Цеденова Марина Юрьевна
Формирование мотивации на занятиях у дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Владение педагогом методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития дошкольника. Необходима постоянная мотивация ребёнка, формирование у него устойчивого интереса к различным видам занятий.
Слайд 2. Под мотивацией мы понимаем - совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.
Публикация «Формирование мотивации на занятиях у дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – это общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к активной познавательной деятельности.
Слайд 3. Специалисты в области психологии выделяют 6 видов мотивации, это:
1. Внешняя. Не связана с конкретным процессом, а обусловлена результатом. Например, ребенок учится не ради получения знаний, а ради высоких оценок, похвалы и получения других наград.
2. Внутренняя. Прямая противоположность предыдущему виду. Человека мало интересует результат, он полностью погружен в сам процесс выполнения задачи. Внутренняя мотивация может включать :
o Познавательные мотивы. Они основаны на заинтересованности в получении знаний и навыков. Мотивация формируется в раннем возрасте и зависит от многих условий: уровень развития нервной системы, характер воспитания, обстановка в семье и т. п. Если не поддержать врожденный познавательный мотив, в будущем его потребуется восстанавливать. Поэтому полезно даже с маленькими детьми посещать выставки, экскурсии и прочие мероприятия познавательного характера.
o Социальные мотивы. Подразумевают желание ребенка быть полезным сначала в кругу семьи, а затем и в обществе. Сюда же включено стремление стать грамотным, успешным, научиться взаимодействовать с коллективом и окружающими.
o Мотив избегания неудачи. В этом случае дети делают все для того, чтобы избежать плохих отметок и неодобрительных замечаний в свой адрес. При такой мотивации именно от оценок будет зависеть то, насколько сильно ребенок будет тянуться к учебе и будет ли он это делать вообще.
o Мотивация достижения. В школьные годы, как правило, именно эта мотивация становится доминирующей. Особенно ярко она прослеживается у детей с высоким уровнем успеваемости. Им важно качественно и своевременно выполнять задания и получать соответствующее поощрение. Цель такой мотивации — стать профессионалом. Ребенок может намеренно брать в работу сложные задачи и прикладывать максимум усилий для их решения.
3. Положительная. Мотивация, которая базируется на положительном стимулировании. Пример положительной мотивации ребенка : «если выучу уроки, то получу сладкое и пойду на аттракционы».
4. Отрицательная. Мотивация, исходящая из негативных стимулов, например: «если не выучу уроки, то буду наказан».
5. Устойчивая.
6. Неустойчивая.
Слайд 4. Главная цель мотивации дошкольника – формирование активности, повышение качества познавательной деятельности и развития речи. Методы мотивации дошкольников в логопедии совпадают с традиционными: словесные, наглядные, практические.
Слайд 5. Эти методы реализуются в виде дидактических игр и игровых приёмов.
• Речевые игры и игры на развитие ВПФ (Высшие психические функции)
• Сказочные сюжеты
• Ролевые игры
• Сказочные и литературные персонажи
• Игры-путешествия, поездки, приключения
• Настольно – печатные игры
• Сюрпризные моменты
У детей с нарушениями речи снижены познавательные интересы, особенно это проявляется во время длительной отработки речевого материала. Всё это снижает интерес дошкольника к занятию. Как же мотивировать дошкольников, как поддерживать познавательную активность?
Приходится находиться в постоянном поиске. Искать новые игровые технологии, приёмы, пытаясь изменить или разнообразить старые, собирать информацию и идеи на просторах интернета, создавая, что-то своё новое, интересное для каждого ребёнка.
Не последнее место в настоящее время логопедической практике занимают информационные компьютерные технологии (ИКТ). Современные дети с рождения находятся в постоянном информационном поле современных мультимедиа. Поэтому оправдано их применение в ДОУ в коррекционной работе логопеда. ИКТ оптимизируют процесс познавательной деятельности, повышают позитивную мотивацию к коррекции речи, развивают высшие психические функции.
Специализированные компьютерные средства обучения повышают мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, повышают интерес детей к этим занятиям. А этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память, внимание, что и обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.
С помощью ИКТ создаю дидактические игры в виде презентаций.
Слайд 6. «Овощи – фрукты»
Дидактические задачи. Учить детей дифференцировать фрукты и овощи.
Игровые правила. Разложить овощи в корзину, а фрукты в тарелку.
Слайд 7. «Что делает?»
Дидактические задачи. Активизировать глагольный словарь.
Машина - едет, гудит, светит…
Слайд 8. Самолёт летит, взлетает, приземляется…
Слайд 9. Теплоход плывёт, отчаливает, гудит…
Слайд 10.«Назови части машины»
Представление о целом и его частях, названия частей машины (колесо, кабина, кузов, окна, двери).
