно и естественно то, что нам, взрослым, кажется нелепым и ненужным.
К. Чуковский, один из лучших исследователей формирования детской речи, писал, что дети, сочиняя или декламируя стихи, упиваются ими как музыкой, не вникая в смысл: их увлекает ритмика и созвучия стиха. Он также подметил, что детские стихи неотделимы от пляски, они ее организуют. Дети прыгают, как дикие, в своих массовых экстатических спонтанных танцах, выкрикивая дразнилки и считалки. Они ни минуты не стоят на месте, то декламируя стихи, то напевая.
Ребята очень отзывчивы на движение и возможность общения без слов, когда подобное соглашение исходит от самой музыки. Многочисленные примеры показывают, насколько органична внутренняя взаимосвязь музыки и движения, которую так естественно чувствуют дети и теряют со временем взрослые. Поэтому в музыкальном воспитании движение должно присутствовать как важнейший и обязательный компонент.
Сейчас уже стало известно, что не только музыка способна вызывать движения человеческого тела, но и самодвижение относительно музыки становится обучающим фактором. Оно оказывает влияние на характер восприятия образной сферы музыки. Музыка и движение как бы взаимно «подкрепляют» и усиливают друг друга.
Элементарные инструменты – человеческое тело ( голос плюс игра своего тела: щелчки, притопы, хлопки, щелчки) и простейшие ударные – шумовые и звуковысотные (барабаны, румбы, кастаньеты, ксилофоны). Из мелодических – флейта. Эти инструменты представляют собой элементарную музыку почти во всех высоких примитивных культурах.
Элементарная музыка – это простейший материал в простейших формах : интонационно-ритмических, ладовых, структурных. Элементарная композиция пользуется средствами, которые легко сохраняются в памяти без помощи нотной записи. Музыка в элементарном музицировании является и равноправным его компонентом, и средством объединения речи и движения. Элементарная музыка сопровождает движение и рождает его, сопровождает речь и дает возможность «танцевать поэзию», как это некогда было в античности.