Для формирования грамматического строя речи включаю в систему обучения разнообразные упражнения, закрепляющие понимание и употребление доступных для детей грамматических конструкций. Таковыми являются упражнения на согласование различных частей речи, образование наиболее продуктивных словообразовательных моделей, построение простых предложений.
Слайд 11. «Мастерская». Формирование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного падежа со значением отсутствия).
Ход игры: показать ребёнку изображения машин, вспомнить названия частей.
В первый раз ребёнку выдаются все детали, из которых он складывает фигуру.
Слайд 12 – 14. Во второй раз какой – то детали недостаёт. Следует объяснение, что машины побывали в аварии и их надо отремонтировать. Дошкольникам предлагается внимательно рассмотреть грузовик, и определить чего не хватает в изображении.
Слайд 15. Дидактическое упражнение «Без чего?»
Формирование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного падежа со значением отсутствия).
Детям объясняется, что у Федоры разбилось очень много посуды.
Без чего чайник? (Чайник без носика).
Без чего чашка? (Чашка без ручки).
Без чего сахарница? (Сахарница без дна).
Без чего нож? (Нож без лезвия).
Без чего кастрюля? (Кастрюля без крышки).
Без чего вилка? (Вилка без зубцов).
Слайд 16. «Из чего сделано?»
Задачи. Представление о материалах. Формирование умения образовывать относительные прилагательные.
Ход игры: предложите ребёнку рассмотреть посуду и продолжить начатую вами фразу. Например: Миска сделана из дерева, она - деревянная. Стакан сделан из пластика, он - пластиковый.
Слайд 17. «Какой сок?»
Формирование умения образовывать относительные прилагательные.
Ребенок называет фрукт и говорит, как будет называться сок (из этого фрукта). Например: «Это груша. Из неё получается грушевый сок».
Слайд 18. «С чем пирог?»
Формирование умение образовывать относительные прилагательные.
Пирог с чем? С мясом. Значит он какой? Мясной.
Слайд 19 - 20. «Чей, чья, чьё, чьи?»
Формирование умение образовывать притяжательные прилагательные.
Чей хвост? Лисий. Чья морда? Волчья. Чьё туловище? Заячье. Чьи рога? Сайгачьи.
Слайд 21. Игра «Кто, где спрятался?».
Закрепление простых предлогов.
Все звери испугались и спрятались. Посмотрите внимательно и скажите, кто, где находится.
Где стоит суслик? В чём спрятался заяц? За что спрятался волк? Возле чего стоит тушканчик? Под чем лежит лиса?
Слайд 22. «Скажи правильно»
Используется для усвоения падежных конструкций.
Например: Кого у тебя нет? У меня нет котёнка. Кому ты даёшь траву? Я даю траву козе. С кем ты играешь? Я играю со своим щенком. На ком ты поедешь кататься? Я поеду кататься на лошади. О ком ты расскажешь? Я расскажу о своём корове.
Игры на дифференциацию звуков.
Слайд 23.
«Глухой – звонкий»
Цель: развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные.
Для наглядности использованы колокольчики с язычком и без язычка.
Слайд 24. «Твёрдый – мягкий»
Цель: развитие умения дифференцировать твёрдые и мягкие согласные.
В этой игре символами твёрдости и мягкости, послужили кирпич и вата, соответственно.
Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов: мультимедийных презентаций, видео - уроков — предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно детям, что немало важно для учителя-логопеда. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.
Развитие мотивации не должно быть ступенью, предшествующей обучению, оно должно идти параллельно и неразрывно с ним. Учебная деятельность без мотивации - для ребёнка с проблемами речи, с психическими трудностями будет неуспешной, неинтересной, а для педагога превратится в монотонную, бесполезную работу.
Слайд 25. Позитивная мотивация к обучению в детском саду детей с нарушениями речи – это условие дальнейшего успешного обучения. «Продуктом успеха является высокая мотивация, а низкая мотивация – это продукт неудачи». Гленн Доман
Список использованной литературы:
1. Бодюл Татьяна Александровна
«Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников с нарушением произношения. nsportal.ru
2. Оксана Александрова
Повышение положительной мотивации дошкольников с нарушениями речи к индивидуальной НОД по коррекции речи maam.ru
3. Анастасия Денисова
Формирование мотивации дошкольников на логопедических занятиях maam.ru
4. Васильев Виктор Иванович
Формирование мотивации у детей с нарушениями речи pandia.ru
5. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., Смысл, 1971
6. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов н/ Д: Феникс, 2007.
7. Левина Е. В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях. – ж. Логопед, № 3, 2011
Уважаемые коллеги. К сожалению презентация на сайте не открывается. Можно посмотреть только скачав. Приношу свои извинения.